Методическая программа"Я здоровье берегу-сам себе я помогу"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Мустафина Альбина Нураддиновна

Здоровьесберегающая программа дополненная и доработанная на 2015-2021 г.г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriy_1.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

      Мой педагогический стаж как учителя начальных классов  составляет 20 лет. За годы работы в школе я создала много методических разработок: программы, конспекты уроков, контрольные и диагностические работы, самостоятельные и практические работы; электронный банк вопросов, из которых потом формирую учебные тесты и провожу разноуровневые мониторинги; я  постоянно пополняю личную  электронную библиотеку и базу олимпиадных заданий. Мною создано большое количество презентаций к урокам.  Ежегодно я работаю по личному творческому плану учителя и плану работы классного руководителя.

С 2011 года я работаю по разработанному мною методической авторской программе по здоровьесберегающим технологиям «Я здоровье берегу-сам себе я помогу». Почему я выбрала именно здоровьесберегающие технологии? 

Какова же актуальность моей  программы?

                                                                                Здоровье - это  ничто,
                                                                                но без него мы никто.

Сократ.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа.

        По данным Минздравсоцразвития России, за последние годы число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 2 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

        Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья  оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.

 Какие цели и задачи я перед собой поставила?

      Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Я считаю, что  достижение названных целей может быть достигнуто  с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  4. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
  5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Кто привлечён к моей программе?

  • Учащиеся
  • Классные руководители
  • Учителя – предметники
  • Медицинская сестра
  • Психолог
  • Родители.

Какими принципами я руководствуюсь в основе программы?

  • Этическое отношение к личности.
  • Конструктивное общение.
  • Личностный подход.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Культуросообразность.
  • Природосообразность.
  • Принцип событийности.
  • Принцип эвристической среды.

Какие формы работы применяю?

  • беседы 
  • родительские собрания
  • родительский лекторий
  • индивидуальное консультирование
  • совместные мероприятия
  • конкурсы
  • игры
  • анкетирование
  • семейные праздники
  • часы общения
  • игровые программы
  • конкурсы
  • тренинги
  • практические и учебные игры
  • устные журналы
  • диспуты
  • викторины
  • заочные путешествия
  • экскурсии
  • презентации
  • проекты
  • исследовательские работы
  • утренники

В основе программы лежат следующие направления :

  • Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

  • Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

  • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

  • Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

Для каждого работника школы я определила следующие функции :

Функции медицинской службы школы:

  • Проведение диспансеризации учащихся школы ;
  • Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития;
  • Выявление учащихся специальной медицинской группы;

Функции директора и его заместителей:

  • Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • Организация контроля уроков физкультуры;
  • Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль;
  • Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль;
  • Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • Организация работы психологической службы в школе;

Функции классного руководителя:

  • Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний ;
  • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Я здоровье берегу- сам себе я помогу»;
  • Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;

Наша школа сотрудничает  с другими учреждениями:

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

РЦДО

Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.

Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

Какова же здоровьесберегающая деятельность  педагогического коллектива нашей школы?

Формы управления

Мероприятия по выполнению программы

«Охрана жизни и укрепление здоровья детей»

1.Административный совет.

Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни.

-создание временной творческой группы по разработке программы «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» - анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

-влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам.

-дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ).

-эффективность уроков физкультуры.

-анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся.

2.Педсовет.

Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни.

-использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

 

3.Методсовет, МО.

Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса.

-обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий.

-составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

-освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки».

-методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».

-мониторинг итогового контроля.

4.Управляющий совет, работа с родителями.

Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды.

-выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные  беседы классных руководителей с родителями).

-ознакомление родителей с КЦП по применению здоровьесберегающих технологий.

-круглый стол «Здоровье наших детей».

-день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья».

-знакомство с традициями семьи по оздоровлению.

-знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка.

-день семьи «Здоровый образ жизни».

-результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды.

5.Заседание творческих групп.

Цель: обеспечить презентации лучших традиций в распространении и стимулировании здорового образа жизни.

-программа курса «Я здоровье берегу-сам себе я помогу»».

-мониторинг «Нормализация учебной нагрузки».

-создание адаптивного образовательного пространства здоровьесберегающей среды для повышения качества образовательного процесса.

-аукцион педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).

подведение итогов по курсу «Я здоровье берегу-сам себе я помогу».

6.Информационное обеспечение и контроль за реализацией программы.

Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса.

-разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

-составление рационального режима дня для учащихся.

-подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся.

-разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм.

-разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе.

-диагностические тесты для учащихся.

7.Работа с учениками.

Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

-проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья.

-работа лекторской группы «В XXI век без наркотиков!».

-знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья.

-анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»).

-неделя «За здоровый образ жизни».

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раза в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Содержание программы.

Моя программа «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» включает в себя четыре   блока: 

  • Самопознание через чувство и образ.
  • Здоровье и питание.
  • Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
  • Профилактика аддиктивного поведения.

1 блок. «Самопознание через чувство и образ».

Цель: Осознания ребенком широкого спектра вопросов, жизненно важных для становления его личности. Это – строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния. Своих эмоций, правил поведения в быту, на улице.

Задачи: 

1.  Воспитание стремления к здоровому образу жизни, красоте.

2. Воспитание личности ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.  

3. Обучение способам саморегуляции.                                                                                                                      

2 блок. «Здоровье и питание».  

Цель: Осознание учащимися важности правильного питания как эффективного способа профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака.       

 Задачи:                                                                                                                             1. Сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье.
2. Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности.
3. Научить соблюдать гигиенические правила  в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

3 блок. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма».

Цель: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника. 

Задачи:                                                                                                                             

1.Сформировать знания о здоровом образе жизни;

2.Отрабатывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в       общественных местах и дома;

3.Научить применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

4 блок. «Профилактика аддиктивного поведения».

  Цель: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечения  физического и психического саморазвития.

Задачи: 

1.Формировать у детей мотивацию к саморазвитию.

2. Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

3.Научить детей быть здоровыми душой и телом.

Какие тематические мероприятия мы проводили совместно с родителями и детьми ?

  1. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками  по проблемам воспитания здорового образа жизни. 
  2. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления  здоровья.
  3. Проведение конкурса рисунков.
  4. Посещение семей на дому.
  5. Анкетирование родителей и учеников.

 Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.

Проанализировав результаты программы, я пришла к выводу : 

В течение пяти лет была проделана большая работа по внедрению программы «Я здоровье берегу –сам себе я помогу».

Реализация данной программы послужила фундаментом для становления и укрепления физиологического и психического здоровья учащихся. В процессе работы активно внедрялись новые достижения в области здоровьесберегающих технологий. Оказывалась помощь семье в решении проблем по воспитанию здорового образа жизни учащихся.

Воспитательные мероприятия строились на основе сочетания традиций и нововведений.  Дети и родители довольны занятиями и желают продолжения. Изменились межличностные отношения. Дети стали больше любить и ценить себя, позитивно воспринимать жизнь, поддерживать хорошее настроение. Стали более уверенными в своих силах, научились ставить цели и быть более активными в их достижении. Отношения с близкими, учителями значительно улучшились. Дети научились преодолевать чувство страха, более спокойно относиться к стрессовым ситуациям, стали более общительными, появились новые друзья. У многих  детей наметилось снижение заболеваемости.

В процессе реализации программы у учащихся сложилась творческая, доброжелательная обстановка сотрудничества, сопереживания друг к другу. Дети  принимают активное участие в работе, приобщая и своих родителей.

 Каждое занятие приносит детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждает желание придти на занятие снова.

Данная программа была дополнена , доработана, усовершенствована в в связи с сегодняшним ухудшением состояния здоровья детей 21 века и  внедрена будущим первоклассникам, которых я стала обучать с 2016года,так как процент заболеваемости детей составил более 67%. Данная программа опять таки рассчитана на 5 лет и продолжится до 2021 учебного года.

Хотелось бы отметить, что данную методическую программу поддержали мои коллеги не только на районной августовской конференции, где я раскрыла основные критерии здоровьесберегающих технологий, но и на курсах повышения квалификации по теме: «Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Учителям начальных классов было предложено включить эту программу во внеурочной  деятельности. Я считаю, что, начав, уделять внимание здоровью  детей, будущее будет в наших руках.

  Ознакомиться с программой можно на личной страничке моего сайта:  

  http://nsportal.ru/mustafina-albina-nuraddinovna

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Проект, который выполнили ученики 3 класса...

Внеклассное мероприятие "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Знакомит детей со способами профилактики ОРВИ, бронхита.  Формирует умения оказывать первую помощь в несчастных случаях. Призывает вести здоровый образ жизниВнеклассное мероприятие направлено на...

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

Методическая разработка классного часа "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!" 3 класс

Данный материал учит учащихся заботиться о своей осанке, привлекает внимание к бережному отношению к своему здоровью....

проект по формированию здорового образа жизни в старшей группе "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Дети 6-го года жизни уже знакомы  с понятием «здоровый образ жизни», но не осознают значимость здоровья и не владеют способами его сохранения  и укрепления....

Воспитательный час здоровья: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Это разработка конспекта занятия во время продленного дня . Час здоровья "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" для 2 класса.Проведение в игровой форме в виде интересных конкурсов.Участвуют...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия с обучающимися начальной школы "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу". Направленное на формирование здорового образа жизни о...