Экологические игры по естествознанию
материал по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Палеева Юлия Александровна

Экологические игры по естествознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry_po_estestvoznaniyu.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области  профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Экологические игры по естествознанию

Выполнила  студентка 32 - шк. группы

Специальность 44.02.02  Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

г. Черняховск

Игра «Поле чудес»

Игра проводится в первом полугодии в IV классе (по программе природоведения А.А. Плешакова). Урок – игра поможет при закреплении материала по темам “Зоны тундры” и  “Зоны леса”.

Цели и задачи:

  1. Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
  2. В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам “Красная книга”, “Растения и животные, характерные для этих зон”.
  3. При помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
  4. Развивать познавательный интерес у детей к обитателям Северных просторов.

Оборудование: барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
  2. Сделать буквы из картона.
  3. Подготовить призы для игроков.
  4. Подготовить саму игру (барабан).
  5. Подготовить и проинструктировать помощника.

Ход игры. 

Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).

Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».

  1. Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение – единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, “олений мох”)
  2. Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его “старшая сестрица” – всеми любимое белоствольное дерево.
  3. А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:

Сидит на палочке в красной рубашечке.

Брюшко сыто – камешками набито.

Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)

Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку.

Если:

а) выпадает сектор “П” – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру;

б) выпал сектор “О”, то ход переходит к другому;

в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое.

Игрок, угадавший слово, выходит в финал.

Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».

Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».

  1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
  2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).

3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

Д

Я

Т

Е

Л

С

О

В

А

Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».

Это небольшая изящная птица. “Хвостом лед пробивает”,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».

1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)

2. Отгадайте загадки:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Трав копытами касаясь,

В тундру бегает красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

(Олень)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный.

(Волк)

Сам пушистый,

Мех серебристый,

В тундре живет,

Хищником слывет.

(Песец)

Живет под землей,

Сам рыжий такой,

Зимой и летом в норке живет

Корешки и травку жует.

(Лемминг)

3. Задание “Живые буквы”. К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре.

1. Лень – тюлень.   2. Вол – волк.   3. Мор – морж.   4. Бык – овцебык.

Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».

Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Игра со зрителями.

Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.

Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)

Вопрос для участников финального тура.

Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.

Финалист награждается призом.

Игра «Типография»

В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица . . . . (Грач)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес . . . . (Павлин)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это . . . . (Цапля)

Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает . . . . (Сова)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец

Прилетай скорее, . . . . (Скворец)

Игра «Рыбы»

Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы.

Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.

  1. “Найди такую же рыбу”.

Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: “У кого такая же?”. Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.

  1. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

А в иголках, словно еж,

Как зовется рыба? (Ерш)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это…(Щука)

В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой,

И серебряный бывает,

И бывает золотой. (Карась)

Игра «Ну-ка прочитай»

Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.

Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

Урок – игра по естествознанию

ЦЕЛЬ: сформировать целостное представление об организме человека, заинтересовать в познании самого себя, расширять кругозор, развивать познавательную активность обучающихся...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...