Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Растения 1 класс27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Абжами Г.Г. учитель начальных классов МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района»

Тема: «Растения»

Цель:  сформировать правильное научное представление о растениях; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение», выделить их существенные признаки, части.

Планируемые результаты:  ученик научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение», выделять их существенные  признаки; различать и называть основные части растений; узнавать деревья, кустарники, травы, приводить примеры.

Формируемые УУД

Личностные: у ученика будут сформированы представление о причинах успеха в учебе, положительное отношение к  познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; ученик получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем  поведении.

Регулятивные: ученик научится принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;  получит возможность научится в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять  пошаговый контроль по результату под руководством учителем; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем.

Познавательные: ученик научится  осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме;  анализировать  изучаемые объекты окружающего мира  с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изучаемых объектов;  ученик получит возможность научится  ориентироваться на  возможное  разнообразие способ решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: ученик научится допускать  существование различных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению;  ученик получит возможность научится формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные  для окружающих высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Оборудование: учебник «Окружающий мир.1 класс», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир.1класс»; мультимедийный проектор, презентация; смайлики(29 штук), жетоны, поощрительные призы (наклейки)

Литература: «Методика преподавания природоведения» В.П. Горощенко, И.А. Степанов;  Сухарев Ю.Ф. «Природоведение: учебно-методическое пособие к учебникам природоведения  во вторых и третьих классах общеобразовательных школ»; Окружающий мир.3класс:поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. часть II.

План

  1. Актуализация опорных знаний
          1. Организационный момент
          2. Целеполагание и определение темы
  2. Усвоение новых знаний
          1. Сообщение новых знаний
          2. Закрепление нового материала
  3. Подведение итогов
  4. Рефлексия

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и определение темы

- отгадайте загадки:

1)В сто одежек одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)

2)Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель)

3) Что за дерево стоит –

Ветра нет, а он дрожит.(Осина)

4) Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду….(сирень)

5) Не огонь, а жжется (крапива)

6) платье потеряла, а пуговки остались (рябина)

- Как  назвать все отгадки одним словом? Это слово и будет темой нашего урока (растения)

- Как вы думаете, что мы узнаем на  уроке?

Мы узнаем части растений и научимся отличать различать деревья, кустарники, травянистые растения.

II. Усвоение новых знаний

  1. Сообщение новых знаний

- Кто из вас бывал в лесу? Какие растения вы встречали в лесу? (деревья, кустарники, травы).

Каких растений больше всего в лесу? (деревьев)

Кто был в лугах? Какие растения растут в лугах и каких из них больше? (кустарники и травы, в лугах больше трав)

Бывали ли вы около озер, рек, болот? Какие растения там встречались? (деревья и кустарники на берегу)

Кто мне может сказать, что такое растение?

Растение-это тела живой природы. На земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Как вы думаете, чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга?

У деревьев один толстый и древесный ствол, у кустарников стволов несколько и они древесные, как и у деревьев, у травянистых растений не ствол, а травянистый стебель. Также различаются ростом: самые высокие деревья, кусты -пониже, еще ниже травы. Но могут быть низкие деревья  и высокие травы.    

Есть ли у растений что-то общее? Назовите их части.

Откройте учебник на странице 22. Найдите на рисунке части растений.

Назовите части растений, которые находятся над землей.

Как вы думаете зачем растению нужен корень?(чтобы удерживаться в земле, с помощью корня растение всасывает из почвы нужные минеральные вещества)

Корни –это опора растений в земле, они всасывают  из почвы минеральные вещества и воду.

Как вы думаете зачем растению стебель?

Стебель-это наземная часть растения, по стволу вверх к растению подаются питательные вещества

Как вы думаете зачем растению листья?

В листьях из неживых веществ с помощью света  образуются живые вещества в виде сока.

Зачем растению цветы?

На цветках образуется пыльца, которая переносится с одного цветка на другой.  Попав с одного цветка на другой цветок, пыльца прорастает, и из такого опыленного цветка образуется плод и семена.  

Давайте попробуем объяснить народные приметы. Прочитайте первую примету. Кто может объяснить эту примету?

(Коли в мае дождь, будет и рожь.--

Прочитайте вторую примету. Кто объяснит эту примету?

(Если бы на горох не мороз, он бы тын перерос--

Прочитайте третью примету. Кто мне объяснит ее.

(Март с водой, апрель с травой, май с цветами.--

Мы объяснили народные приметы. А теперь попробуйте ответить на вопрос: Как природные условия влияют на жизнь растений?

Необходимые для жизни растений условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти  в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от  небольшого мороза.

  1. Закрепление нового материала

Давайте теперь поиграем в игру «Угадай растение»

- Вы должны назвать жизненную форму: дерево это или кустарник, или травянистое растение.

- У него зеленые листья. Что это может быть? (дерево, кустарник или трава)

- У него есть листья и корень. Что это может быть? (дерево, кустарник или трава)

- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (дерево)

- А теперь ваша задача усложняется: вы должны назвать не только жизненную форму, но и название растения. Для этого вам поможет учебник на странице 23.

-  У него от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой, а плоды в виде грозди, бывают  красного, белого и черного цвета.(кустарник-смородина)

У него от корня отходит один стебель- ствол, покрытый деревянистой корой белого цвета с черными полосками, ветви образуют красивую крону(дерево-береза)

Имеет травянистый стебель, цветок красного или розового цвета, с пятью лепестками с зубчиками по краям( травянистое растение –гвоздика)

Посмотрите на картинки, какое еще растение осталось? (рожь).

Назовите  ее части.

Откройте рабочие тетради на странице 16. Нам нужно дорисовать части растений.

Какое первое растение? (клен)

Какую части ему нужно дорисовать? (листья). С каким словом понятием мы его соединим?(дерево)

Какое второе растение? (сирень)

Какую часть ему нужно дорисовать? (стебель: стволики). С каким словом понятием мы его соединим?(кустарник)

Какое третье растение? (гвоздика)

Какую части ему нужно дорисовать? (цветки). С каким словом понятием мы его соединим?(травянистое растение)

Какое четвертое растение?(малина)

Какую части ему нужно дорисовать? (плоды). С каким словом понятием мы его соединим?(кустарник)

III. Подведение итогов

Какой существенный признак вам помог определить растение?

Какие признаки относятся ко  всем трем группам растений? ( есть корень, стебель, листья, цветки и плоды)

Назовите существенный признак, который поможет вам определить дерево( от корня отходит один деревянистый ствол)

Назовите существенный признак, который поможет вам определить кустарник ( от корня отходят несколько деревянистых стеблей)

Назовите существенный признак, который поможет вам определить травянистое растение (от корня отходит травянистый стебель)

Подсчитывание  жетонов и награждение

IV.Рефлексия 

У вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, дорисуйте смайлику улыбку, а если нет, то сделайте смайлик грустным.

У кого грустные смайлики? Что нужно, чтобы на  следующем уроке он улыбался?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...