"Как изучали земной шар? Знаменитые путешественники"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по окржающему миру. УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.22 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1

                                           

Технологическая карта открытого урока

Предмет: окружающий мир

КЛАСС: 2 «Б»

Тема: «Как изучали земной шар? Знаменитые путешественники»

Учитель: Сажнева Д.А.

2016 г.

Тема: «Как изучали земной шар? Знаменитые путешественники».

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: Познакомить учащихся с историей географических открытий.

Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество.

Планируемые результаты:

-называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России;

- объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем;

- рассказывать о знаменитых путешественниках;

- объяснять значение исследований земного шара для человечества;

- работать в паре и в группе, отвечать за результаты своей работы; 

- оценивать результаты своей работы и работу одноклассников; 

- находить дополнительную информацию знаменитых путешественниках, исследованиях Земли, используя различные источники информации (с помощью взрослых).

Оборудование: учебник, физическая карта, глобус, экран, персональный компьютер, презентация, Рт № 1.

Ход урока

Деятельность

учителя

УУД обучающихся

Примеча

ние

1. Проверка д/з

1. Разминка. Быстрые ответы обучающихся:

- как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

- какое место занимает наша планета, если считать от Солнца? (третье)

- что происходит, когда Земля вращается вокруг Солнца? (смена времен года)

- что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи)

- как называют модель Земли? (глобус)

- большие участки суши, со всех сторон окруженные водой? (материки)

2. Некоторые обучающиеся вызываются к доске, чтобы показать на карте и глобусе океаны и материки:

а) Северный Ледовитый океан, Австралия;

б) Тихий океан, Южная Америка;

в) Атлантический океан, Северная Америка;

г) Индийский океан, Евразия;

д)  Южный океан (в 2000 году Международная гидрографическая организация объединила южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов), Африка.

Помогает обучающимся вспомнить основные понятия, изученные на предыдущих уроках.

Организует работу по совершенствованию работы с картой и глобусом.

Подводит к теме урока.

Предъявляют результаты работы.

Тренируются работать по карте и глобусу.

Слайд 1

2. Постановка задач урока

- Вы уже знаете, что в древности Землю люди представляли по-разному. Как вы думаете, что помогло людям понять, что земля имеет форму эллипса?

- Что делали люди, чтобы узнавать новые океаны, материки, острова и моря? (они отправлялись в путешествия)

- Мы сегодня тоже отправимся с вами в путешествие по следам тех знаменитых путешественников, узнаем какие открытия они сделали.

Конечно узнать про всех на одном уроке просто невозможно. Поэтому мы сегодня познакомимся только с некоторыми из них.

- Как будет называться наша тема? Прочитайте, пожалуйста.

Включает учащихся в постановку исследовательских  задач.

Определяют тему и задачи  урока.

Слайд 2

3. Открытие нового знания

1. Слушание сообщений учащихся с дополнением в виде презентации и рассказа учителя (см. Приложение 1 и Презентацию).

- вы дома небольшими группами готовили сообщения о знаменитых путешественниках. Сейчас группа выступает, а остальные для себя на листочках отмечают самое важное из услышанного. Это вы будете делать в паре, поэтому решите, кто из вас будет записыать (на столе у каждого листочки, где можно записать самое основное (см. Приложение 2)

2. Проверка записанного, работа по учебнику с. 66 – 67 в парах.

3. Тест по пройденному материалу (см. Приложение 3).

Предоставляет возможность показать свою работу подготовившимся ребятам.

Дает возможность остальным детям принять активное участие в работе.

Организует работу в паре с учебником.

Дает возможность проверить полученные знания.

Активное слушание, пересказ подготовленного рассказа.

Работа в группе.

Работа в паре.

Оценивание результатов своей работы.

Слайды 3 – 12

Слайды 13 - 17

4. Подведение итогов урока

- понравилось вам занятие?

- какие ошибки нам еще надо учесть?

- поднимите руки, кто сегодня активно работал? А кто работал не очень активно?

- дорогие ребята, тема эта не закончена, конечно. Впереди исследование морей и океанов. Кто хотел бы принять участие в подготовке, подойдите ко мне на перемене.

- продолжите предложение: «Я сегодня узнал…»

Организует

самооценку, рефлексию.

Побуждает детей и дальше заниматься

исследовательской деятельностью в группах.

Осуществляют рефлексию результатов работы.

Оценивают своё участие в общей работе.

Д/З: прочитать еще раз о знаменитых путешественниках в учебнике с. 66 - 67, вклеить листочки с сегодняшней работой в тетрадь, чтобы сохранилась информация.

д/з записывается на доске

Приложение 1

Слайд 3, 4

(Ира)

Афанасий Никитин (год рождения неизвестен, умер в 1472 году) — русский купец.

В 15 веке с торговыми целями совершил путешествие в Иран и Индию. Ему пришлось пережить целый ряд приключений и опасностей.

Из Индии он возвращался через Персию, пересёк Чёрное море и по дороге на родину умер в г. Смоленске. Он оставил путевые записи «Хождение за три моря», в которых содержатся интересные описания его путешествий и жизни населения Индии.

Слайд 5, 6

(Арина)

Христофор Колумб (15 – 16 век)— мореплаватель, открывший Америку, итальянец, но жил в Португалии. В то время сведения о богатстве Индии побуждали португальских и других моряков к поискам морского пути в Индию вокруг Африки.

Колумб, убеждённый в шарообразности Земли, считал,

что если плыть на запад через Атлантический океан, то можно достичь Индии более коротким путём. Однако его план был отвергнут португальским королём как фантастический.

(Артем)

Колумб переселился в Испанию, где добился снаряжения экспедиции. Он был назначен адмиралом флота и вице-королём земель, которые он откроет.

3 августа в 15 веке из Испании под начальством Колумба вышла экспедиция в составе трёх парусных кораблей — каравелл.

12 октября с кораблей увидели землю. Это были Багамские острова. В поисках золота и пряностей Колумб поплыл дальше и открыл острова: Кубу и Гаити.

(Аня)

Золота было мало, но богатство природы открытых земель укрепляло уверенность Колумба в том, что Индия близка.

Весной Колумб вернулся в Испанию, где его встретили с восторгом. После этого Колумб совершил ещё три путешествия и открыл Ямайку, Пуэрто-Рико и другие острова и северное побережье Южной Америки.

Эти экспедиции давали мало золота, что вскоре вызвало недовольство Колумбом, и во время третьей экспедиции на Гаити был прислан новый наместник.

Колумб и его братья были арестованы и отправлены в Испанию. В Испании Колумб был освобождён, но не восстановлен в правах и привилегиях.

(Катя)

Наконец,  Колумбу удалось совершить своё четвёртое, и последнее, путешествие, во время которого он открыл берега Центральной Америки. Возвратившись из четвёртого плавания, он поселился в провинции и вскоре умер. До конца жизни Колумб был уверен, что открыл путь в Индию. Острова, открытые им у берегов Америки, известны под названием Вест-Индия, а коренное население называется индейцами.

В 19 веке одна из республик Южной Америки стала называться Колумбией.

Слайд 7, 8

(Савелий)

Америго Веспуччи (15 -16 век) — итальянский мореплаватель и географ, именем которого названа Америка. Находясь на службе у испанского, а затем у португальского правительства, совершил 4 путешествия в Новый Свет (так назывались земли, открытые Колумбом). Впервые дал описание и карту стран Южной Америки (Бразилии и Венесуэлы).

(Матвей)

Эти описания были напечатаны на разных языках и вызывали большой интерес, а имя Америго Веспуччи стало широко известно. В начале 16 века г. в г. Кельне появилась карта под названием «Terra America». Вскоре это название стало встречаться на других картах и глобусах для обозначения Южной Америки. Позднее распространилось это название и на Северную Америку.

Слайды 9, 10

 (Саша)

Фернандо Магеллан (15 – 16 век) — португалец, совершивший первое кругосветное путешествие. Принимал участие в экспедициях в Африку, на Малайский архипелаг,

участвовал в завоевании Индии.

Магеллан разработал план достижения Молуккских островов, богатых пряностями, западным путём: через Атлантический океан, вокруг Южной Америки и через Тихий океан. Этот план не был одобрен португальским королём.

(Илья)

Магеллан переселился в Испанию, где и добился осуществления своего плана. Он был назначен начальником экспедиции из 5 кораблей с экипажем из 265 человек.

Скоро они вошли в пролив, названный впоследствии именем Магеллана.

(Настя)

В ноябре экспедиция вышла в океан, который Магеллан

назвал Тихим. Плавание по океану продолжалось более

трёх месяцев в невероятно тяжёлых условиях. Наконец экспедиция достигла Марианских островов, а затем подошла к Филиппинским островам. Здесь моряки вмешались в ссоры местных властей, и в одной из стычек с местными жителями Магеллан погиб.

Из 265 человек только 18 на одном корабле вернулись на родину.

Путешествие Магеллана — величайшее событие XVI века. Экспедиция, отправившись на запад, вернулась обратно

с востока. Это стало блестящим доказательством шарообразности Земли, существования единого Мирового океана. Это было первым кругосветным путешествием.

Слайд 11, 12

(Надя)

Руаль Амундсен (19 – 20 век)— норвежский полярный путешественник и исследователь. Он первым проплыл вдоль северных берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и обследовал несколько островов Канадского архипелага.

В декабре 1911 г. Амундсен первым достиг Южного полюса. Через семь лет экспедиция Амундсена вышла из Норвегии, пошла вдоль северных берегов Европы и Азии и после двух зимовок вышла в Берингов пролив.

(Саша)

В 1926 г. Амундсен совершил полёт на дирижабле «Норвегия» с архипелага Шпицберген на Северный полюс и приземлился в Аляске.

В 1928 г. он вылетел на гидроплане на поиски итальянской экспедиции Умберто Нобиле и бесследно исчез со всем экипажем. По найденному поплавку и баку стало известно, что гидроплан погиб в Баренцевом море.

Приложение 2

Путешественник

Открытия

Афанасий Никитин

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Христофор Колумб

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Америго Веспуччи

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фернандо Магеллан

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Руал Амундсен

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 3

  1. Кто был первым путешественником, добравшимся до Южного Полюса?

а) Америго Веспуччи

б) Христофор Колумб

в) Руал Амундсен

  1. В честь какого путешественника были названы Южная и Северная Америка?

а) Руал Амундсен

б) Америго Веспуччи

в) Христофор Колумб

  1. Правда ли, что Америку открыл Америго Веспуччи?

а) да

б) нет

  1. Как звали первого русского путешественника, побывавшего в Индии?

а) Иван Никифоров

б) Афанасий Никитин

в) Константин Циолковский

  1. Кто совершил первым кругосветное путешествие?

а) Галилео Галилей

б) Христофор Колумб

в) Фернандо Магеллан


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как изучали земной шар? Знаменитые путешественники

Слайд 3

Афанасий Никитин

Слайд 5

Христофор Колумб

Слайд 7

Америго Веспуччи

Слайд 9

Фернан Магеллан

Слайд 11

Руаль Амундсен

Слайд 12

Корабль “ Фрам ”

Слайд 13

Кто был первым путешественником, добравшимся до Южного Полюса ? а) Америго Веспуччи б) Христофор Колумб в) Руал Амундсен

Слайд 14

В честь какого путешественника были названы Южная и Северная Америка? а) Руал Амундсен б) Америго Веспуччи в) Христофор Колумб

Слайд 15

Правда ли, что Америку открыл Америго Веспуччи ? а) да б) нет

Слайд 16

Как звали первого русского путешественника, побывавшего в Индии ? а) Иван Никифоров б) Афанасий Никитин в) Константин Циолковский

Слайд 17

Кто совершил первым кругосветное путешествие ? а) Галилео Галилей б) Христофор Колумб в) Фернан Магеллан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаменитые путешественники

Презентация и конспект урока  для проведения урока во 2 классе по программе "Планета Знаний"...

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса УМК "Планета знаний". Тема "Как изучали земной шар".

Предмет, класс, программаОкружающий мир,    2«А» класс,ОС «Планета знаний»УчительЛаппо Светлана АлександровнаТема урока,№ урока по темеКак изучали земной шар. Путешествия.1Тип урокаУрок...

Умк "Планета знаний". Знаменитые путешественники. Исследование глубин морей и океанов

Афанасий Никитин был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1472). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Фернан МагеланВозглавил первое...

Конспект урока окружающего мира "Знаменитые путешественники"

Урок окружающего мира  по теме "Знаменитыепутешественники" во 2 классе УМК "Планета знаний". На уроке учащиеся знакомятся с важными географическими открытиями А. Никитина,...

Открытый урок по окружающему миру: Как изучали земной шар. Путешествия. 2 класс. Планета Знаний

Открытый урок по окружающему миру: Как изучали земной шар. Путешествия. 2 класс. Планета Знаний. Конспект урока и презентация...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия"...