Конспект урока окружающего мира по теме "Рыбы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Махова Юлия Сергеевна

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Рыбы».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения проявлять ценностное отношение к природному миру.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– научиться называть характерные признаки рыб;

- рассказывать о строении рыб;

- находить общие и отличительные признаки рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_konspekt_uroka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во втором классе.

Предмет:      Окружающий мир

Класс:         2

УМК:      «Перспективная начальная школа» 

Тема урока: Рыбы

Тип урока:     Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология:   Системно – деятельностный метод.

Форма проведения: урок - лекция

Форма организации работы на уроке:   Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:  загадки, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, презентация, картинки «Необычные рыбки»

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Рыбы».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения проявлять ценностное отношение к природному миру.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– научиться называть характерные признаки рыб;

- рассказывать о строении рыб;

- находить общие и отличительные признаки рыб.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Здравствуйте ребята!

Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, 
Все ль в порядке, 
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «5».

Какой наш главный девиз?

Я хочу, мне надо и я могу.

Мы урок наш начинаем,

Что учили – вспоминаем

                   И повторим знания

                   Домашнего задания.

Да

Да

Да

Да

Да

Да

 Я хочу, мне надо и я могу.

Коммуникативные

II

Этап актуализации знаний. Сообщение темы урока.

(3 мин)

- Чего на Земле больше: воды или суши?

- Кто живёт в воде?

- Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Есть рот – не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

- Какие особенности животного отмечены в загадке? О каких «крылья» идёт в ней речь?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема сегодняшнего урока?

 Воды на земле больше, чем суши;

Многие живые организмы – растения и животные. Лягушки, рыбы, водомерки, водоросли, ряска …

        

Рыбы

Ответы детей (предположение)

Рыбы.

Познавательные

Коммуникативные

III

Совместное открытие нового знания

(15 мин)

- Рассмотрите рисунок  в учебнике стр. 12-13

(Приложение 1)

Кто здесь изображён?

- Что объединяет этих животных?

- Назовите только рыб. По каким признакам  вы отнесли этих животных к рыбам?

- А сейчас мы посмотрим небольшую презентацию «Кто же такие рыбы»

(просмотр презентационного материала)

- Что способствует быстрому передвижению рыб?

- У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Шеи у рыбы нет. С длинной гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким, что позволяет легко пробивать себе дорогу в толще воды.

- А что же едят рыбы? Все ли рыбы питаются  одинаковой пищей?

- Давайте почитаем, что говорится об этом в учебнике на стр.13-14 и узнаем,  как обстоят дела на самом деле. (Приложение 1)

Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.

Их жизнь связана с водой.

Летучая рыбка.

Тело рыб покрыто чешуёй, есть плавники.

Чешуя, форма тела, плавники

Ответы детей (предположения)

Работа по учебнику

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

IV

Закрепление изученного

(3 мин)

- На какие группы по способу питания делятся все рыбы?

- Можно ли содержать в одном  всех рыб? Почему?

- На какие группы по месту обитания делятся все  рыбы?

- Почему рыбки все время открывают и закрывают рот?

- Как располагается на  теле рыбы чешуя?

Растительноядные, хищники, всеядные

Нет, хищники могут съесть других рыб

Речные, озёрные, морские, аквариумные

Дышат, захватывая ртом воду с растворённым кислородом

Чешуя располагается на теле рыбы рядами. Края чешуек  накладываются друг на друга, подобно черепице на крыше

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

VI

Физкульт-минутка

(2 мин)

-  Рыбки плавали, ныряли

   В чистой светленькой воде

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет)

-  То сойдутся – разойдутся,

(Развести руки в стороны, свести вместе)

-  То зароются в песке.

(Присесть на корточки, обхватить голову руками)

Движения выполняются в соответствии с текстом, по показу учителя

(повторяем 2-3 раза)

Регулятивные

VII

Применение знаний

(5 мин)

- Рабочая тетрадь стр. 6-7 Задание 9.

(Приложение 2)

1-й этап: учащиеся выбирают животных, тело которых покрыто чешуёй.

2-й этап: вписывают названия рыб в кроссворд.

- Что же такое жабры и для чего оны нужны?

- Как вы думаете, почему рыба погибает на суше?

Дети выполняют задания в парах (жерех, скат, белуга, скалярия, бычок)

Каждый выполняет задание самостоятельно, с последующей проверкой.

Они помогают рыбам дышать в воде.

Жабры не омываются водой,  рыба не может дышать.

Познавательные

Коммуникативные

VIII

Включение в систему знаний и повторений

(7 мин)

Наш урок подходит к концу. Усвоили ли вы этот материал, мы узнаем, поиграв в игру «Отгадай загадку – покажи отгадку»

Игра «Отгадай загадку – покажи отгадку». (Приложение 3).

Игра «Строение рыбы»

Учащимся раздаются карточки.  Необходимо  указать стрелками  и подписать части тела рыб. (Приложение 4)

На доске представлены картинки с изображением разных рыб. Учитель загадывает загадку, учащиеся отгадывают её и показывают на доске нужную картинку.

Ребята выполняют работу самостоятельно, а затем обмениваются карточками и делают взаимопроверку.

Коммуникативные

Познавательные

IX

Рефлексия

(3 мин)

- Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что-то новое?

-  Назовите признаки рыб.

- Перечислите группы рыб по способу питания.

- Перечислите группы рыб по месту их обитания.

- Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке. Заполните шкалу  самооценки, которая находится на ваших столах. (Приложение 5).

- Что можно еще сделать, для закрепления темы?

Домашнее задание:

  1. Учебник стр.12-14, отвечать на вопросы
  2. Рабочая тетрадь стр.8-9 задание 11, 12.

(Приложение 6)

-  Все молодцы! Спасибо за урок.

Да

Высказывания детей

Работают с листом самооценки.

Поупражняться при выполнении домашнего задания

Регулятивные

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...