Урок-путешествие по теме "Тайны лесной тропинки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Годер Анастасия Валентиновна

2017 год был объявлен годом экологии. Предлагается конспект первого урока-путешествия по лесной тропинке. Во время путешествия дети вспомнят правила поведения на природе, почувствуют себя друзьями и защитниками окружающей среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение первого урока по теме:

«Тайны лесной тропинки»

(урок – путешествие)

Цель занятия:

-вспомнить и углубить знания детей  о растениях и животных леса

Задачи занятия :

-учить группировать предметы по существенным признакам; закрепить знания правил поведения в лесу.

-содействовать развитию познавательного интереса учащихся, повышению экологической грамотности школьника.

 - способствовать воспитанию бережного  отношения ко всему живому вокруг нас.

Оборудование: компьютер,  проектор,  карточки с вопросами и заданиями, презентация по теме, лесные жители, эмблемы команд.

Ход урока

1.Организационный момент

  А) тренинг-настрой на занятие

- Дорогие, ребятки! Поздравляю вас с новым учебным годом и желаю больших успехов. Вы все очень повзрослели и окрепли. 3-ий класс достаточно трудный, но все трудности мы вместе непременно преодолеем. И пусть этот учебный год будет для вас добрым, плодотворным и творческим.

Б)  Актуализация знаний

- Лето пролетает всегда очень быстро, и родители стараются вас вывезти из города: кто-то едет на дачу, в деревню, на море и т.д.

- А что нас радует летом? (ответы детей)

- Чем мы можем заниматься летом на каникулах, в отпуске?

 - А какие правила мы должны выполнять на природе? ( не бросать мусор, не ломать ветви деревьев, не рвать много цветов, не разжигать костры и т.д.)

- Давайте вспомним, как называется наука о природе и её защите? (экология)

 - А что такое экология?(это наука об окружающей среде и о том, что с ней связано)

- Что должен помнить каждый человек, живущий на планете? (что мы должны любить и беречь природу)

- Ребята, 2017 год объявлен годом экологии.

- Сегодня, ребята, на первом уроке мы проведём познавательное путешествие по лесной тропинке. И только зная законы и правила природы, мы можем стать её друзьями и помощниками. Наша лесная тропинка имеет свои тайны и секреты. Нам надо быть внимательными и находчивыми!

- Итак, настроение у нас хорошее – в путь! Посмотрим, какие вы знатоки природы!

- А чтоб веселей была дорога – мы споём песню «Вместе весело шагать по просторам» (звучит песня)

- Разделимся на команды по названиям лесных жителей

1-ая команда – кузнечики

2-ая команда – гусеницы

3-я команда – муравьи

-  Скажите, к какой группе животного мира мы можем отнести этих обитателей? (к насекомым)

2. Разминка

- Сначала проведём небольшую разминку.

- Даю каждой команде листок бумаги. Каждый игрок команды должен написать по одному слову.

Задание (слушайте внимательно)

«КУЗНЕЧИКИ» - написать названия птиц, чтобы последняя буква предыдущего слова, была первой буквой следующего.

- Например, утка, аист…

«ГУСЕНИЦЫ» - названия растений (также, как и первая команда)

- Например, ромашка, астра, арбуз, зверобой…)

«МУРАВЬИ» - названия животных на букву «К» (крокодил, кенгуру, кошка, козёл, курица, канарейка, крот…) Если ребёнок не знает, передаёт бумажку следующему, не задерживает; каждый может написать только одно слово)

- Ну, шагаем дальше по нашей тропинке. Что она нам ещё приготовила? (звучит музыка)

3. Остановка «Лесная аптека».

- Слушаем вопросы. Кто первый поднимает руку, тот и отвечает, т.е. набираете очки своей команде. Следите все!

1. Ты натёр ногу в пути? Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника).

 2.  Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?  

(Листья подорожника).

  3. Какая ягода заменяет лимон? (клюква, содержит лимонную кислоту).

  4.   Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Чёрной смородины, шиповника).

5. Какое растение помогает при больном горле? (календула)

6. Цветы какого дерева являются жаропонижающим средством? (липы)

На доске отмечаются баллы для каждой команды

Итог: как мы называем растения, которые помогают нам выздоравливать? (лекарственные)

 - Отправляемся дальше (звучит музыка)

- Пока звучит музыка, думайте, кто от вашей команды по 1 человеку пойдёт на следующее задание (вызывается представитель от каждой команды)

 Выходят к доске.

- Вы будите принимать решение сообща – вместе, втроём.

- Туристы в лесу хорошо отдохнули! Уходя домой, они в лесу оставили мусор: батарейки, стекло, бумага, картон, банка, яичная скорлупа, очистки от яблока или банана, огурец, пакет… (высыпаю мусор у доски)

Задача: собрать на поднос те предметы, которые ни в коем случае нельзя бросать в лесу или закапывать в землю и объяснить почему.

 - А можем мы оставшийся мусор закопать в землю?

- Как вы думаете, сколько лет пролежат в лесу

стеклянная бутылка? (более 1000лет);

железная банка? (100 лет);

картон? (1 год)

Вывод: делают дети – мусор надо убирать!!!

На доске отмечаются баллы для каждой команды

- Итак, идём дальше по нашей тропинке (звучит музыка)

- Попадаем на следующую остановку

4. Остановка «Лесные секреты».

  1. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

(Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

  1. Какая птица умело подражает голосом многих птиц?      (Скворец.)
  2. Кто кукует у кукушки самка или самец?     (Самец.)

- Молодцы!

На доске отмечаются баллы для каждой команды

- А сейчас мы посмотрим, как вы разбираетесь в народных приметах.  Вот этот замечательный грибок- боровичок (вывешиваю картинку) приготовил вам карточки с началом народной приметы (раздаю карточки). Вы должны прочитать, обсудить и продолжить народную примету.

«КУЗНЕЧИКИ» - Ласточки и стрижи летают над самой землёй - ….. (к дождю)

«ГУСЕНИЦЫ» - На дубе и рябине много плодов - …. (к холодной зиме)

«МУРАВЬИ» - Вечером сильно стрекочут кузнечики - …. (к хорошей погоде)

На доске отмечаются баллы для каждой команды

- Идём дальше? В путь! (Звучит музыка)

- Наконец, мы добрались до тайн лесной тропинки. СЛАЙД

5. Остановка «Маленькие тайны природы»

- Про первую тайну вы, наверное, все знаете и сможете мне ёё объяснить.

1. - Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

- Давайте, ребята, посмотрим,  кто изображён на экране? (зайчата)  - Какую тайну мы с вами узнали в прошлом году про зайчат? Какими рождаются зайчата? (они рождаются зрячими) 

- А кролики? (слепыми)

2. - Ещё оказывается, что новорождённых зайчат зайчиха  покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяют тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

(А дело обстоит так: на теле зайчонка нет потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонка подбирает под себя.)

3. – Грибок-боровичок приготовил хочет вам открыть ещё одну тайну! Представьте, что на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону и сидел несколько минут.  Для  чего?  

((Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)

- Устали?  Давайте поиграем!

6. Игра «Польза и вред»    

- Я показываю изображение  обитателя леса:

девочки называют пользу,  

мальчики – вред.

КОМАР – пища для животных (польза)

                  Кусает людей (вред)

МУХОМОР – пища для жив-ных (польза)

                         ядовит (вред)

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – лечебное растение, от желудка (польза)

                                       В огороде сорняк (вред)                                                                                            

ГРАЧИ – поедает вредных насек-х (польза)

                 сидят на проводах, может быть замыкание (вред)

 И, наконец, следующая остановка на нашем пути

7. «Охрана природы»

1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?

 (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.)

2. Вы увидели гнездо птицы или птенчика на земле.  Какое есть правило?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

3. Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния.)

  1. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота.)

 - А теперь отгадаем кроссворд, который вам приготовила лесная тропинка.

8. Отгадывание кроссворда «Охраняй лес»

Раздаются командам кроссворды (по несколько штук)

Читаются вопросы. Проверка с экрана.

9. Подведение итогов.

- Давайте подведём итоги. Чья команда набрала больше очков.

- Какой вопрос вам показался очень интересным и запоминающимся?

-Что вас удивило?

- Все молодцы! Я надеюсь, что вы узнали много интересного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

приглашаю на лесную тропинку

Слайд 8

Разминка

Слайд 9

Лесная аптека

Слайд 11

Стеклянная бутылка – 1000 лет железная банка – 100 лет пластиковая бутылка - …

Слайд 12

Лесные секреты

Слайд 16

Лесные тайны

Слайд 18

«Польза и вред»

Слайд 21

Охрана природы

Слайд 22

Разгадайте кроссворд. 1.Животное – национальная гордость России. 2 4 3 5 6 7 9 8 1 10

Слайд 23

2.Растения нижнего яруса. ь л о б о с 4 3 5 6 7 9 8 10 2

Слайд 24

3.Растения среднего яруса с несколькими стволиками. ь л о б о с и м х 4 5 6 7 9 8 10 3

Слайд 25

4.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку. ь л б о с и м х к к у и н с т а 5 6 7 9 8 10 о р 4

Слайд 26

5.Как называется лес, в котором растут дуб, берёза, клён, липа? ь л о б о с и а р х к ц я з к у и н с т а 6 7 9 8 10 5 м

Слайд 27

6.Растения верхнего яруса. ь л о б о с и м н а р х е к ц я з к у и н с т й л и с ы н т в 7 9 8 10 6 а

Слайд 28

7.Как называется лес, в котором растут ель, сосна? ь л о б о с и м я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в д е р 9 8 10 7

Слайд 29

8.Какую птицу называют лесным доктором? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р х в 9 10 8

Слайд 30

9.Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е л х в я т 10 д 9

Слайд 31

10.В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е е л х в ш м я т ы н н а й д с 10

Слайд 32

Разгадай кроссворд. ь л о б о С и м й я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е с е л х в ш с м д я т ы н н а а л и й

Слайд 33

охраняй лес!

Слайд 34

Молодцы! Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по лесной тропе

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов.Занятие проходит в конкурсно-игровой форме....

по лесной тропе

презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру для начальной школы...

Лесной тропой к крепкому здоровью

Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...

Путешествие по лесной тропинке

Экологическое мероприятие   «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит  на кружковых занятиях с детьми начальных классов.  Данное мероприятие проводится с целью развития эколо...

Игра-путешествие "По лесным тропинкам"

Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...

Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"

Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях  и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...