Конспект урока. Леса Рооссии (4 класс УМК Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фахрутдинова Нелля Рамилевна

Цели деятельности учителя:  усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах),  растениях  и  животных этой зоны, взаимосвязи в природе; развитие  умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._lesa_roossii_4_klass_umk_shr.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: «МАОУ СОШ №152»                                                                                                   Студентка 45 группы:                                 

            Класс: 4б                                                                                                                                                                                                             Фахрутдинова Н. Р.                                              

             Учитель:.                                                                                                                                                                                                       Методист:        

Кузнецова В. В                                                                                                                                           Горячева C. Л.                                                                                                                                                                        

Тема: Леса России

Цели деятельности учителя:  усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах),  растениях  и  животных этой зоны, взаимосвязи в природе; развитие  умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
 

Планируемые результаты

предметные: Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон. Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе. Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

           личностные: Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения. Умение анализировать свои действия и управлять ими. Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя. воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков, атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, презентация, таблици.


Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы

≈ 3

-Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Нелля Рамилевна.

-Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.

 - По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)

Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. (Опора на слайде так же в учебнике на стр. 71

План изучения природной зоны:

1. Название, изображение на корте.

2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

3. Использование природы данной зоны человеком.

4. Экологические проблемы и охрана природы.)

- О каких растениях и животных, живущих в тундре, вы узнали?

- А теперь ребята давайте с вами выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания и закрепить тему тундра.

(На слайде)

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство; 
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ..

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени, моржи, киты; 
б)    песцы, волки, лемминги; 
в)    верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

- А теперь обменяйтесь листочками с вашим соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Напротив каждого правильного ответа вы ставите плюс, а если это не правильный ответ, то вы ставите минус.

(Слайд)

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).

Приветствовать учителя

Отвечать на поставленные вопросы, закреплять пройденный материал, работать с картой.

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный:

ответы на вопрос

Словес.: слово учителя

≈ 10

 Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Леонида  Леонова, который сказал:

"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".

-Кто же этот милый дед и хранитель урожаев?

-Конечно же лес. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне).

-Расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.).

-Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес – одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи – все это лики одного явления, имя которому – лесная зона.

- Как вы думаете, о чём сегодня будем с Вами говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России".
- А какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Мы посмотрим на лес с точки зрения географии, изучив факторы размещения зоны лесов, особенности  неживой природы, растительного и животного мира

Анализировать и отвечать на вопросы,

формулировать краткий рассказ

Анализировать и отвечать на вопросы,

К:формулировать ответы и выводы; обмениваются мнениями.

3.

Решение частных задач

Практический: работа с учебником

Словесный: слово учителя

Практический: работа с учебником

Физминутка

Словестный: ответы на вопрос

Самопроверка.

Практический: работа в тетради

≈ 25

Составление плана изучения зоны лесов.

Зона лесов:

-Название и изображение на карте

-Особенности неживой природы

-Особенности растительного мира

-Особенности животного мира

-Деятельность человека

-Экологические проблемы и охрана

- Давайте предположим, будет ли природа тундры отличаться от природы лесных зон? Почему? Вернемся к этому предположению в конце урока и проверим правильность нашего предположения.

  1. «Верные неверные утверждения»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбце, напротив высказывания плюс, если согласны с утверждением, верите ему, и минус, если не согласны. Второй столбец у вас останется пустым.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Зона лесов находится севернее зоны тундры

2. В зоне лесов выпадает мало осадков

3. Нашу страну называют великой лесной державой

4. Леса занимают более половины территории России

5.Почвы в лесных зонах бедные перегноем

6.Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры

-Сегодня в течение урока вы будете обращаться к  таблице и видеть, насколько были правы.

-Откройте  учебник на стр. 95 и  прочитайте самостоятельно текст про зону лесов. При чтении делайте пометки «V» – уже знал; «+» – новое;  «?» – не понял, есть вопросы.         Время для выполнения задания 1 минута.

"V "

поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

" + "

поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" ? "

поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

-Что было для вас знакомым из прочитанного?
-Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- А теперь давайте вернемся к нашей игре «Верите ли вы, что…»  и к вопросам на которые мы отвечали, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Физминутка

Руки подняли и покачали

–  Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад

-Многое мы с вами уже узнали о зоне лесов. Какие три части выделяют  в лесной зоне?

Леса:

-Тайга

-Смешанные

-Широколиственные

- Откройте карту природных зон на стр. 72-73 учебника. Поработайте в паре,   найдите на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов.
- Кто сможет показать эти зоны на нашей карте?
-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

-Что ещё мы должны с вами изучить?

-Я предлагаю вам побыть учёными и отправиться в экспедицию в разные участки зоны лесов, чтобы проверить, насколько наши предположения верны. Поэтому зону лесов будем изучать по группам. Первая группа учёных будет изучать растения тайги, вторая группа - растения смешанных и широколиственных лесов, третья группа будет изучать животный мир тайги, а четвёртая – животный мир смешанных и широколиственных лесов.  Так как в учебнике нет информации про животный мир смешанных и широколиственных лесов, то четвертая группа заранее работала над проектом на тему: «Животный мир смешанных и широколиственных лесов», они подготовятся в выступлению со своей информацией.

- В ходе исследования вы можете использовать материал учебника, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии животных. Время на работу в группе – 4 минуты.

Карточка для первой группы «Растения тайги».

Тип источника информации

Цель

Результат (+/-)

-Учебник (с.96-97),
-атлас-определитель «От земли до неба»,

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1. Каковы природные условия тайги? Какие растения растут в тайге?

2. Подготовь сообщение про ель обыкновенную, сосну обыкновенную и лиственницу.

Карточка для второй группы «Растения смешанных и широколиственных лесов».

Тип источника информации

Цель

Результат (+/-)

-Учебник (с.97),
-атлас-определитель «От земли до неба»,
-гербарий

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1.Каковы природные условия в смешанных и широколиственных лесах?

2. Подготовь сообщение про деревья: дуб и вяз.

Карточка для третьей группы «Животный мир тайги».

Тип источника информации

Цель

Результат (+/-)

-Учебник (с.97),
-фото животных

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1.Подготовь сообщение про птицу тайги – кедровку..

2. Подготовь сообщение про бурундука

- А теперь предоставим слово группам для представления своей работы.

Работа в рабочих тетрадях в парах.

-Откройте рабочую тетрадь и на стр. 47 выполните № 2 в паре, используйте информацию из учебника и атласа-определителя. ( Проверка по слайду)

Домашнее задание

1.Прочитать текст учебника и выполнить задания для самостоятельной работы на стр. 102.

Задание на выбор:

- Сообщение об одном животном или растении зоны лесов.

- Рисунок тайги, смешенного и широколиственного лесов.

Работать с картой, формулировать полный связный пересказ

Отвечать на поставленные вопросы

Слушать, анализировать, работать с таблицей

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, делать пометки

Отвечать на вопрос, Формулировать ответ

Повторять движения

Формулировать свой ответ, анализировать, работать в парах

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и раздаточном материале

Записывать домашнее задание в дневник.

Р: осмыслять уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П:осуществлять осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

П:осуществлять поиск необходимой информации из собственного жизненно опыта; анализировать ситуацию.

К: участвовать в коллективном обсуждении.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Самопроверка.

 

≈2

Подведение итога. 

- А теперь мы подведём итог нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое письмо  о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но письмо должно быть не от вашего имени, а от имени любого животного леса.  

Ученики в течении 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем читают их.

– А теперь вернемся к нашему предположению в начале урока отличается ли природа тундры от природы лесных. Верны наши предположения? Чем отличается?

Обобщают изученное.

Л:понимать значение знаний для человека и принимать его.

Р:прогнозировать результаты усвоения изученного материала; выполнять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

конспект урока математики в 1 классе умк школа россии десятичный состав чисел 11-20 и презентация к уроку

конспект урока математики в 1 классе. умк "школа россии " Тема: "Десятичный состав чисел 11-20 ". Презентация к уроку содержит  логическое задание (устный счет) и две авторские интерактивные дида...

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...