Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Скидан Татьяна Владимировна

Разработка рабочей программы по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная  записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс

Программа разработана  на  основе   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по окружающему миру начального общего  образования,  с учетом авторской программы 1-4 классов Плешакова А.А.,2011г., утвержденной Министерством образования и науки РФ  на основании следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

            федерации».

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в

            ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

  • Устав МБОУ СОШ №8.
  • Учебный план  МБОУ СОШ №8 на 2019-20 учебный год.
  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №8 г. Каменск- Шахтинского от

            21.08.2018г (пр.№115).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования пр. №345 от 28 декабря 2018 года.

       

       Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

       Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место предмета в учебном плане

Во 2 классе на изучение курса окружающего мира отводится 68  учебных часов из расчета    2 ч. в неделю.

При реализации программы по окружающему миру используется УМК «Школа России»: учебник по окружающему миру: Окружающий мир Плешаков А.А 2 класс(2ч.), Просвещение,  2017 г., Плешаков А.А., Проверочные работы Просвещение,  2018 г, Плешаков А.А Рабочая тетрадь(2ч.) Просвещение,  2018 г.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

Ученик научится:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- развивать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентироваться в оценке учителей и товарищей;

- понимать причины успеха в учебе;

- оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;

- развивать этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представлять  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представлять  свою этническую принадлежность.

Ученик получит возможность научиться:

- интересоваться  окружающим миром;

- анализировать соответствия результатов требования конкретной учебной задачи;

- самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- пониманию чувств одноклассников, учителей;

- представлению о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Ученик получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа и вещи, сделанные человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Ученик получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты.

Ученик научится :

- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,

элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел 3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: В гости к осени.

Практические работы: 

Практическая работа № 1 «Учимся измерять температуру».

Практическая работа № 2 «Исследуем состав гранита».

 Практическая работа № 3 « Учимся ухаживать за комнатными растениями».

Практическая работа № 4  «Учимся ухаживать за живого уголка».

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: В гости к весне.

Практические работы: 

Практическая работа № 5 «Определение сторон горизонта по компасу».

Практическая работа № 6  «Учимся читать карту».

Перечень обязательных экскурсий, практических и проектных работ

Экскурсии:

В гости к осени.

В гости к зиме.

В гости к весне.

Практические работы: 

Практическая работа № 1 «Учимся измерять температуру».

Практическая работа № 2 «Исследуем состав гранита».

 Практическая работа № 3 « Учимся ухаживать за комнатными растениями».

Практическая работа № 4  «Учимся ухаживать за живого уголка».

Практическая работа № 5 «Определение сторон горизонта по компасу» .

Практическая работа № 6  «Учимся читать карту».

№ п/п

Название проектной работы

1

Проект «Родной город(село)»

2

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

3

Проект «Профессии».

4

Проект «Родословная».

5

Проект «Города России».

6

Проект «Страны мира»

Раздел 4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая отметка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы знаний различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

                                                                Нормы отметок

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

ОТМЕТКА "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все поставленные вопросы.

ОТМЕТКА "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

ОТМЕТКА "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.

ОТМЕТКА "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Критерии оценки результатов тестирования

При максимальном количестве баллов – 14

баллы

уровень

отметка

От   13  до   14 баллов

высокий

5

От   10  до   12 баллов

достаточный

4

От   7   до    9 баллов

средний

3

Ниже   6  баллов

низкий

2

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование предмета «Окружающий мир»

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Где мы живем (4 ч)

1

Родная страна. Входная диагностическая работа по материалу 1 класса.

1

2

Город и село. Проект «Родной город(село)»

1

3

Природа и рукотворный мир. 

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?».

1

Природа (20 ч)

5

Тест 1.Неживая и живая природа.

1

6

Явления природы.

1

7

Что такое погода. Практическая работа № 1 «Учимся измерять температуру». 

1

8

В гости к осени (экскурсия).

1

9

В гости к осени (урок).

1

10

Звёздное небо.

1

11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа № 2«Исследуем состав гранита».

1

12

Про воздух...

1

13

…И про воду  

1

14

Какие бывают растения. 

Итоговый тест за 1 четверть

1

15

Какие бывают животные.

1

16

Невидимые нити.

1

17

Дикорастущие и культурные растения.

1

18

 Дикие и домашние животные.

1

19

Комнатные растения. Практическая работа № 3 « Учимся ухаживать за комнатными растениями».

1

20

Животные живого уголка. Практическая работа № 4  «Учимся ухаживать за живого уголка».

1

21

Про кошек и собак.

1

22

Красная книга.

1

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

Жизнь города и села (10ч.)

25

Что такое экономика.

1

26

Из чего что сделано.

1

27

Как построить дом. Тест 2

1

28

Какой бывает транспорт.

1

29

Культура и образование.

1

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

31

В гости к зиме (экскурсия).

1

32

В гости к зиме (урок). Итоговый тест за 2 четверть

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

34

Тест 3. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

Здоровье и безопасность (9ч.)

35

Строение тела человека.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Берегись автомобиля!

1

38

Школа пешехода

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар.

1

41

На воде и в лесу.

1

42

43

Опасные незнакомцы.

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

Общение (7ч.)

44

Тест 4. Наша дружная семья.

1

45

Проект «Родословная».

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья.

1

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  

1

Путешествия (18ч.)

51

Срез знаний. Посмотри вокруг.

1

52

Ориентирование на местности. Итоговый тест за 3 четверть

Практическая работа № 5 «Определение сторон горизонта по компасу.»

2

53

54

Формы земной поверхности.

1

55

Водные богатства.

1

56

В гости к весне (экскурсия).

1

57

В гости к весне (урок).

1

58

Россия на карте.  Практическая работа № 6  «Учимся читать карту»

1

59

Комплексная работа

1

60

Проект «Города России».Путешествие по Москве.

1

61

 Московский Кремль.

1

62

Город на Неве.

1

63

Путешествие по планете. Итоговая проверочная работа за 2 класс.

1

64

Путешествие по материкам.

1

1

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

66

Впереди лето. Тест 5

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Раздел 6.Методическое обеспечение.

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011

2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК Плешакова А. А. 2 класс., 3-е издание, 2018г.М; «ВАКО».

Учебники

1.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Москва «

Просвещение» 2017г.

2.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Москва «Просвещение» 2017г.

Рабочие тетради

1.   Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Москва «Просвещение» 2018г.

2.   Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Москва «Просвещение» 2018г.

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверочные работы 2 класс Москва «Просвещение» 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...