Главные вкладки

    разработка урока по окружающему миру для 4 класса на тему " Черноморское побережье Кавказа"
    план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

    Газизянова Лилия Раифовна

    Изучение  природы , достопримечательностей   Черноморского побережья Кавказа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_okr.mir_._singapur.docx24.38 КБ
    Файл prilozhenie_k_uroku.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по теме « Черноморское побережье Кавказа- субтропическая зона» , 4 класс

    • Газизянова Лилия Раифовна,
    • учитель начальных классов МБОУ«Высокогорской СОШ №3 Высокогорского муниципального района РТ»

    Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

    Задачи:

    • познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
    • учить работать с географической картой
    • совершенствовать умения работать самостоятельно с информацией, в парах, в группе.

    Оборудование:

    • презентация
    • толковые словари
    • картинки растений, животных, талисманов Зимних

     Олимпийских игр 2014

    • карточки с вопросами для каждой группы
    • для каждой группы ватман, клей, ножницы
    • мандарины, ветки лавра

    Ход урока

    I.Орг. момент. (1 минута)

    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми, отдохнувшими. Желаю вам успехов и удачи во второй четверти и , конечно на уроке. Поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. У нас сегодня гости, поприветствуйте их , пожалуйста.

    Алмаз приветствует гостей из Сингапура на англ.яз.,

    Good morning dear guests

    Welcome to our class

     We are glad to see you here today

      Регина всех остальных гостей.

    Здравствуйте, дорогие гости!

    Добро пожаловать  к нам !

    Мы рады  вас приветствовать  в нашем классе

    II. Актуализация опорных знаний. КОНЭРС (8 минут)

    Мы с вами путешествовали по многим природным зонам России. Сейчас я вам задам очень интересный вопрос.  Вы подумаете, и запишите свой ответ на листок. Приготовили листочки. Готовы?

    В какой природной зоне России вы хотели бы побывать? И почему?

    -Арктика
    -Тундра
    - Степь
    - Пустыня

    Думаем(время)
    Записали ответ
    Встали, задвинули стулья, нашли свой вариант.
    Нашли пару ,остался ли кто без пары?
    Начинает отвечать тот, кто из вас младше, определились?( Время, теперь ваш партнер, время) Опрос. Поблагодарите друг друга

    Теперь нашли пару  из соседней группы. остался ли кто без пары?
    Начинает отвечать тот, кто  первым пришёл в школу, определились?( Время, теперь ваш партнер отвечает, время)Опрос. . Поблагодарите друг друга

    III. Подведение к новой теме. (3 мин)

    Ребята, вот мы с вами познакомились со многими природными зонами России, как бы побывали  в гостях.  А вот совсем скоро много гостей приедет к нам в Россию. Никто не догадывается, по какому поводу?

    ( скоро у нас  в России пройдут Зимние Олимпийские игры.) А кто знает какие талисманы  у   Зимних Олимпийских игр 2014 ?

    Я предлагаю каждой команде собрать пазлы и узнать( или проверить) какие же талисманы у Зимних Олимпийских игр

     Когда  пройдут эти игры? Сколько дней осталось до Зимних Олимпийских игр?

    А в каком городе? Как вы думаете , на побережье какого  моря  находится город Сочи?

    Итак, наша тема урока « Черноморское побережья Кавказа- субтропическая зона»Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

    IV. Ф/ мин.  Фолоу зе лидер ( следуй за лидером) (3 мин)

    V. Новая тема ( 28 мин.)

    Слышали ли вы когда-нибудь это сочетание субтропическая зона?

    Что оно может обозначать? Как вы думаете? Проверим свои догадки по словарю( Работа со словарями.)

    Работать будем в группах .РАУНД ТЭЙБЛ

    У каждой группы  своё задание. Ваша задача: каждый читает  статью учебника по своей теме( если остаётся время- читаем тему другой группы). Отвечаем  на вопросы( ответ ищем все вместе, ответ  записываем  по одному ,начиная с №1 по кругу)Рассказывать будут  партнёры  А. Рассказывать нужно чётко, интересно ,чтобы мы всё поняли. Если останется время можно поискать дополнительную информацию.

    Группа №1

      Географическое положение , климат Черноморского  побережья Кавказа

      Вопросы:

    - Где располагается на карте Черноморское побережье;

    - Климатические условия зоны.

    - Какое влияние оказывают  Кавказские горы на климат побережья?

    - В какое время  суток вода в море теплее? Почему?.

    Группа №2

    Растительный мир Черноморского  побережья Кавказа

      Вопросы:

    - Причины разнообразия флоры;

    - Отличительные особенности растений субтропиков;

    - Растения:  на склонах гор, в парках и  на городских улицах

    -что такое « Дендрарий», культурные  растения  в садах

    Группа №3

      Животный мир Черноморского  побережья Кавказа

    Вопросы:

    - Причины разнообразия фауны;

    - Крупные животные;

    - Насекомые и птицы.

    -  Обитатели моря.

    Группа №4

     Охрана Черноморского  побережья Кавказа

    Вопросы:

    - Чем является для людей Черноморское побережье;

    - Экологические проблемы;

    - Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

    - Сочинский национальный парк

     

    Группа №5

    Деятельность людей Черноморского  побережья Кавказа

    Вопросы:

    - Сельское хозяйство

    - Плодоводство

    - Судоходство и туризм

    -Виды спорта

    -Каждая группа делает презентацию своего проекта

     Задавайте вопросы, дополняйте, если вы что-то знаете больше.

    VI. Закрепление.  МИКС ПЭА ШЭА ( используя РЭЛЛИ РОБИН- быстрый ответ) ( 10 мин.)

    1. В какой  природной зоне расположено Черноморское побережье Кавказа?
    2. Какие деревья часто встречаются на склонах гор в субтропиках?
    3. Какие животные  обитают в Чёрном море?
    4. Экологические проблемы;
    5. Какой плод, произрастающий  на Черноморское побережье Кавказа, тебе нравится больше всего?(раздать мандарины)

    VII. Домашнее задание . РАФТ ( 2 мин)

    Роль- экскурсоводы ( хотя пока вы ученики 4а класса)

    Аудитория- спортсмены и туристы, которые приедут  в Сочи на Зимние Олимпийские игры в 2014году

    Форма- рекламный буклет

    Тема-  «Черноморское побережья Кавказа»

    Составить буклет, чтобы гости смогли выбрать место, которое они захотели бы обязательно посетить. Может кто-то из вас найдёт дополнительную информацию. Например ,мы не затронули такие  явления как водопады, дольмены.

     

    VIII .Итог урока  (3 мин.)

    Вернёмся к началу урока. У нас было желание узнать что-то новое.

    Такое задание- закончи предложения.

    1. Сегодня я узнал…..

    2. Меня очень заинтересовало…

         3. Я бы хотел….



    Предварительный просмотр:

     Географическое положение, климат

    «Узкая»полоса Черноморского побережья, в центре которого расположен город Сочи , и склоны гор до высоты 500-600 м относятся к зоне субтропических лесов, или субтропиков.  Эта удивительная зона занимает маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

    На Черноморском побережье Кавказа зима тёплая. Часто идут дожди. Снег выпадает редко и быстро тает, так как температура воздуха практически не опускается ниже нуля. Лето умеренно жаркое. Весна и осень очень тёплые.  Много солнечных дней в году. Эта зона расположена ближе к экватору, где всегда жарко, солнце светит прямо над головой. Поэтому, сюда  солнце посылает почти прямые лучи. Воды много, остывает зимой медленно, хватит тепла на целую зиму.

     Горы закрывают с одной стороны (с севера) доступ холодному воздуху, холодным ветрам, с другой стороны (с моря, с юга) большим тучам, тёплому воздуху – они остаются на месте, поэтому много влаги и тепла.

    Такие погодные условия называются субтропическими, переходные условия к тропической зоне

    Кавказские горы высокие . Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

     Подсказка к  вопросу «  Когда вода в море  теплее – днём или вечером?» -вода медленно нагревается и медленно остывает.

    Растительный мир

    Субтропики самая южная часть нашей страны .Здесь земля получает больше тепла и света , чем в любой другой природной зоне. Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы , тёплоё море создают благоприятные условия для жизни растений  в этой зоне.

      На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Между могучими деревьями растут высокие травы и кустарники.  Растут вечнозелёные деревья

    На склонах гор на высоте 500-600 м раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса, где растут дуб, граб, бук, ясень, липа, клён ,каштан.

    В парках, на городских улицах можно увидеть декоративные вечнозелёные растения: пицундскую сосну ,кипарис, магнолию, тую, пальму, лавр. А всем, кому посчастливится побывать  в « Дендрарии» города Сочи ,советуют сфотографировать платан с пятнистой корой, австралийский эвкалипт, ливанский кедр, японскую айву, заросли бамбука  . Все эти растения родом из разных стран с тёплым климатом . « Дендрарий»  не только очень красивый ,но и « живой « парк- по аллеям гордо разгуливают павлины, по верхушкам деревьев прыгают белки, в прудах плавают чёрные и белые лебеди.
    Из культурных растений в  садах можно встретить виноград, инжир ,грецкий орех , абрикос, персик , грушу, яблоню.

    Бук достигает высоты 25-40м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет

      Каштан –дерево долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья с острыми зубчиками. Плоды-орехи можно употреблять в пищу.

    Животный мир

      Субтропики самая южная часть нашей страны .Здесь земля получает больше тепла и света , чем в любой другой природной зоне. Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы , тёплоё море создают благоприятные условия для жизни  животных в этой зоне.

    Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают замечательные и крупные животные этих заповедных мест- медведи, косули, кабаны, есть барсы, шакалы. Но их вряд ли удастся увидеть.
    Среди зелёных листьев нелегко разглядеть богомола- хищника и любителя мелких насекомых. Растительноядные цикады выдают себя громким стрекотанием. Они сидят на веточках растений, соком которых питаются.
    В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы
    . Они кормятся рыбой. Баклан – хитрая, умная и очень прожорливая морская птица. Бакланы с трудом ходят по земле, но зато ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. Они могут длительное время находиться под водой. Даже когда баклан сыт, он всё равно продолжает охотиться. Его глотка позволяет заглатывать очень больших рыб.
    Удивительны и неповторимы
    морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины Морские коньки -это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет. Морская игла-это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и игла, а уколоть никого не может – мягкая. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Их блестящие тела идеально обтекаемой формы. Дельфины могут плавать со скоростью 45–50 км/ч. Дельфины питаются крупной и мелкой рыбой, моллюсками. Эти животные хорошо поддаются дрессировке, так как они сообразительнее собак и обезьян.  Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

     Охрана Черноморского побережья Кавказа

     Удивительно богата неживая природа Черноморского побережья Кавказа. Умеренно жаркое лето и тёплая зима, одновременно и морской и горный воздух, лечебные грязи, целебные минеральные воды. Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать и лечиться  тысячи людей из всех уголков России .Здесь для них  построены многочисленные пансионаты, дома отдыха, санатории.  Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы.
    Сочи- крупный порт на Чёрном море. Нефть, сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает  безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться.

    В районе Сочи есть уникальная тисосамшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые  растения , например:  тис ягодный, самшит колхидский, иглица колхидская ( в « Дендрарии») Лещина древовидная, панкраций морской, уснея  цветущая и животные: дровосек зубчатогрудый, жужелица кавказская, кавказская гадюка, дельфин черноморская афалина, белобрюхий  тюлень.

     Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк стал одним из первых национальных парков России. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.  На огромной территории в горах, размеры которой достигают 190 тысяч гектаров, была прекращена любая производственная деятельность.

    Деятельность людей

    Благоприятный климат побережья сказывается на хозяйственной деятельности человека.  В  сельском хозяйстве развито чаеводство (самые северные чайные плантации в мире),выращивается озимая пшеница ,
    кукуруза, подсолнечник, табак

     Сильно субтропическое плодоводство- возделывание цитрусовыхграната,

     хурмы, инжира, виноградарство.

    Развито и животноводство : тонкорунное овцеводство, разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство. Черноморское побережье Кавказа один из передовых районов страны.

    Но основными источниками процветания региона, безусловно, являются морское судоходство и туризм, в том числе международный. Черноморское побережье России — крупнейшая в стране зона внутреннего пляжного туризма, детского туризма (пионерский лагерь «Орлёнок») и спортивного туризма (комплекс Красная Поляна). На черноморском побережье представлены все существующие виды отдыха и туризма: семейный, детский, активный, экстремальный, лечебный. 

    Черноморское побережье Кавказа  представляет  огромные возможности для занятия разнообразными видами спорта, в том числе и экстремальными: альпинизмскалолазаниеплаваниедайвингяхтингпара-планеризмводные лыжиаквабайк, полеты на парашютах над морем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

    Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

    Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

    Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...

    Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

         Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

    Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"

    В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

    Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

    Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....