открытый урок по окружающему миру 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

урок по окружающему миру по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27.04.2015.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир 2 класс» (2 часть)  Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков,  УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

Тема урока: Дикие и домашние животные.

27.04.2015 год

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи урока:

Предметный результат:

- сформировать представление о различии между дикими и домашними животными и о пользе домашних животных.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия :

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

Приемы: корзина знаний, кластер, концептуальная таблица, контрольная карта.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности.

1 минута

Цель этапа:

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.

-Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

Улыбаются друг другу и учителю.    

 

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Актуализация знаний.

5 минут

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого».

Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
А зовут их…
(животные).

- Ребята, давайте соберем в Корзину знаний  все, что связано с понятием "Царство животных".

В итоге - кластер

б) Заполнение таблицы «Признаки групп» самостоятельно.

в) Проверка по слайду.

г) Работа по контрольному листу.

Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.

Познавательные:

-обобщение ранее изученных знаний.

Регулятивные:

- самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные:

-планирование

учебного сотрудничества

 с учителем и

сверстниками.

Постановка проблемы

2 минуты

Цель этапа: формулирование проблемы и

определение  темы урока.

- Скажите, ребята, все ли мы знаем о царстве животных?

- Рассмотрите группы животных.

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Вот вы и определили тему урока: «Дикие и домашние животные».

- Какие есть предположения (гипотезы)?

На доске две таблицы:

«дикие животные»: пчела, рыба, заяц.

«домашние животные»: пчела, заяц, рыба.

Одинаковые животные, а название групп разное.

Почему одинаковых животных можно назвать и дикими и домашними.

Логические:

-формулирование проблемы.

Регулятивные:

-прогнозирование;

Познавательные:

-выбор наиболее

эффективных способов

решения задач

в зависимости

от конкретных условий

2 минуты

Цель этапа:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

- Какой будет цель?

- Какие задачи вы поставили перед собой на урок?

Каких животных называют дикими, а каких – домашними.

Узнать, чем отличаются дикие животные от домашних животных.

Рассказать о значении домашних животных для человека.

Правила обращения  с домашними животными.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель и задачи  урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

- строить рассуждения.

Реализация решения проблемы.

5 минут

Цель этапа:

построение и фиксация нового знания.

Физминутка?

2 минуты

Давайте вернемся мысленно в давние времена, когда  на планете Земля не было  домашних животных.

- Как вы считаете, нужны ли они людям?

- Если да, то кого бы вы приручили первым?

- Учёные нашли наскальный рисунок, который нам может много рассказать. О чем вам рассказал этот рисунок?

Рубрика «Это интересно»

- Дальше вы будете работать в группах. Помните о правилах совместной работы.

        

Дети вспоминают материал 1 класса об одомашнивании животных

Выступление подготовленного ученика с сообщением об одомашнивании животных в наше время.

Познавательные (общеучебные ):

-умение структурировать

знания,  осознанно

и произвольно строить

речевое высказывание,

Коммуникативные: 

-адекватно использовать

речевые средства

для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение.

Работа в группах

10 минут

Индивидуальная помощь учителя группам

1 группа «Отличие диких животных от домашних».

- Прочитать текст учебника с. 92 (1 и 2 абзац).

- Заполнить  таблицу «Отличие диких животных от домашних».

- Подготовить рассказ по таблице.

3 группа «Значение домашних животных»

- Прочитать текст учебника с. 92-93 (3 и 4 абзац).

- Отгадать загадки, выделить пользу домашних животных.

- Заполнить таблицу для выступления.

3  группа «Забота о домашних животных»

-Вставить подходящие по смыслу слова  так, чтобы получились правила ухода за домашними животными

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель;

-формирование умения планировать свою деятельность;

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-формируем умение извлекать необходимую информацию.

Физкультминутка.

2 минуты

Цель этапа:

Снятие утомления через физическое напряжение.

Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук: Ж-Ж-Ж (Машем крыльями-руками)

Гуси шеи выгибают: Га-га-га! (Наклоны головы)

Клювом перья расправляют: Га-га-га!

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал: Р-р-р!

Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (Подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш! (Пальцы к губам)

- О каких животных говорилось в физминутке?

- Какое животное лишнее? Почему?

Дети выполняют физкультминутку.

Уточка, жук, гуси, собака

Жук - дикое

Воспитание бережного отношения к природе.

Выступление групп

3  минуты

Рефлексия

1 минута

Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

2 минуты

Рефлексия

1 минута

Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

5 минут

Выступление 1 группы «Отличие диких животных от домашних».

- Можно ли назвать домашними животными муху, таракана, попугая, домовую мышь? Докажите ваш ответ?

Игра «Третий – лишний» (СЛАЙДЫ)

Работа по контрольному листку

Рассказ по таблице.

Дети показывают номер,  под каким изображено «лишнее» животное в группе

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

-формирование умения планировать свою деятельность.

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах, в парах.

Познавательные:

-формируем умение извлекать необходимую информацию.

- Чем платят домашние животные людям за их любовь, заботу, ласку, внимание? Узнаем.

Выступление 2 группы «Значение домашних животных»

- Домашние животные вносят в семью радость, поднимают настроение, снимают усталость, нервозность, учат быть терпеливее и заботливее, становятся членами семьи.

Рассказ по таблице

Игра «Магазин»  (СЛАЙД)

- Приглашаю в магазин  купить продукты (покажите номер карточки): продукты от домашних птиц; от животных; от насекомых.

- Определите на вкус, какой этот продукт, и скажите,  какой из этих продуктов не имеет отношение к корове?

На пробу предлагаются молоко, сметана, творог, мёд.

Работа по контрольному листку

Дети показывают номер,  под каким изображен нужный продукт

Учащемуся, который хотел бы определить на вкус продукт питания, завязываются глаза.

- Могут ли домашние животные стать дикими?

Выступление 3 группы «Забота о домашних животных»

- Поднимите руки, у кого есть домашние животные. Я думаю, что каждый из вас мог бы много интересного рассказать о них. Мы послушаем Юлю…

- Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял кров и остался одинок. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

Представление плаката

Выступление Огорелковой Юлии о домашней черепахе (слайды)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

5 минут

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим задачам. Посмотрите на свои контрольные листки. 

Достигли ли мы поставленной цели?

- Так почему  на таблицах одинаковые животные?

- Нужны ли нам домашние животные?

 - Где и как можно использовать полученные знания?

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.

Спасибо вам!

Урок окончен.

Да. Мы научились различать диких и домашних животных, узнали об их роли в жизни человека.

Ответы детей.

Ученики поднимают ладошки, потом хлопают.

Личностные:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Регулятивные:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Домашняя работа

СЛАЙД

Приготовить рассказ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....