Конспект урока окружающего мира "Что такое почва?" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира

Тема: Что такое почва?

Цели деятельности учителя: формирование знаний  о почве и ее  составе.

Планируемые результаты

Предметные

знать: понятие почва,  cостав почвы.

уметь: анализировать состав почвы; формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи между составом почвы, её использованием и образованием.

Личностные: учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Окружающий мир: 3кл.: Учебник:  В 1 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2.; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 3 кл., 1 ч.; учебная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЧВА – это верхний плодородный слой земли

Слайд 2

Что такое почва?

Слайд 3

СОСТАВ ПОЧВЫ: ВОЗДУХ ВОДА ПЕРЕГНОЙ ГЛИНА , ПЕСОК СОЛИ



Предварительный просмотр:

Дата:        15.10.2019                                                                                ФИО учителя: Кузнецова В.В.

Школа: МАОУ СОШ 152                                                                ФИ студента: Хайретдинова  Г.

Класс: 3 Б                                                                                        ФИО методиста:  Горячёва С. Л.

Кабинет:  213   

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: Что такое почва?

Цели деятельности учителя: формирование знаний  о почве и ее  составе.

Планируемые результаты

Предметные

знать: понятие почва,  cостав почвы.

уметь: анализировать состав почвы; формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи между составом почвы, её использованием и образованием.

Личностные: учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Окружающий мир: 3кл.: Учебник:  В 1 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2.; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 3 кл., 1 ч.; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог учителя

1 мин

Парная  форма работы

Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузаль Маратовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Словесный: речь учителя

Словесный: беседа

Практический: чтение рубрики

Практический: тестирование

2 мин

5 мин

6 мин

Фронтальная форма работы

Проверка домашнего задания Подведение к теме

Природа земли – прекрасна! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака

в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье птиц и журчание ручейка.

Изучение раздела

-Ребята, сегодня мы с Вами начнем изучать новый и очень увлекательный раздел. Который называется «Природа».

-А как Вы думаете, что Вы сможете делать, узнавать, изучая этот раздел?

-Теперь откройте учебник на странице 23. Кто может прочитать, первые 5 пунктов?

Кто прочитает вторые 5 пунктов?

Индивидуальная форма работы

Тестирование. Повторение пройденного материала

-Но перед тем, как начать урок, давайте вспомним пройденное и решим тест, который лежит у вас на столе. Подпишите свою фамилию. На выполнение заданий – 5 минут.

-Теперь сдайте Ваши листочки по рядам. После уроков мы с Вашим учителем их проверим и выставим Вам оценки.

 

-Природа

Ответы детей

Решают тест

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: монолог учителя

Практический: анализ наглядности

Словесный: подводящий диалог

5 мин

Фронтальная форма работы

Чтение сказки.Обсуждение.Определение темы.Постановка цели.

Ребята сейчас я расскажу вам сказку, вы внимательно слушайте и подумайте о чем она. (Приложение 1)

-Что такое земля?

-Верно у земли есть несколько значений.

- А как можно по другому назвать место где растут растения?

- Это почва- верхний плодородный слой земли.

-Определите тему сегодняшнего урока. Поставьте цели.

Слушают сказку

Земля – планета

 Земля – на которой растут растения

Определяют тему. Ставят цели.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

К: владение диалогической формой коммуникацией.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Словесный: учебный диалог

2 мин

        Фронтальная форма работы

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 64

- Рассмотрите иллюстрацию, что вы видите?

- Сделаем вывод , какое значение имеет почва для животных и растений ?

- Прочитаем два  абзаца текста.

- Что такое плодородие?

- Давайте предположи почему почва плодородна?

- А что бы в этом убедится сейчас мы с вами станем исследователями.

-Что делают исследователи?

- А что мы будем изучать?

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Динамическая пауза.

Практический: рефлексия;

Практический: выполнение упражнений

Словесный: речь учителя

1 мин

-Ребята, сейчас мы немного поиграем в «Живое-неживое». Если я называю объект живой природы – вы хлопаете 1 раз. Если объект неживой природы – прыгаете 1 раз.

Вода (прыгают)

Солнце (прыгают)

Земля (прыгают)

Цветок (хлопают)

Дом (ничего не делают)

-Какие молодцы, не провести Вас.

-Летучая мышь (хлопают)

-Лед (прыгают)

-Камень (прыгают)

-Осёл (хлопают)

-Молодцы. Присаживайтесь

Выполняют упражнения

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

К: формулирование собственного мнения и позиции;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: рефлексия; повторение изученного материала

Практический: выполнение упражнения в РТ

Словесный: обсуждение задания

Наглядный: страница учебника

Словесный: обсуждение алгоритма выполнения действий

Практический: самооценивание

6 мин

Фронтальная форма работы

Работа с РТ

-Кто может повторить, чем живая природа отличается от неживой?

-Теперь закройте учебники, уберите их на край стола. Откройте рабочую тетрадь на стр. 17. Найдите упражнение 1. Давайте с Вами обсудим, с какими цветами у нас ассоциируется неживая природа? Камни, вода, воздух – с синими, холодными цветами. Тогда при выполнении заданий мы неживую природу будем обозначать синим цветом. А живая? Цветы, деревья, - ассоциируются с летом, чем-то теплым. Значит, живую природу будем обозначать зеленым цветом.

Работа в РТ

Найдите табличку со словами «живая природа» и «неживая природа». Закрасьте эти ячейки нужными цветами.

Теперь поднимите глазки выше и найдите слова «Солнце, ель, лягушка» и т.д. Слова, означающие живую природу, каким цветом подчеркнем?  А неживую?

Давайте вместе начнем. Солнце – смотрим на табличку: дышит? Нет. Питается? Нет. Растет? Нет. Уже 2 пункта не совпало. Значит солнце – неживая природа. Подчеркиваем синим цветом.

Дальше ель. Питается? Да. Растет? Да. Значит это живая природа. Подчеркиваем зеленым цветом. Кто может продолжить цепочку?  (1-2 человека проговаривают вслух, потом самостоятельно).

Проверяем. Сравниваем со слайдом. Если Вы допустили 1-2 ошибки или ни одной – поставьте себе +. Если больше – ничего не ставьте.  

Поднимите карандаш те, кто поставил себе +.

Закройте РТ. Уберите их на край стола.

-Живая природа может: дышать, питаться, размножаться, рождаться, расти и умирать.

Неживая – с холодными, темными

Живая – с яркими, теплыми

Выполняют упражнение

-Живую – зеленым. 

-Неживую – синим

Проверка:

Солнце (с), ель (з), лягушка(з), воздух (с), карась (з), ландыш (з), гранит(с), кактус(з), созвездие (с), облако (с), подосиновик (з), комар (з), льдина (с), сосулька (с), роза (з), вода(с).

П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

К: формулирование собственного мнения и позиции;

П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

3 мин

5 мин

Фронтальная форма работы

Работа с учебником

-Откройте учебник на стр. 27

– Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода? (Ведется работа по учебнику  с.27)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? 
(Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? 
(Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? 

Групповая форма работы
– А теперь поработаем в группах. 1 группа – 1 ряд и т.д.  Каждой группе я раздам карточки с картинками. Вам нужно будет внимательно их рассмотреть, обсудить вопросы, которые у вас написаны и ответить на них.

Вопросы:

  1. Назовите элементы рисунка (кто, что изображено)
  2.  Как эти элементы между собой взаимосвязаны?
  3. Как неживая природа воздействует на живую?

-Теперь подумайте, какой вывод мы можем сделать?

Вывод 2


– Делаем 
вывод 2: неживая природа необходима для жизни живых существ. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода. Без этого их просто не существовало бы.

-Кто прочитает вывод, выделенный жирным шрифтом?

Работа в РТ

-Ребята, а давайте подумаем, какими способами мы можем показать связи между живой и неживой природой?

-А что удобнее: схемой или рисунком все же? Почему?

Откройте РТ на стр.19, упр. 6. Вам нужно в нижней рамке схематично показать процесс воздействия неживой природы на живую. На слайде есть подсказки, какие элементы Вы можете использовать.

Ответы детей

-Неживая природа

-Живая природа

-Связь между живой и неживой природой.

Ответы детей.

Вывод: природа бывает неживая и живая. Живая природа не может существовать без неживой.

-Схемой или рисунком

Ответы детей

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением существен-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной;

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

VII. Включение в систему знаний

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

Наглядный: демонстрация

Фронтальная форма работы

Рефлексия

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Запишите домашнее задание: РТ, с.17, упр.2. Вам нужно будет из приложения в Вашей тетради картинки и расположить их в рамках «Живая природа» и «Неживая природа». РТ. На стр. 19, упр.6 – выполнить рисунок, показывающий эту же взаимосвязь.

Давайте проверим, что же вы запомнили.

-Что относится к неживой природе, а что – к живой?

-Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

-Как связаны между собой неживая и живая природа?

-К живой: цветы, деревья, звери, птицы

-К неживой: камни, солнце, вода, воздух, облака

-Живые существа могут дышать, питаться, расти, размножаться, умирать. Неживые объекты не могут.

-Живая природа не может существовать без неживой.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

Л: участие в подведении итогов урока;

Л: самооценка события, происшествия.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

Фронтальная работа

-Теперь давайте подведем итоги.

-Чему Вы научились сегодня на уроке?

-Что Вам далось труднее всего?

-Оцените свою деятельность на уроке. Если Вы работали активно и все поняли – зеленый карандаш. Если Вы не так активно работали, как хотелось бы, и Вам не все было понятно – желтый карандаш. Если Вас совсем ничего не было понятно на уроке – красный.

Осуществляют рефлексию.

Опыт № 3,4,5, невозможно провести без горелки. Поэтому эти опыты проводит и объясняет Евдокия Васильевна герой учебника.

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.

Сделайте вывод , что это за пятна? В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

- Что такое минеральные соли? Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде

Опыт №4 Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

В почве содержится вода.

Опыт №5

  • Будем нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете? Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах!

Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Опыт №6

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после второго опыта, что вы увидите? Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной.

-Перегной – настоящая кладовая питательных веществ. Именно от количества перегноя зависит плодородие почвы

Вывод. Чем больше перегноя в почве, тем лучше она обеспечена минеральными солями, тем лучше корневое питание растений, а значит, плодороднее почва.

Мы провели исследование. Какие выводы вы можете сделать?

В состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Кто такие звери?" Программа "Школа России"

Конспект урока окружающего мира в 1б классеПрограмма:  «Школа России»Тема:  «Кто такие звери?»Цель: познакомить со зверями; учить определять принадлежность животного к определенной группе; и...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые  результатыПредметные:·     знать праздники в России;·...