Разработка программы для начальной школы (2-4 класс) по биологии "Юный натуралист"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Климович Ольга Васильевна

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-          Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-          Изучение природы родного края.

-          Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-          Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Юный натуралист"112.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  «Юный натуралист»

                       I. Пояснительная записка

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для 4 классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Место в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часов в рамках элективного курса по биологии «Юный натуралист» для учащихся 2 – 4 классов

II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты:

       Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

       Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

III. Календарно – тематическое планирование

Тема

Все

го

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

ауд

1

Вводное занятие

9

9

2

Ботаника

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

1

1

Создание гербария

3

Культурные растения

1

1

Рассказ о культурном растении по выбору. Создание карточки

4

Декоративные растения    

1

1

Беседа о декоративных растениях. Создание карточки

5

Зелёная аптека (Лекарственные растения)

1

1

Беседа о лекарственных растениях. Создание карточки

6

Красная книга растений Смоленской области

1

1

Беседа о редких и исчезающих видах растений. Создание карточки

7

Путешествие по природным зонам

1

1

Беседа о природных зонах создание карточки

8

Где растут тропические леса

1

1

Беседа о тропических лесах. Создание карточки

9

Мангровые леса

1

1

Беседа о мангровых лесах.

Создание карточки

10

Интеллектуальная викторина «Знатоки растений»

1

1

Придумать название команды. Отвечать на вопросы

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (Биосфера)

4

4

11

Живая оболочка планеты

1

1

Беседа о сфере заселённой жизнью

12

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

1

Беседа

13

Круговорот веществ в природе

1

1

Беседа

14

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

1

Придумать названия команды. Ответы на вопросы

Зоология

7

6

15

Удивительный мир живых организмов вокруг нас

1

1

Беседа

16

Самые маленькие жители нашей планеты (бактерии, вирусы, простейшие)

1

1

Беседа. Создание карточки

17

Бабочки «Летающие цветы»

1

1

Беседа, составление карточки

18

Птицы

1

1

Беседа, составление карточки

19

Млекопитающие наших мест

1

1

Беседа, составление карточки

20

Красная книга животные

1

1

Беседа, составление карточки

21

Игра «Зоологический калейдоскоп»

1

1

Придумать название команд. Отвечать на вопросы

ЧЕЛОВЕК

8 ч

22

Выдающиеся учёные биологи изучающие тело человека

1

1

Беседа

23

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1

Беседа. Создание карточек

24

Правильное питание и витамины

1

1

Беседа. Создание карточек

25

О пользе закаливания и ЗОЖ

1

1

Беседа. Создание карточек

26

О дыхании и вреде курения и потреблении спиртных напитков.

1

1

Беседа. Создание карточек

27

Происхождение человека (антропогенез)

1

1

Беседа

28

Человеческие расы

1

1

Беседа

29

Познавательная викторина «Что я знаю о человеке?»

1

1

Ответы на вопросы

Планета - наш дом

5 ч

30

Взаимоотношений между живыми организмами

1

1

Беседа

31

Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов.

1

1

Беседа

32

Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву.

1

1

Беседа

33

Глобальные проблемы планеты

1

1

Беседа

34

Проект «Моё человечество»

1

1

Защита проектов

             IV. ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

                              V. Перечень учебно-методических средств обучения

1. Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о кофе, лилиях, пшенице и пальмах. М.: Мол. Гвардия, 1981

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"

Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"

Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Особенности влияния информационной среды и разработки мультимедийных программ для начальной школы.

В настоящее время школа и Интернет тесно взаимовязаны. В статье рассмотрена эта глобальная тема. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны влияния Интернета на учащихся. Разработка му...