Конспект урока окружающего мира, 3 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Урок пор теме "Природное сообщество - поле" (система Занкова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_pole.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира  (3 класс)

Тема: Сообщество поле. Практическая работа «Составление цепи питания»

Цель: -дать представление о поле как об экологической системе.

 

Задачи:

-познакомить с  растениями и обитателями полей, научить составлять цепи питания;

-объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы;

-развивать коммуникабельность, познавательную активность учащихся;

-вызвать ощущение личной ответственности за состоянием природной среды, стремление к участию в деле её охраны.

Оборудование: презентация , карточки с заданиями для работы в группе, в паре, раздаточный материал(различные крупы, кусок черного хлеба, нитки и т.д.), карточки для рефлексии.

Ход занятия:

  1. Орг. начало урока.

 Есть просто храм, 
 Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, лугом, полем, вьюгой,
Всегда откроет двери нам.
II. Актуализация опорных имеющихся знаний.

  1. - Расставив буквы по порядку вы получите 2 слова, связанных с изученным материалом:

9  8 1  2 3  6 7  4  5                5   6  7 8  2 3 9 4 10 1

еоприднро          щестоовбос

-Давайте вспомним, что мы называем  «природным сообществом» и назовем их.

 

  1. –Для того, чтобы вспомнить  более подробно изученный материал по данной теме предлагаю поработать в группах.

- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

–Все ребята, кроме первых парт каждого ряда, объединяются в 3 группы.

- У нас три группы – три сообщества: лес, озеро, луг.

У каждой группы 2 задания:

  1. Найди ошибку в описании своего сообщества.

А) Луг

Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, камыш, колокольчик. В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьев. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

Б) Озеро

У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с темно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками темно - фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть белую ромашку, одуванчик, колокольчик.

По крупным белым цветкам и круглым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений  -кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Здесь много водорослей.

Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров и других насекомых. Прячутся в кустах белки. По гладкой водной поверхности скользит клоп - водомерка.

В) Лес

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Вокруг заросли камыша и рогоза.

Летом в лесу кипит жизнь. По травинкам снуют букашки, в воздухе кружатся стрекозы, жужжат дикие лесные пчелы. В чаще нельзя пройти, не запутавшись в клейкой паутине. Это пауки охотятся, раскидывая путину между кустами и деревьями. А по стволу старого дерева бегают цепочкой муравьи, несут к себе домой еду. В листве деревьев щебечут птицы: дрозды, синицы, соловьи, трясогузки и другие.

  1. Составить пищевые цепи, выбрав те растения и животных, которые соответствуют вашему природному сообществу.

Бабочка, трясогузка, комар, стрекоза, клевер, грибы, лягушка, белка, куница.

- А ребята, которые сидят за первыми партами, будут в это время выполнять тест на оценку.

ТЕСТ

1.  Пищевая цепочка луга:

А) орехи-белка-куница

Б) рогоз - комар -стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

2.Какие животные являются хищниками?


А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

 В) божья коровка, стрекоза, щука

3.Где произрастают эти растения: кувшинка белая, камыш, частуха обыкновенная?

А) на лугу

Б) на озере

В) в лесу

4.Определи растение по описанию: многолетние растения с крепким одревесневшим стеблем.

А) кустарники

Б) деревья

В) травы

5.К лекарственным растениям относятся:


А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

 В) подорожник, ромашка, пижма

-Проверка работы групп и учеников выполнявших тест. (Группы отчитываются и оценивают свою работу на шкале успеха магнитами, ребята, выполнявшие тест сверяют с образцом и оценивают себя: 1 ошибка «4», 2 ошибки «3», 3 и более ошибки «2»).

-Все рассмотренные природные сообщества существуют независимо от человека.

Ш. Определение темы  урока, постановка целей.

- А может ли человек создавать сам природные сообщества?

-Да. Например, искусственные водоёмы (о.Светлое в нашем городе).

- А ещё? (Поля).

-Итак, с каким новым природным сообществом мы сегодня будем работать?

- Какие цели поставим перед собой?

План:

  1. Выяснить, чем поле отличается от других природных сообществ?
  2. Как образуются поля?
  3. Какие работы ведутся на полях?
  4. Что выращивают на полях?
  5. Какие животные там живут?

IV. Работа по теме урока.

  1.   -Для того, чтобы выяснить в чем отличие поля от других похожих сообществ, в частности луга, предлагаю поработать в парах. Прочитайте текст. Подчеркните главные отличия поля и луга.

«Луг и поле, на первый взгляд, имеют внешнее сходство – однообразный ковер, покрытый злаками или травами. И лишь некоторые характерные, не сразу уловимые черты позволят нам определить, «кто есть кто».

Луг  – это территория, которая имеет естественный травяной покров. Эти участки используются, как  пастбища для домашних животных, так и  для заготовки кормов. В русской литературе такие луга называют сенокосами. Отличительной чертой любого луга является наличие избыточной влажности. На лугу можно встретить до 40 видов растений – злаковых и травянистых. Типичными для лугов являются следующие растения: борщевик и астра ромашковая, дурман и плевел, клевер и щавель, тимьян и ваточник, адонис и лютик.

Поля  – это сельскохозяйственные угодья. Они имеют исключительно  человеческое происхождение. Каждый год они проходят обработку, которая позволяет повысить урожайность высаженных человеком культур. На поле высаживают овощи и зерновые, корнеплоды и масличные культуры. На одном участке поля традиционно высаживается 1 вид растений. Синонимом слова поле является термин «пашня».

Вывод: Происхождение луга –  естественное, а поля – это результат работы человеческих рук. На одном участке поля традиционно высаживается 1 вид растений. На лугу можно встретить до 40 видов растений – злаковых и травянистых. Подробнее

Физкультминутка  (подвижная)

  1. Работа с учебником.

-Для того, чтобы ответить на 2 и 3 вопросы нашего плана, обратимся к учебнику.

Читаем статью «по цепочке» по одному предложению.

Итак, как ведется освоение полей? Что сначала делают люди?

(на доске появляется план)

  1. Расчистка территорий.
  2. Вспашка.
  3. Засеивание. (После окончания посевных работ, какой праздник празднуют в нашей республике?)
  4. Уничтожение сорняков и грызунов.
  5. Уборочная страда. (А когда весь урожай собран, проводят праздник урожая).

  1. - Ответить на  4 вопрос плана (Что выращивают на полях?)  нам помогут подсказки на ваших столах. По ходу работы , вам нужно будет заполнить первую колонку в таблице.

Растения поля

Животные поля

Физкультминутка для глаз.

  1. Чтобы заполнить 2 колонку, вам нужно будет сам-но поработать с учебником на стр.58. Прочитайте и выпишите названия животных, которых можно встретить в поле.
  2. (Проверка 1 чел-ка, остальные дополняют ответ).

V. Итог урока: -С каким природным сообществом познакомились?

                           -Главное его отличие от других сообществ?

                           -Что выращивают на полях?

                            -Каких животных можно встретить?

VI. Рефлексия:-Если на уроке все было понятно, поднимите карточку +, если остались вопросы ?, если трудно и непонятно !.

VII. Дом.задание: -Подготовить сообщение о растениях  полей, ответить на вопросы на стр.59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...