Главные вкладки

    Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"
    план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Цели урока:

    • Сформировать знания о ягодах Югорского края.
    • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
    • Развитие речи, коммуникативных УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_kraevedeniyu.docx28.22 КБ
    Office presentation icon yagody_nashego_kraya.ppt2.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"

    Составила: учитель начальных классов Сапогина С.Ю.

    МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалым

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

    Учитель:  Сапогина Светлана Юрьевна

    Класс:   1 - Г

    Предмет: Краеведение «Край, в котором я живу» Внеурочная деятельность.

    Тема урока: «Ягоды нашего края»

    Цель урока:

    • Формировать знания о ягодах Югорского края.

    Задачи урока:

    • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
    • Знакомство с поэтами и писателями Югры.
    • Формировать коммуникативные УУД, развитие речи.

    № этапа

    Этапы урока

    Виды деятельности на уроке

    Коммуникативные УУД

    1

    Актуализация опорных знаний.

    1.Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся?

    2.Вводная беседа.

    3.Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина (читает ученик)

    Слушать и понимать речь других.

    Формирование навыка выразительного чтения.

    2

    Знакомство с новым материалом (Ягоды нашего края)

    1.Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик»

    2.Составим слово по загадке (карточки с буквами и загадки)

    3.Попробуйте на вкус ягодки.

    4.Просмотр  презентации.

    Формирование умения слушать и понимать речь других.

    Участвовать в парной и групповой работе.

    Оформлять свою мысль в устной речи.

    3

    Обобщение и закрепление полученных знаний.

    1.Работа с тетрадью.

    2.Задание повышенной трудности на дом.

    Участвовать в парной и групповой работе.

    Формирование умения находить информацию из разных источников.

    4

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Составь рассказ по плану.

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

    Оформлять свою мысль в устной речи.

    5

    Дополнительное задание для читающих учащихся.

    Еремей  Айпин.

    Сказка «Клюковинка и травяная косичка»

    Формирование навыков чтения.

    Оформлять свою мысль в устной речи, используя пересказ текста.

    Цели урока:

    • Сформировать знания о ягодах Югорского края.
    • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
    • Развитие речи, коммуникативных УУД.

    Общеобразовательные задачи курса краеведения " Мы дети природы":

    • Дать знания о природном богатстве края, быте, традициях коренных народов, хозяйственной деятельности.
    • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

    Развивающие задачи:

    • Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру
    • Обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка.

    Формы и методы:

    Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа, словесные методы: рассказ, беседа, объяснения.

    Региональный компонент помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ "Об образовании": воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных, культурных и религиозных традиций.

    Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

    Значение приобщения подрастающего поколения к жизненно важным ценностям своего народа никогда не потеряет актуальности. Уроки, включающие в себя региональный компонент, формируют у учащихся личную ответственность за сохранение природных богатств, их приумножение.

    Цели урока:

    • Формирование знаний о ягодах Югорского края, значении ягод для человека.
    • Воспитание бережного отношения к ягодным полянам и кустарникам.

    Оборудование к уроку: картинки с изображением ягод, карточки с названием ягод, замороженные образцы ягод, мультимедийная установка.

    Ход урока

    1. Актуализация опорных знаний:

    - Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся?

    Весной веселит, 
    Голосами птиц говорит. 
    Летом холодит, комарами звенит. 
    Осенью дарами одаряет, 
    Грибами, ягодами угощает.
    Зимой от вьюги защищает.
    (лес)

     Вводная беседа:

    - Богат наш Югорский край лесами и болотами. Красив лес в любое время года. Но сегодня мы постараемся вспомнить, какой бывает осень в нашем крае. Осень в нашем крае начинается уже с августа. В конце лета и осенью лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы осины стали ярко - оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья. А на болотных кочках каждое утро, словно жемчужины, блестят на солнце капли росы. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев или "осенины".

     - Многие поэты описывали красоту осени. Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина.

    Читает  ученик:

    Над лесом и над полями
    Плывут облака несмело,
    Словно костры, поляны
    Красны от брусники спелой.
    Здравствуй, щедрая осень, 
    В рыжей шубке лисьей!
    Стали студёными росы,
    Стали багряными листья.

    - Микуль Шульгин называет осень щедрой. Почему?

    - Одно из богатств нашего края - ягоды.

    2. Знакомство с новым материалом.

    с ягодами, растущими в Югорском краю:

      Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик»

    - Почему у девочки не получалось собрать ягоды? (она ленилась)

    - Какие предметы ей помогали собирать ягоды? (дудочка и кувшинчик)

    - А мы лениться не будем, и возьмем с собой только кувшинчик.

      Составим слово по загадке. (карточки с буквами и загадки)

    - Прочитайте загадку и соберите слово – отгадку.

    - Что у вас получилось? (читаем загадку и отгадку)

    1. Листик с глянцем, 
    Ягодки с румянцем,
    А сама - кусточки 
    Не выше кочки. 
    (брусника)

    2. Что за бусинка вот тут 
    На стебле повисла?
    Глянешь - слюнки потекут,
    А раскусишь - кисло.
    (клюква)

    3. Под листом на каждой ветке
    Сидят маленькие детки.
    Тот кто деток соберёт,
    Руки вымажет и рот.
    (черника)

    Просмотр  презентации.

    На доске появляются названия ягод.

     - В наших лесах есть и ядовитые ягоды - это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?

    (рассуждения детей)

    Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.

    3. Обобщение и закрепление полученных знаний.

    - Работа с тетрадью (15, 16 задание)

    - Задание 17 частично, остальное узнайте дома.

                    Попробуйте на вкус ягодки.

    4. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Составь рассказ по плану.

    ПЛАН

    1. Название ягоды.
    2. Как выглядит ягода?
    3. Какая на вкус ягодка?
    4. Что интересного я узнал о ягодке?

    5.Дополнительное задание.

    Еремей  Айпин. Сказка «КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА»

    Еремей Айпин

    КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА

    Сказка

    Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале  разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.

     Однажды утром Клюквинка говорит подруге:

     — Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи. Встающий первым всегда огонь разжигает.

     — У меня же косичка... — тихо напомнила Травяная Косичка.

    — Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! — сказала Клюквинка.

     — Ладно, огонь разведу, — согласилась Травяная Косичка.

    Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил — и вспыхнула травяная коса Травяной Косички.

    Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась — что тотчас лопнула.

    Тут и сказке конец.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"

    Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...

    программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

    Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс

    Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс....

    Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс

    Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...

    Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

    Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...

    Рабочая программа по краеведению (внеурочная деятельность)

    Адаптированная рабочая программа по краеведению в 1-4 классах , используемая во внеурочной деятельности...