Конспект урока по окружающему миру, 2 класс: Кому и для чего нужна вода
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_i_dlya_chego_nuzhna_voda_2_klass_pnsh.docx36.58 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.10.2018

ФИО учителя: Сорокина Г.Ю. __________

Школа: 95

            ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 2-8

ФИО методиста: Горячёва С.Л.  _________

Кабинет: 203

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о значении важности воды; формирование знаний о необходимости соблюдения правил поведения у воды; учить сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать значение воды в жизни человека;

Знать способы сохранения природных запасов пресной воды;

Уметь использовать воду экономно.

Личностные:

Уметь выражать собственное мнение, учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник «Окружающий Мир» (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова), рабочая тетрадь «Окружающий Мир» (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова), презентация, видеофрагмент, раздаточный материал.

Челябинск, 2018 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

2 минуты

Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас сегодня.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Передало солнышко всем свое тепло,

Все у нас сегодня будет хорошо!

Присаживайтесь на свои места, начнем же наш урок!

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Инструктаж)

(Практический – Упражнение)

2-3 минуты

Ребята вспомните, пожалуйста, какова была тема прошлого урока?

– Какие условия необходимы для жизни на Земле?

Давайте узнаем, как хорошо вы помните прошлую тему.  Посмотрите на слайд, на нем представлен список свойств, присущих разным предметам. Выделите те свойства, которые соответствуют воздуху и докажите:

Свойства: текучесть, отсутствие запаха, бесцветность, растворитель, плохо передает тепло.

– Какие свойства воздуха вы знаете?

Ребята, посмотрите на свойства, которые оказались «лишними», как вы думаете, к чему можно их отнести?

Предлагаю небольшую помощь в виде загадки, отгадав которую, вы узнаете ответ на этот вопрос:

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

-Свойства воздуха.

-Наличие воздуха вокруг нас, ведь без него мы не проживем и пары минут.

(выполняют задание)

-Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.

(высказывают предположения)

-Вода.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

2-3 минуты

Ребята, попробуйте, глядя на слайд, определить тему урока:
Не умыться, не напиться

Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!

Теперь, используя небольшие опоры, поставьте себе цели на урок:
-узнать…
-научиться…
-познакомиться…
-понять…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

-Тема нашего урока: «Кому и для чего нужна вода?»

(делятся мнениями)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа, групповая работа)

10-12 минут

Возьмите карточки с таблицей с середины стола. Вам даны утверждения. В графе «ДО» поставьте плюс, если вы согласны с утверждением или минус, если не согласны. Пять секунд на работу.

«ДО»

Утверждения

«ПОСЛЕ»

1.Вода есть как на земле, так и под землей.

2.В крови человека и живых существ есть вода.

3.Вода не имеет большого значения в жизни природы и людей.

Теперь предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. После просмотра проставьте в графе «ПОСЛЕ» плюс или минус.

Давайте проверим. Какое утверждение было ложным? Докажите.

Вы абсолютно правы. Если бы на Земле не было бы воды – не было бы и нас, это очень важный компонент для жизни всех организмов на планете.

Предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним, какие правила поведения при работе в группах вы знаете?

Ребята, посмотрите на слайд. Используя алгоритм, вам нужно выполнить данное задание:

1.Прочитайте текст.

2.Прочитайте вопрос.

3.Найдите в тексте ответ на вопрос.

4.Обсудите ответ в группе и дополни вопрос.

5.Выберите человека, который ответит на этот вопрос перед всем классом.

Вам будет дан текст и вопрос, ответ на который вы должны будете в нем найти:

Вода занимает почти две трети поверхности земного шара. Без воды не было бы жизни на Земле. Вода есть в каждом живом существе. Человек на 2/3 состоит из воды, а некоторые растения почти на 4/5 состоят из воды.

Вопрос: Расскажите, какую долю вода занимает на поверхности земли, сколько ее содержится в растении и человеке?

Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Там, где есть вода, всегда есть жизнь. В тех местах, где нет или мало воды, люди роют колодцы, каналы, создают искусственные моря и водохранилища.
Вопрос: Что делают люди, если в их местах проживания недостаточно воды?

Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции. С давних времен люди используют речные и морские пути для плавания и перевозки грузов.

Вопрос: Расскажите, какую роль играет вода в деятельности человека?

Но чистой воды на Земле становится все меньше. Люди все больше используют воду для нужд промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали разные способы очистки воды.

Помните – воду надо беречь. На земном шаре уже есть территории, где воду продают, так как ее не хватает.

Вопрос: Как люди обращаются с водой и к чему это приводит?

Итак, давайте послушаем, что вы выяснили. Предлагаю выйти по одному представителю группы к доске, зачитать вопрос и дать на него ответ.

Ребята, какой вывод вы можете сделать из того, что вы узнали?

Все верно. Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

(выполняют работу по карточкам)

(смотрят видеофрагмент)

-Третье утверждение было ложным, потому что вода имеет больше значение для нашей планеты. Она есть везде – в нас и вокруг нас, без нее не было бы жизни на планете.

- 1.Понял сам – объясни другу.

2. Активно участвуй в работе.

3. Прислушивайся к мнению товарищей.

4. Высказывай свое мнение.

5.Работай на общий результат.

(работают в группах по алгоритму)

(выполняют задание)

-Вода играет значительную роль в жизни природы и человека. Люди научились использовать воду во многих целях, но это плохо сказывается на природе и загрязнет воду, поэтому необходимо ее беречь.

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ.

Л: синтез.

V. Первичное закрепление во внешней речи (Словесный – Инструктаж)

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

4-5 минут

1 минута

Откройте, пожалуйста, учебники и рассмотрите рисунок на с. 50. Как человек использует воду?

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

– Рассмотрите рисунки на с. 51. Какие животные живут в воде? Какие могут жить и в воде, и на суше?

– Какие животные живут в зоне лесов? Кто прилетает к водоемам? Какова растительность около рек и озёр?

– Где живёт белый медведь? В каком состоянии там вода? Чем служит вода для белого медведя?

– Какие животные живут в Арктике? Какие животные живут в водоемах?

– Чем они питаются? Для чего служит им вода?

Спасибо за ответы. Давайте прервемся и отдохнем.

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. 
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. 
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. 
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. 
(Дети садятся.)

-Человек использует воду в быту: для стирки, умывания, приготовления пищи. Также для поливки растений и содержания животных (рыбы в аквариуме). Помимо этого, вода используется человеком как средство передвижения и в эстетических целях (фонтан).

-В воде живут рыбы, ракообразные, некоторые насекомые. На воде и на суше живут земноводные.

-Олени, лоси, лисы и т.д. К водоемам прилетают насекомые, птицы (например, аист, цапля). Растительность вокруг озер травянистая (рогоз), поблизости имеются мхи.

-В Арктике. В жидком и замороженном (лёд). Вода для медведя – источник пищи.

-В Арктике живут тюлени, пингвины, морские котики и т.д. В воде обитают касатки, киты, котики, морские коровы и т.д.

-Это, в основном, хищные животные, поэтому они питаются живыми организмами – рыбой, животными меньше их самих.

(выполняют упражнения в соответствии со словами)

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)

10 минут

Сейчас вы поработаете самостоятельно. Предлагаю вам решить одну интересную задачу. Ответы запишите рядом с вопросом:

За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды. Сколько воды накапает за 10 часов?

На что хватит всей этой воды, если:

- полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

- сварить суп – 6 стаканов воды;

- умыться – 3 стакана воды;

- сварить компот – 8 стаканов воды;

- помыть посуду – 5 стаканов воды.

Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием. Сверьте свой ответ с ответом на слайде:

За 10 часов накапает 20 стаканов воды. (10 * 2 = 20)

  1. Полить огурцы + сварить суп + умыться
  2. Полить огурцы + сварить компот
  3. Полить огурцы + помыть посуду + умыться
  4. Сварить суп + умыться + сварить компот
  5. Сварить суп + умыться + помыть посуду
  6. Умыться + сварить компот + помыть посуду

Если у вас есть такие же варианты ответов, поставьте напротив каждого верного ответа знак «+» и оцените свои ответы:

6 – 5 ответов – «5»

4 ответа «4»

3 ответа – «3»

Менее 3 ответов – «2»

Давайте посмотрим, что же получилось. Встаньте те, у кого оценка «5». Хлопните в ладоши те, у кого «4». Потопайте те, у кого получилась оценка «3». Постучите по парте те, у кого «2».

Вы большие молодцы. Те, кто не справился – не расстраивайтесь, у вас еще все впереди!

(выполняют работу самостоятельно)

(выполняют взаимопроверку)

(выполняют самооценку деятельности)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический –фронтальная работа)

4 минуты

Сейчас я предлагаю вам небольшой видеофрагмент, после просмотра которого вам нужно будет ответить на вопросы:

-Сколько процентов воды в головном мозге?
-Какую температуру регулирует вода в организме человека?

-На сколько процентов кровь состоит из воды? А мускулы?

-Правда ли, что в костях человека есть вода?

-Правда ли, что вода НЕ помогает усваивать организму питательные вещества?

Итак, давайте ответим на вопросы. Кто был самым наблюдательным?

Предлагаю вам еще немного узнать интересного о воде. Я раздала некоторым ребятам карточки, предлагаю им познакомить класс с  тем, что они узнали:

«Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: страница 50 в учебнике, первый абзац. Что нужно сделать?

(смотрят видеофрагмент)

-90 %

-Температуру тела.

-Кровь на 83%, мышцы – 75%.

-Да, это правда, на целых 20%.

-Нет, это не правда.

(прослушивают ответы учащихся)

-Нужно обсудить, кому и для чего нужна вода и составить план сообщения на эту тему.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?

Что нового вы узнали сегодня? Так кому же и для чего нужна вода?

Поднимите руки те, кто считает, что хорошо поработал сегодня, хорошо освоил тему и может рассказать ее соседу.

Хлопните в ладоши те, кто считает, что поработал хорошо, но кое-что не совсем было понятно и нужно изучить тему поподробнее.

Топните ногой те, кто считает, что поработал хорошо, но мало что понял и ему нужно изучить тему заново.

Всем спасибо за урок, до свидания.

(делятся мнениями)

-Вода нужна всему живому и неживому на земле. Вода дает жизнь живым организмам и помогает им освоиться в неживой природе.

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Свойства: текучесть, отсутствие запаха, бесцветность, растворитель, плохо передает тепло. Свойства: текучесть, отсутствие запаха , бесцветность , растворитель, плохо передает тепло .

Слайд 3

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Слайд 4

Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птицы, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода!

Слайд 5

Тема: «Кому и зачем нужна вода?» Цель: -узнать… -научиться… -познакомиться… -понять…

Слайд 6

Правила работы в группе: 1.Понял сам – объясни другу. 2. Активно участвуй в работе. 3. Прислушивайся к мнению товарищей. 4. Высказывай свое мнение. 5.Работай на общий результат.

Слайд 7

Алгоритм работы в группах: 1.Прочитайте текст. 2.Прочитайте вопрос. 3.Найдите в тексте ответ на вопрос. 4.Обсудите ответ в группе и дополни вопрос. 5.Выберите человека, который ответит на этот вопрос перед всем классом.

Слайд 8

«Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается.» Фалес Милетский

Слайд 9

За 10 часов накапает 20 стаканов воды. (10 * 2 = 20) Этого хватит, чтобы: 1)Полить огурцы + сварить суп + умыться 2)Полить огурцы + сварить компот 3)Полить огурцы + помыть посуду + умыться 4)Сварить суп + умыться + сварить компот 5)Сварить суп + умыться + помыть посуду 6)Умыться + сварить компот + помыть посуду

Слайд 10

Оцени себя! 6 – 5 ответов – « 5 » 4 ответа « 4 » 3 ответа – « 3 » Менее 3 ответов – « 2 »

Слайд 11

-Сколько процентов воды в головном мозге? -Какую температуру регулирует вода в организме человека? -На сколько процентов кровь состоит из воды? А мускулы? -Правда ли, что в костях человека есть вода? -Правда ли, что вода НЕ помогает усваивать организму питательные вещества?

Слайд 12

Тема: «Кому и зачем нужна вода?» Цель: -узнать… -научиться… -познакомиться… -понять…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии важны - все профессии нужны".

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии важны - все профессии нужны" содержит занимательный материал: загадки, пословицы, поговорки о профессиях людей, стихи....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Для чего нужна экономика?» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

конспект урока по окружающему миру "Для чего нужна экономика"

урок окружающего мира в 3 классе, программа Школа России...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Для чего нужна экономика»

Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики. Планируемые результаты:Пр...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Для чего нужна экономика?"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Для чего нужна экономика?"...