Социальное проектирование Исследовательский проект "Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?"
проект по окружающему миру (4 класс)

Сегодня много говорят о том, что необходимо задуматься о состоянии окружающей среды. Всё чаще и чаще на нашей планете обнаруживаются всё новые неизлечимые болезни, здоровых людей становится всё меньше. Удивительно, но к такому плачевному состоянию дел в масштабах всей планеты приводят порой очень простые и обыденные вещи, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно в своём городе, на своей улице, в своём доме и даже в квартире. Наш исследовательский проект на тему «Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?» важен не только для нас, но и для всех детей Пыть-Яха, других городов и посёлков Югры, России и всего мира. И это очень важно для взрослых, потому что именно от них зависит наше настоящее и будущее. Но и мы, дети, тоже можем сделать для себя и для других, для нашего города и нашей планеты что-то значимое. Нельзя просто обозначить проблему и оставить всё как есть. Надо обязательно попытаться найти решение и изменить ситуацию к лучшему. В соответствии с темой исследования, мы ставим перед собой цели:

1. Изучить, чем приходится дышать детям по пути в школу и обратно, какой вред здоровью это наносит.

2. Рассказать взрослым о вреде, который они причиняют детям, чтобы они задумались и изменили своё поведение.

Задачи:

  • Изучение маршрута от дома до школы и обратно.
  • Посещение Станции технического обслуживания и диагностирования, МУП «УГХ» города Пыть – Яха, беседа со специалистами, взятие и анализ пробы воздуха.
  • Изучение тематической литературы, статей в Интернете.
  • Составление анкеты для школьников.
  • Проведение социологического исследования.
  • Проведение Акции «Дети за чистый воздух».
  • Проведение Акции «Дети против табачного дыма».
  • Участие в Международной акции «Спасти и сохранить»
  • Рекомендации по решению данной проблемы.

Методы исследования: анализ тематических источников информации (Интернет, библиотечный фонд), наблюдение, встреча со специалистами, анкетирование, фотосъёмка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. Пыть-Ях ХМАО-ЮГРА

Муниципальная научно-практическая конференция

«Мы - будущее Югры»

Секция: социальное проектирование

Исследовательский проект на тему

«Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?»

Авторы проекта:

Миронова Валерия Руслановна

МБОУ СОШ № 4, 4в класс

                                                                                                  Бутуев Мовлид Нурмагомедович,

                                                                                                              МБОУ СОШ №4, 4в класс

 Научный руководитель:

Асланина Наталья Вячеславовна,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4

2019 год

Оглавление

I. Аннотация……………………………………………………………………………….3

II. План исследований…………………………………………………………………...4-6

III. Научная статья……………………………………………………………………….7

3.1 Анализ пробы воздуха…………………………………………….…….…………….7-8

3.2 Состав выхлопных газов и их влияние на здоровье детей………………………… 8-10

3.3 Сигаретный дым – чума ХХI века ……………………………………………………10-11

3.4 Состав сигаретного дыма……………………………………………………………...11-13

3.5 Акция «Мы за чистый воздух»………………………………………………………..13

3.6 Акция «Дети против табачного дыма»………………………………………………..13

3.7 Международная акция «Спасти и сохранить»………………………………………..13-14

IV. Анкетирование, социологическое исследование………………………………….14

V. Рекомендации по решению данной проблемы…......................................................14

5.1. Экотранспорт. Перспективы…………………………………………………………..14-15

5.2. Позаботься о себе сам………………………………………………………………….15

5.3 Поможем планете сохранить лёгкие………….…………………………………….....15-16

VI. Заключение………………………………………………………………………….... 16-17

Список литературы………………………………………………………...……………..17

Приложение……………………………………………………………………………….. 18

Научно- практическая конференция «Мы-будущее Югры» Исследовательский проект на тему «Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?» г. Пыть- Ях ХМАО - Югра, Миронова Валерия, Бутуев Мовлид МБОУ СОШ № 4, обучающиеся 4 в класса

  1. Аннотация

Сегодня много говорят о том, что необходимо задуматься о состоянии окружающей среды. Всё чаще и чаще на нашей планете обнаруживаются всё новые неизлечимые болезни, здоровых людей становится всё меньше. Удивительно, но к такому плачевному состоянию дел в масштабах всей планеты приводят порой очень простые и обыденные вещи, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно в своём городе, на своей улице, в своём доме и даже в квартире. Наш исследовательский проект на тему «Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?» важен не только для нас, но и для всех детей Пыть-Яха, других городов и посёлков Югры, России и всего мира. И это очень важно для взрослых, потому что именно от них зависит наше настоящее и будущее. Но и мы, дети, тоже можем сделать для себя и для других, для нашего города и нашей планеты что-то значимое. Нельзя просто обозначить проблему и оставить всё как есть. Надо обязательно попытаться найти решение и изменить ситуацию к лучшему. В соответствии с темой исследования, мы ставим перед собой цели:

1. Изучить, чем приходится дышать детям по пути в школу и обратно, какой вред здоровью это наносит.

2. Рассказать взрослым о вреде, который они причиняют детям, чтобы они задумались и изменили своё поведение.

Задачи:

  • Изучение маршрута от дома до школы и обратно.
  • Посещение Станции технического обслуживания и диагностирования, МУП «УГХ» города Пыть – Яха, беседа со специалистами, взятие и анализ пробы воздуха.
  • Изучение тематической литературы, статей в Интернете.
  • Составление анкеты для школьников.
  • Проведение социологического исследования.
  • Проведение Акции «Дети за чистый воздух».
  • Проведение Акции «Дети против табачного дыма».
  • Участие в Международной акции «Спасти и сохранить»
  • Рекомендации по решению данной проблемы.

Методы исследования: анализ тематических источников информации (Интернет, библиотечный фонд), наблюдение, встреча со специалистами, анкетирование, фотосъёмка. Научно- практическая конференция «Мы-будущее Югры» Исследовательский проект на тему «Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?» г. Пыть- Ях ХМАО-Югра, Миронова Валерия, Бутуев Мовлид МБОУ СОШ № 4, обучающиеся 4 в класса

  1. План исследований

       Проблема, подлежащая исследованию, очень напомнила нам историю про «Незнайку в Каменном городе», написанную Игорем Носовым. Помните, как Незнайка с друзьями, путешествуя по Огурцовой реке, попали сначала в пустыню, а потом в странный город. В нём не было ни одной травинки, ни одного дерева, ни жучков, ни бабочек – ничего из живой природы. Зато там были очень современные дома, машины и летательные аппараты, которые передвигались на спирте. И наши герои, познакомившись с жителями города и пройдя по нему с экскурсией, сначала позавидовали их достижениям, а потом задумались. Что лучше: жить у самой земли под кустиками ромашек и васильков, видеть ночью из окна звёздное небо и слушать соловья или, сидя на каком-нибудь сотом этаже среди моря электрических огней, слушать гул снующих внизу автомобильчиков, да ещё вдыхать их выхлопные газы? Исходя из темы исследования, мы выдвинули две гипотезы: 1) Выхлопные газы и дым сигарет вредны для здоровья детей.

2) Каждый человек может изменить ситуацию в лучшую сторону, если начнёт действовать.

Объект исследования: выхлопные газы и табачный дым.

Предмет исследования: влияние выхлопных газов и табачного дыма на здоровье детей.

Цели исследования:

  • Изучить, чем приходится дышать детям по пути в школу, какой вред здоровью это наносит.
  • Рассказать взрослым о вреде, который они причиняют детям, чтобы они задумались и изменили своё поведение.

План работы над исследовательским проектом на 2018-2019 учебный год

Этапы и сроки

Содержание работы

Методы и формы организации проектной деятельности

Источники и средства проверки

1. Диагностический

сентябрь 2018 года

1.1 Изучение и систематизация научной и публицистической литературы по теме исследования

1.2 Составление анкеты для школьников

1.3 Проведение анкетирования

Портфолио обучающегося:

-список изученной литературы;

- анализ полученных результатов анкетирования.

2.Прогностический

октябрь 2018 года

2.1 Уточнение целей исследования и определение задач.

2.2 Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

2.3 Прогнозирование результатов.

Портфолио обучающегося:

-план мероприятий и пути его реализации по теме проекта

3.Практический

ноябрь- декабрь 2018 года

3.1 Изучение маршрута от дома до школы и обратно.

3.2 Посещение Станции технического обслуживания и диагностирования.

3.3 Посещение МУП «УГХ», отдела по дорогам, транспорту, благоустройству города Пыть – Яха.

3.4 Проведение Акции «Дети за чистый воздух».

3.5 Проведение Акции «Дети против табачного дыма».

3.6 Поиск идеальных мест для прогулки в городе.

Портфолио обучающегося:

- наблюдение;

- анализ и описание фотосъёмки;

- интервьюирование, беседа со специалистами.

4.Обобщающий

январь- февраль 2019 года

4.1Оценка успешности реализации проекта.

4.2 Подведение итогов.

4.3Оформление результатов.

Формы предоставления результатов:

-оформление печатной работы;

-компьютерной презентации;

-защита проекта на школьном уровне;

-участие в городской научно- практической конференции «Мы-будущее Югры»

5.Внедренческий

март – апрель 2019 года

5.1 Распространение опыта работы над проектом

Транслирование исследовательского проекта в рамках сетевых сообществ;

- участие в конкурсах исследовательских и творческих работ.

Научно- практическая конференция «Мы-будущее Югры» Исследовательский проект на тему «Безопасный маршрут? Чем мы дышим!?» г. Пыть- Ях ХМАО-Югра, Миронова Валерия, Бутуев Мовлид МБОУ СОШ № 4, обучающиеся 4 в класса

  1. Научная статья
  1. Анализ пробы воздуха

      Во-первых, мы решили посчитать, сколько машин стоит на пути от нашего подъезда до ворот школы, сколько шагов составляет и сколько минут занимает этот маршрут. В одно утро мы насчитали 112 машин, из них 98 были заведены. В другое утро машин было 65, из них дымили 48. Это максимальные и минимальные данные, которые мы получили за неделю подсчётов. Путь от крыльца нашего подъезда до ворот школы составляет 461 метр (один шаг равен 63 сантиметрам) и занимает, в зависимости от нашей скорости, от 5 до 10 минут. Мы подумали, что неплохо было бы измерить содержание в воздухе вредных веществ, именно на уровне ребёнка, идущего в школу мимо машин.

         Во- вторых, мы обратились на Станцию технического обслуживания и диагностирования транспортных средств с целью измерения концентрации токсических веществ в различных газовых смесях и контроля выброса загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания с помощью газоанализатора «Инфракар», показатели высвечиваются на табло. Проверили состояние воздуха непосредственно перед работающей машиной на расстоянии проходящего мимо ребёнка. Прибор показал концентрацию оксида углерода в 2 милиграмма на 1 кубический метр. Воздействие выхлопных газов на состояние атмосферного воздуха имеется, но оно в пределах допустимых значений.

 Мы убедились в том, что воздействие выхлопных газов на состояние воздуха и окружающей среды есть. И это говорит о том, что в нашем предложении есть смысл: если родители, которые привозят детей в школы и детские сады, будут выключать двигатели, пока провожают детей, воздух будет гораздо чище и нам не придётся вдыхать так много вредных веществ.

В природе всё взаимосвязано, и нельзя рассматривать отдельно воздух, почву, водоёмы. Все тяжёлые вредные вещества, которые поступают в воздух из выхлопных труб автомобилей, оседают летом на землю, зимой на снег. Потом этот снег растает, и вся химия вместе с талой водой потечёт в реки.

В- третьих, мы обратились в отдел по транспорту, дорогам и благоустройству МУП «УГХ», где специалисты предоставили нам информацию по волнующему вопросу. Мы выяснили, что в 2017 году специалистами ООО НИЦ «СибГеоПроект» в рамках договора проводились исследования компонентов природной среды в границах города Пыть-Яха. Программа включала в себя отбор проб, химический анализ и оценку состояния атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностных вод, почвы. Отбирали пробы в пяти точках города. Атмосферный воздух отбирается на высоте 1,0-1,5 м с помощью специального газоанализатора ГАНГ-4.

      Результаты расчета индекса загрязнения атмосферного воздуха на территории города Пыть-Яха приведены в Таблице 1 (См. Приложение 1). Анализ результатов количественного химического анализа показал, повышение концентраций диоксида азота, диоксида серы, оксида азота и возвещённых веществ в атмосферном воздухе за период с 2012 - 2017 гг., при этом во всех контрольных точках концентрации загрязняющих веществ значительно ниже установленных нормативов ПДК (предельно допустимые концентрации).

       Анализ результатов проб снежного покрова показал, что на территории муниципального образования в снежном покрове концентрация аммония, нитратов, хлоридов, железа, марганца и цинка с территории исследуемого участка незначительно превышает установленные нормативы (Средние региональные значения), но значительно ниже установленных значений ПДК. Значения концентрации загрязняющих веществ в снежном покрове на территории города Пыть-Яха приведены в Таблице 2 (См. Приложение 1).

  1. Состав выхлопных газов и их влияние на здоровье детей

         Как мы уже поняли, бензин, который приводит в движение автомобили, никуда не исчезает. Он сгорает внутри двигателя (причём не полностью) и, отработанный, выбрасывается в виде выхлопных газов наружу. В выхлопных газах обнаружено около 280 компонентов.

Начнём с оксида углерода (СО), содержание которого мы измеряли. По-другому его называют угарным газом. Он без цвета и без запаха. Оксид углерода – вдыхаемый яд, который создаёт дефицит кислорода в организме человека. Он поражает сердечно-сосудистую систему, нарушает работу кровеносной и нервной систем, вызывает удушье, потерю сознания и даже смерть.

Наиболее токсичными компонентами выхлопных газов являются оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ. Оксиды азота (NOх) раздражают слизистые оболочки глаз, носа, разрушают лёгкие. Отравление организма NOх проявляется не сразу, а постепенно.  В атмосфере оксид азота NO легко превращается в диоксид. Диоксид азота (NO2) – газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость, придаёт коричневый цвет воздуху. Он высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, особенно у детей.

Углеводороды (метан, этан, этилен, пропан, бензол, ацетилен и другие) образуют в выхлопных газах более 200 соединений. Они имеют запах, вызывают раздражение глаз, горла, носа. Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на нервную систему, обладают отравляющими свойствами. Среди углеводородов особо вреден бенз(а)пирен. Он относится к числу опасных канцерогенных веществ, является сильным ядом, вызывает пищевые отравления, разрушает органы дыхания и нервную систему. Накапливается в организме человека и вызывает онкологические заболевания.

Известно, что один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 тонн кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. При сжигании одного литра бензина образуется от 50 до 81 мкг бенз(а)пирена, а одного литра дизельного топлива - от 2 до 170 мкг.

Углеводороды и оксиды азота при определённых метеорологических условиях активно участвуют в образовании смога – ядовитого тумана. Смог вызывает раздражение слизистых оболочек, особенно глаз, может вызвать головную боль, отёки, кровоизлияния, осложнения заболеваний дыхательных путей.

        Формальдегид (НСНО) - бесцветный газ с резким запахом. Внесён в список канцерогенных веществ. В больших концентрациях он раздражает глаза и дыхательные пути, оказывает общетоксическое действие, вызывает поражение центральной нервной системы, вызывает аллергию. Он негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы.

Сажа, которая также содержится в выхлопных газах, не просто загрязняет кожу, но повышает вероятность возникновения злокачественных опухолей.

Самое токсичное воздействие на организм человека оказывают соединения тяжёлых металлов. Тяжёлые металлы оседают в организме, накапливаясь постепенно. Наиболее опасен среди них свинец. Он накапливается в радиусе 100-200 метров от дороги. По мнению учёных, он разрушает гормоны. На детский организм свинец оказывает особенно губительное воздействие. Его высокое содержание в крови вызывает замедление роста, расстройства слуха. Доказано, что даже низкие уровни свинца в организме детей приводят к существенному снижению умственного развития.

В Бостоне учёные Гарвардского университета исследовали состояние здоровья 202 детей в возрасте 8 - 11 лет. Они установили, что умственные способности детей, которые дышат загрязнённым воздухом, ниже, чем у детей из экологически чистых районов. У них меньший словарный запас, хуже память и эрудиция. Загрязнённый воздух понижает средние показатели интеллекта на 3 - 4 пункта и наносит мозгу ребёнка губительный урон.

Кроме загрязнения воздушной среды токсичными выхлопами автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу около 10 кг. Пыль часто становится причиной заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, конъюнктивитов и дерматитов.

Эти сведения свидетельствуют о том, что необходимо срочно принимать меры, чтобы предотвратить непоправимое.

  1. Сигаретный дым – чума ХХI века

              Сигаретный дым – ещё одна напасть, которая преследует детей всюду, где бы они ни находились. Стоит открыть дверь в подъезд, выйти на улицу, как сразу же попадаешь в этот табачный плен. Видели мы и курящих мам с колясками, с детьми детсадовского и школьного возраста, и водителей с сигаретой во рту, везущих детей.

Токсическое действие на организм пассивного курения известно давно. Некурящие, живущие вместе с курильщиками, по-настоящему, подвергают риску своё здоровье. И дети, конечно же, в силу неокрепшего организма, маленького роста и веса страдают больше всего. У ребёнка, живущего в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам.

Дети курящих родителей хуже учатся, быстрее устают, им сложнее выспаться и отдохнуть. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый в период роста. Учёные выяснили, что курение матери резко увеличивает риск многих тяжелейших врождённых уродств. «Пассивное курение плода» является причиной синдрома внезапной смерти младенца в 30-50% случаев.

Но и детям из некурящих семей приходится дышать сигаретным дымом. Даже просто проходящие мимо или идущие рядом курильщики с зажжённой сигаретой, отравляют воздух в радиусе не менее 10 метров вокруг себя. А наши подъезды?! Это же настоящие газовые камеры, в которых иногда стоит такой густой дым, что проникает сквозь двойные двери в квартиры! Даже в те, где никто не курит.

Дым не может быть локализован только в одном месте. Приборы по мониторингу загрязнения воздуха показывают, что табачный дым легко перемещается из комнаты для

курения в остальные помещения. Никотин и табачная смола, содержащая канцерогены, осаждаются на поверхности стен и мебели, шторах, одежде, стоящих в подъезде колясках и санках. Например, при курении одной сигареты выделяется 15 мг табачной смолы. Подсчитано, что за год курильщик выпускает в воздух 175 г смолы. Половина этого количества осаждается на поверхности предметов и вдыхается людьми. Поскольку смола – тяжёлое соединение, то оседает она, как правило, на предметах, находящихся близко к полу, то есть как раз на уровне детей.

Как мы выяснили, курильщики, которые курят в общественных местах, нарушают Конституцию Российской Федерации: статья 42 Закона РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, курящие в подъезде, нарушают Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.2.2645-10. В них написано, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается:

- хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещённых в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух;

 - выполнение работ, являющихся источниками загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях.

Нарушают Правила пользования жилыми помещениями (утв. Постановлением Правительства РФ №25 от 21.01.2006 г.), пункт 6 которых гласит: « Пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами».

В России за нарушение запрета на курение в общественных местах ответственность несёт владелец помещения, для курильщиков предусмотрено наказание в виде штрафа в 1500 рублей.

В Германии предусмотрена обоюдная ответственность за нарушение запрета курения в общественных местах, на вокзалах, в общественном транспорте в размере от 15 до 1000 евро. В Объединённых Арабских Эмиратах кроме прочего запрещено курить в присутствии детей до 12 лет. Нарушение этого закона-это уголовная ответственность и карается штрафом в 180 тысяч евро и тюремным заключением. В Финляндии нарушения караются штрафом, а также - лишением свободы на срок до шести месяцев. Нельзя курить в учебных заведениях и прилегающих к ним территориях для прогулок.

Почему же в нашей стране так сложно бороться с теми, кто травит других людей? Принятие законов и обеспечение их соблюдения – дело взрослых. Мы же должны найти своё решение.

  1. Состав сигаретного дыма

          Окружающий табачный дым является сильнодействующей смесью вредных газов, жидкостей и вдыхаемых твёрдых частичек. Он состоит из основного дыма (то есть дыма, вдыхаемого и выдыхаемого курильщиком) и бокового дыма (то есть дыма, образующегося при тлении сигареты между затяжками или непотушенного окурка).

Оба дыма содержат одни и те же соединения, но в различных пропорциях. В боковом потоке содержится даже больше вредных веществ, чем в основном. Сама сигарета содержит около 4000 различных химических соединений, а дым от неё уже 5000. Итак, чем же конкретно приходится дышать «пассивному курильщику»? Вот лишь часть этого ядовитого списка.

Уже знакомый нам по выхлопным газам бенз(а)пирен. Выбросы бенз(а)пирена и формальдегида относятся к первой категории опасности канцерогенных веществ, вызывающих заболевания рака и иммунных изменений в организме.

Полоний-210 высокотоксичен, имеет период полураспада 138 дней и 9 часов, он излучает альфа-частицы. Брать его руками нельзя, результатом будет лучевое поражение кожи и, возможно, всего организма: полоний довольно легко проникает внутрь сквозь кожные покровы. Он опасен и на расстоянии. Поэтому работают с полонием-210 лишь в герметичных боксах.

Ацетон - бесцветная жидкость. Сырьё для синтеза многих важных химических продуктов, например, в производстве лаков, взрывчатых и лекарственных веществ.

Синильная кислота - вещество, обладающее чрезвычайно сильными ядовитыми свойствами. Жидкость с запахом, иногда используется как яд, чтобы уничтожить крыс и других вредителей.

Никотин - представляет алкалоид табака, в листьях которого он находится в количестве 0,6 - 8,0%. Никотин обладает сильными ядовитыми свойствами:

  • 1/2 - 2 капли достаточны для смертельного отравления собаки;
  • у кроликов смерть наступает от 1/4 капли;
  • маленькие птицы погибают, если перед клювом их поместить палочку, смоченную никотином.

Смола - это всё то, что содержится в табачном дыме. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания лёгких.

Никель относится к группе веществ, провоцирующих развитие астмы, а также способствует развитию рака.

Кадмий является тяжёлым металлом.

Гармолин, норгармолин - белковое вещество, действует как героин (сильнейший наркотик).

Мышьяк – сильнодействующий яд. При остром отравлении наблюдаются сильные боли в животе, понос, поражение почек; возможны коллапс, судороги.

Толуол (метилбензол) - сильно токсичный яд, влияющий на функцию кроветворения организма.

Диметилнитрозамин – соединение, канцерогенному действию которого не может противостоять ни один вид животного. В основном, он поражает печень и лёгкие.

Итак, как мы выяснили в процессе исследования, окружающий табачный дым даже более вреден для организма ребёнка, чем выхлопные газы! Токсичность табачного дыма более чем в четыре раза превышает токсичность выхлопных газов. В любом случае, опасно и то, и другое.

Что же делать обычному ребёнку, чтобы защитить себя от вредного их воздействия? Как сохранить своё здоровье?

3.5 Акция «Мы за чистый воздух»

        Мы изучили наш микрорайон и микрорайоны города и ещё раз убедились в том, что парковка машин вокруг детских площадок – обычное явление. Например, в нашем дворе по внутреннему периметру дома (то есть как раз вокруг игровых площадок) ежедневно по вечерам и утрам стоят припаркованными более 100 машин! Причём машины очень часто ставятся именно выхлопными трубами в сторону детской площадки.

        Мы придумали обращение к водителям, вместе с правилами эковождения, распечатали его. В течение трёх дней разносили листовки по машинам – вкладывали их между лобовым стеклом и дворниками, отнесли на автомойку. Нашу акцию мы назвали «Дети за чистый воздух». Надеемся, что хотя бы часть водителей задумается и станет бережнее относиться к окружающей среде, к себе и к своим близким (См. Приложение 2).

  1. Акция «Дети против табачного дыма»

     Что касается сигаретного дыма, мы не можем избежать ситуации, когда нам приходится им дышать. Всё зависит от абсолютно чужих взрослых, которых мы не знаем. Но эти взрослые – наши соседи, родители и родственники наших одноклассников, друзей и знакомых. Думаем, что взрослые так необдуманно подвергают наше здоровье опасности часто просто потому, что не знают о вреде, который нам причиняют. Значит, надо рассказать им об этом и попросить не курить в подъезде и вообще в присутствии детей.

Мы провели акцию «Дети против табачного дыма». Листовки мы разнесли по квартирам в нашем подъезде, развешали в лифте и в подъезде в местах курения, часть раздали и разложили в Окружной больнице, раздали одноклассникам, чтобы они вручили их взрослым родственникам или знакомым, которые курят. В детской поликлинике мы раздавали листовки папам, которые с детьми пришли на приём. беременным женщинам (См. Приложение 2).

  1. Международная акция «Спасти и сохранить»

Ежегодно мы принимаем участие в школьных и городских мероприятиях в рамках Международной акции «Спасти и сохранить». В 2018 году мы участвовали в городском конкурсе детского экологического рисунка «Зелёный автобус», проводимом МУП «УГХ», в результате чего наш класс награжден Грамотой главы города Пыть – Яха.

  1.  Анкетирование, социологическое исследование

         Мы составили анкету, в которой попросили детей ответить на вопросы (фамилию, имя и класс указывать не нужно, только указать свой возраст). Опросные листы распространили среди обучающихся 4-11 классов школы. На наши вопросы ответили 73 обучающихся от 10 до 17 лет.

         У большинства детей родные курят. Причём мало задумываются о влиянии табачного дыма на окружающих. На вопрос «Курят ли твои родители?» всего 34% опрошенных ответили отрицательно. При этом у 16% курят другие родственники, у 31% - папы, у 10% мамы и у 9% - оба родителя. Чаще всего они делают это на балконе (42%), в подъезде (24%) и когда вместе с детьми идут по улице (22%). Есть те, кто курит прямо в квартире (7%) и везде (5%).

         Отношение детей к курению взрослых показательно. Примерно одинаковое большинство осуждают курение: 69% среди 10-11-летних, 70% среди 12-14-летних и 63% среди 15-17-летних. 32% старшеклассников, 28% обучающихся 4-5 классов и 15% обучающихся среднего звена равнодушны к курению взрослых. 5% старшеклассников и 11% 12-14-летних подростков считают, что в курении нет ничего плохого. А 3% детей 10-11 лет и 4% 12-14 лет уверены, что курить – это круто.

Наша анкета содержала и вопросы, касающиеся автомобилей. В семьях 80% опрошенных есть машины. При этом у 21% - две, у 3% - больше двух. Большинство (73%) паркуют машины около подъезда во дворе дома. При этом лишь 17% детей и подростков гуляют в парке, в лесу. 51% местом для прогулки выбирают центр города, 32% - детскую площадку во дворе дома (См. Приложение 3).

  1. Рекомендации по решению данной проблемы

 5.1 Экотранспорт. Перспективы.

           Пытаясь найти ответ на вопрос, как изменить ситуацию с выхлопными газами, производители всех стран работают над созданием экологичных видов транспорта. Придуманы машины, работающие на электричестве (электрокары), и они уже начинают всё более активно использоваться на дорогах. Всё большую популярность приобретают гибридные автомобили, которые могут работать как на бензине, так и на электричестве. Изобретаются и внедряются альтернативные виды топлива. Например, биотопливо, которое добывают из различных частей растений, пригодных и непригодных в пищу, отходов от их переработки, навоза, водорослей. В России началось производство экологичного горючего – биоэтанола (спирта, получаемого из разнообразного растительного сырья). Биоэтанол производится в основном из кукурузы или сахарного тростника. Наиболее распространён в Бразилии, США, Швеции. Есть водородомобили. По задумке изобретателей, они должны ездить на водороде, а в качестве выхлопных газов выпускать водяной пар. Воздухомобили в качестве топлива используют сжатый воздух.

Сейчас зарубежные производители снижают вредные выбросы за счёт улучшения технических характеристик автомобилей. Есть ряд систем, назначение которых - уменьшать количество вредных веществ в выхлопных газах.

  1. Позаботься о себе сам

       Мы хотели бы предложить депутатам города рассмотреть вопрос об установке знаков, запрещающих парковку вокруг детских площадок, и знаков, запрещающих стоянку с работающим двигателем около образовательных и дошкольных учреждений.

Было бы замечательно, если бы Пыть - Ях официально присоединился к всемирному движению «День без автомобилей». Традиция проводить «День без автомобилей» родилась в 1998 году во Франции. К 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несёт с собой автотранспорт. Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу. В этот день большинство горожан добирается до нужных мест на общественном транспорте, электромобилях, велосипедах, роликовых коньках, пешком. Общее загрязнение воздуха во Франции в эти дни снижается на 20 – 30%. В Мексике действует социальный проект «Велосипед напрокат», в течение трёх часов любой желающий может воспользоваться велосипедом в своих целях совершенно бесплатно. Акцию «Неделю без автомобиля» поддержали уже такие российские города, как Москва, Зеленоград, Санкт-Петербург, Краснодар, Чебоксары, Самара, Калуга.

        Есть и другой выход - строительство подземных парковок. Но при этом необходимо оснащать их мощными вентиляционными установками с современными системами фильтрации, способными задерживать и обезвреживать выхлопной газ. Так делают во всем цивилизованном мире. У нас пока подземные парковки – не самое распространённое явление.

5.3 Поможем планете сохранить лёгкие

      Самое простое, что каждый из нас может сделать, чтобы как-то помочь планете справиться с загрязнением воздуха, - сохранить её лёгкие. А это, как известно, - деревья. Они вдыхают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый людям для полноценной и здоровой жизни. Нам, жителям Пыть - Яха, повезло: город органично вписывается в природный парк. У нас есть возможность гулять среди деревьев, кормить белок, дышать чистым воздухом. И надо пользоваться такой возможностью, стараться как можно чаще выбираться на природу. Зимой – кататься на лыжах и снегокатах, летом – просто гулять по лесу и слушать щебетание птиц, осенью собирать природный материал для поделок. Таких идеальных мест для прогулок в окрестностях Пыть - Яха много. Только для того, чтобы воздух там действительно был чистым, взрослым надо постараться воздерживаться от курения, иначе весь смысл таких прогулок теряется.

Надо сажать как можно больше деревьев – вокруг домов, в садах, аллеях, парках. Акцию «Посади дерево» можно сделать ежегодной и приурочить её к какому-нибудь знаменательному событию в школе. Мы обращаемся к руководству школы с предложением участвовать в озеленении города, пришкольного участка.

Например, в сентябре месяце на специально выделенном участке каждый первоклассник и одиннадцатиклассник будет сажать деревце. Получатся Аллея первоклассников и Аллея выпускников. Школьники будут ухаживать за ними, и к следующему юбилею школы у нас может вырасти свой парк.

  1. Заключение

           Итак, мы узнали, чем приходится дышать детям. Наша гипотеза о том, что выхлопные газы и сигаретный дым вредны, подтвердилась.

Вторая гипотеза, которую мы хотели проверить, - то, что каждый человек может изменить ситуацию, если начнёт действовать. Мы начали действовать.

Провели акцию «Дети за чистый воздух»: распространяли листовки с призывом к водителям соблюдать правила эковождения. Вторая акция – «Дети против табачного дыма» - была направлена на курильщиков.

Родители должны заботиться о здоровье своих детей. Поэтому лучше находить хотя бы час в день и выходные на то, чтобы гулять подальше от проезжей части, от стоянок. Только при этом родители ещё не должны курить.

Мы обращаемся к руководству школы с предложением участвовать в озеленении города, пришкольного участка.

Депутаты могут рассмотреть вопрос о запрете стоянок с включенными двигателями около дошкольных и образовательных учреждений, вокруг детских площадок.

Добиться, чтобы в нашем городе соблюдался Закон о запрете курения в общественных местах, пересмотреть расположение мест для курения.

Официально подключиться к Всемирному дню без автомобиля.

Главный вывод, который мы сделали в процессе работы, в следующем. Каждый человек должен однажды понять: не надо ждать, когда за тебя кто-то что-то решит. Пока на разных уровнях власти будут обсуждаться и решаться глобальные вопросы, люди сами своим поведением и отношением к этим вопросам могут как минимум на 50% оградить себя и своих близких от тех опасностей, которые сами же и создают.

                                                            Список литературы

  1. Детская энциклопедия «1000 вопросов и ответов»/ под ред. М.С. Хановой. – М.: АСТ, 2009.
  2. Непомнящий Н. Тайны природы. – М.: Вече, 2002.
  3. Экология/ серия «Хочу всё знать»/ сост. А.Е. Чижевский. – М.: АСФ «Астрель», 2005.
  4. Википедия. Свободная энциклопедия// Интернет-ресурс: htpp://ru.wikipedia.org
  5. Воздействие пассивного курения на детей// Интернет ресурс: htpp://contacttobinfo.narod.ru
  6. Примиский В. Автомобиль. Экология. Общество// Интернет ресурс: htpp://zn.ua

                                                                                                                                 

                                                                                                                               

                                                                                                                                   Приложение 1

                                                                                                                             Таблица 1.

Результаты расчета индекса загрязнения атмосферного воздуха на территории МО ГО   Пыть-Ях

Загрязняющее вещество 

Ед. изм.

ПДК

Класс опасности

Ci

qср.

ИЗА (октябрь)

Диоксид азота (NO2)

мг/м3

0,2

2

1,3

0,418

0,32

Диоксид серы (SO2)

мг/м3

0,5

3

1

0,088

0,088

Оксид азота (NO)

мг/м3

0,4

3

1

0,036

0,036

Оксид углерода (СО)

мг/м3

5,0

4

0,9

0,52

0,55

Пыль (взвешенные вещества)

мг/м3

0,5

3

1

0,446

0,44

Комплексный индекс загрязнения атмосферы

1,125

                                                                                                                                         Таблица 2.

Значения концентрации загрязняющих веществ в снежном покрове на территории МО ГО. Пыть-Ях

 Загрязняющее

вещество

Ед. изм.

СРЗ*

декабрь

С1

С2

С3

С4

С5

Аммоний-ион

мг/дм3

0.28

˂ 0,10

˂ 0,1

˂ 0,1

˂ 0,1

˂ 0,1

Фосфаты

мг/дм3

-

˂ 0,1

˂ 0 1

˂ 0,1

˂ 0,1

˂ 0,1

Хлориды

мг/дм3

1.6

9,04

8,38

10,06

7,28

9,89

Железо общее

мг/дм3

0.064

˂ 0,02

˂ 0,02

˂ 0,02

˂ 0,02

˂ 0,02

Марганец

мг/дм3

0.006

˂ 0,002

˂ 0,002

˂ 0,002

˂ 0,002

˂ 0,002

Медь

мг/дм3

-

0,0005

0,00066

0,00045

0,00057

0,0014

Цинк

мг/дм3

0.021

0,0127

0,0122

0,0128

0,0100

0,0123

Хром Сг(IV)

мг/дм3

0.0058

0,0002

˂ 0,0002

0,00035

˂ 0,0002

0,0012

Никель

мг/дм3

0.0043

0,00061

0,00072

0,00031

˂ 0,0002

0,0031

Свинец

мг/дм3

0.002

0,00073

0,0015

0,00061

0,00058

0,0071

Ртуть

мг/дм3

-

˂ 0,0002

˂ 0,0002

˂ 0,0002

˂ 0,0002

˂ 0,0002

Бенз(а)пирен

мг/дм3

-

˂ 0,000001

˂ 0,000001

˂ 0,000001

˂ 0,000001

˂ 0,000001

Примечание: *СРЗ – Средние региональные значения взяты из «Доклада об экологической ситуации в Ханты-Мансийском АО – Югре в 2011 г.», подготовленного Департаментом Экологии ХМАО-Югры, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по социальному проектированию для классных руководителей

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам индивидуальные и коллективные проекты моих учащихся 1-4 классов в виде презентаций, творческих отчётов и разработок внеклассных мероприятий....

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с н...

Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

Социальное проектирование - первый шаг к научно - исследовательским проектам младших школьников.

В статье раскрываются возможности формирования у младшего школьника интереса к научно - исследовательской деятельности через социальное проектирование....

Исследовательский краткосрочный проект «Кто как дышит»

:  Исследовательский проект разработан и проведен с  учащимися 4-в класса. Деятельность  в группах по созданию проектных продуктов. Продолжительность: 1 учебный час...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.

Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, дела...