Рабочая программа по окружающему миру для ученика 4-го класса (у/о) на дому
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира для ученика 4 класса (у/о), обучающегося на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zap_i_programma_po_okruzh_4.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку.

Окружающий мир развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

на 2013-2014 учебный год

для 4 класса

(VIII вид надомное обучение)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 4)

(VIII вид – обучение на дому)

Образовательная область, предмет – развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)

Данная рабочая программа по окружающему миру  разработана на  основе программы Воронковой В.В. программы С(К)ОШ VIII вида для подготовительных 1-4 классов под редакцией  В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2010 год,  рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета «окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), на дому –  1 час в неделю (34 часа в год).                                                                                                            

 По учебному плану школы  в 4 классе (на дому) отведен  1 час в неделю (34 часа в год).                                                                                                            

 Содержание учебной программы по окружающему миру  сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.        Учитывая психологические особенности и возможности ребенка, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически.

Используемый учебно-методический комплект:    Программы С(К)ОШ VIII вида для подготовительных 1-4 классов под редакцией  В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2009 год; Худенко Е.Д, Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс.-М.: АРКТИ, 2006. -152с.; Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П.Трушина. – Волгоград: Учитель, 2008.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; набор готовых форм (лекал) для рисования и оформления результатов работ; набор чертёжных инструментов; задания графического характера, практические упражнения с элементами раскрашивания; небольшие по объёму тестовые задания,  дидактические игры.

Программа адресована обучающемуся на дому ученику 4 класса К. Сергею

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по окружающему миру, который доступен  учащемуся. Однако в данном конкретном случае прохождение программы будет проходить по индивидуальному маршруту с некоторыми изменениями порядка прохождения отдельных тем.    Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение  окружающему миру носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • обогащение и уточнение словаря;
  • называние и характеристика предметов и явлений по их основным признакам;
  •  сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей;
  •  активное участие в беседе;
  • описание предметов,  явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
  • сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями;
  • дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного;
  • воспитывать нравственные, эстетические и экологические качества личности;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), дополнительные занятия с «узкими специалистами» (логопедом, учителем-дефектологом, массажистом, инструктором ЛФК)

Формы контроля: еженедельный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тесты, дискуссии на предложенные темы, составление устных отчётов по проделанной практической работе и т.п.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир») активно содействует формированию положительных качеств личности учащегося.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность мальчика,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей ребёнка (осложнённая форма ДЦП), основные

требования к  знаниям и умениям будут несколько сокращены, ослаблены или видоизменены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

  • называть и характеризовать  предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости (с помощью педагога и другими участниками образовательного процесса);
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений (по наводящим вопросам и опорным словам в начале учебного года и относительно самостоятельно – к концу 4-6 предложений и более);
  • относительно самостоятельно соблюдать правила личной гигиены.

обучающийся должен знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Введение. Времена года: лето

0

1

2

Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты

0

1

3

Овощи, фрукты, ягоды, грибы.

0

1

4

Сентябрь – начало осени.

0

1

5

Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Использование полевых растений.

0

1

6

Город. Поведение в городе.

0

1

7

Времена года. Середина осени.

0

1

8

Село, деревня. Правила дорожного движения.

0

1

9

Золотой октябрь.

0

1

10

Времена года: осень. Орехи.

0

1

11

Деревья, кустарники, травы.

0

1

12

Разнообразие животных в природе.

0

1

13

Жизнь и быт школьника. Квартира. Комната.

0

1

14

Мебель. Посуда. Быт школьника: посуда и уход за ней.

0

1

15

Сезонные  изменения в природе, погоде: декабрь

0

1

16

Погода и природа зимой. Охрана здоровья и отдых зимой. Проверь себя!

0

1

17

Зима – начало года. Как я провёл каникулы.

0

1

18

Растения зимой: хвойные.

0

1

19

Домашние животные зимой. Домашние животные: корова.

0

1

20

Домашние животные: лошадь и уход за ней.

0

1

21

Дикие животные: лось, олень.

0

1

22

Февраль – месяц метель и вьюг. Труд людей зимой: профессии.

0

1

23

Режим школьника

0

1

24

Голубой март.

0

1

25

Домашние птицы: гусь, индюк.

0

1

26

Домашние птицы: лебедь и гусь. Проверь себя!

0

1

27

Зимующие и перелётные птицы. Весна в апреле.

0

1

28

Вредные и полезные насекомые.

0

1

29

Рыбы. Земноводные.

0

1

30

Все мы – звенья одной цепи. Человек – часть природы.

0

1

31

Как я познаю окружающий мир. Здоровье человека.

0

1

32

Наше питание. Наш сон.

0

1

33

Наше общение.

0

1

34

Май – коней весны. Проверь себя! Итоги года.

0

1

итого

0

34 часа

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей мальчика.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащегося порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Знакомство с окружающим миром», со сменой времён года, практическим опытом ребёнка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс

рабочая  программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс  с учетом ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....