Конспект урока по окружающему миру на тему "Опасные места" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тютюнник Валентина Сергеевна

В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Опасные места" (3 класс), УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no4_opasnye_mesta.docx347.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Урок №4

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: «Опасные места».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Опасные места».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление об опасных местах и правилах безопасного поведения в квартире, доме, в ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

2. Формировать умение понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны и выполнять  правила безопасного поведения в квартире, доме, в ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

Предметные:

  1. Учащиеся научатся объяснять, что такое опасные места;

Учащиеся получат возможность познакомиться с правилами безопасного поведения в квартире, доме, ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

  1. Учащиеся научатся понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны;

Учащиеся получат возможность выполнять  правила безопасного поведения в квартире, доме, в ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

Развивающие:

  1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия с помощью учителя.

  1. Формировать умение анализировать, находить и выделять информацию из учебника, необходимую для выполнения заданий,  строить логические рассуждения,  владеть рядом общих приёмов решения задач.

  1.  Формировать умение владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, находить и выделять информацию из учебника, необходимую для выполнения заданий.

- Учащиеся получат возможность строить логические рассуждения,  владеть рядом общих приёмов решения задач.

3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

-Учащиеся научатся работать в парах и группах.

Воспитательная:
Формировать интерес к изучению  темы: «Опасные места» , предвидеть скрытую опасность и избегать её, в целях сохранения своего здоровья и окружающих.

Личностные:

- У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Опасные места»;

- У учащихся может быть сформировано умение  предвидеть скрытую опасность и избегать её, в целях сохранения своего здоровья и окружающих.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Дидактическая средства: презентация, таблица, шифр, ситуация.

Интерактивное оборудование: интерактивная доска, компьютер.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа);

Наглядный (иллюстрации)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Валентина Сергеевна.   Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, таблица для самостоятельной работы, пенал и рабочая тетрадь.

 Мы продолжаем разговор по разделу «Наша безопасность».

-Давайте вспомним правила пешехода, велосипедиста и группы дорожных знаков.

Давайте вспомним основные правила пешехода:

  • Переходить дорогу на зеленый цвет
  • Ходить по тротуару
  • Переходить дорогу строго по пешеходному переходу.

Правила велосипедиста:

  • С 14 лет можно ездить по дороге
  • Переходить дорогу ведя велосипед
  • Нельзя ездить не держась за руль
  • Ни кого не катать на раме

Теперь повторим группы дорожных знаков:

-К какой группе относятся эти знаки?

-К какой группе относятся эти знаки?

-К какой группе относятся эти знаки?

-К какой группе относятся эти знаки?

-К какой группе относятся эти знаки?

Сегодня нам на уроке как никогда необходимо быть очень внимательными, сообразительными и смышлёными.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

Слайд 1

Вспоминают правила пешехода, велосипедиста и дорожные знаки, классификацию их на группы.

Слайд 2        

Слайд 3,4

-Предупреждающие знаки

-Запрещающие знаки

-Предписывающие знаки

-Знаки особых предписаний

-Знаки сервиса

Р: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном действии

Практический( упражнение);

Словесный (беседа)

- У вас на парте лежит таблица. Подпишите имя и фамилию. На экране вы увидите задание и варианты ответов к нему, ваша задача написать правильный ответ.

Я прочитываю, вы под номером 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 ставите тот знак, который считаете верным.

Будьте внимательны, ответов может быть несколько.

-Отложите листочки на край стола.

Подписывают имя и фамилию. Заполняют таблицу.

Слайд 5-14

П: владеть рядом общих приёмов решения задач.

  1. Выявление места и причины затруднения

Наглядный (демонстрация)

-Посмотрите на парту. У вас лежит шифр, А что написано на слайде, вы должны прочитать, используя шифр.

-Это и будет темой нашего урока.

Сегодня мы будем с вами говорить об опасных местах и людях.


Шифр: «Опасные места»

Слайд 15

Тема: «Опасные места»

П: Самостоятельное выделение познавательной цели.

Интерес к изучению темы: «Опасные места»;

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (работа с учебником)

-Какую цель мы можем перед собой поставить?

-Откройте учебник на 1 странице и найдите  4 абзац.

-Давайте составим план работы.

 

Балкон, подоконник, лифт,

где находится?

-Как тогда будет звучать 1 вопрос?

- Стройплощадка

Трансформаторная будка

Пустырь, парк и лес

Места, покрытые льдом.

Где находятся?

Прочитайте на стр 21, как можно несколькими словами обобщить их?

Как тогда будет звучать 2 вопрос?

Посмотрите на слайд. Как будет звучать 3 вопрос?

-Это основные вопросы, на которые мы должны ответить по ходу урока. Это и есть наш с вами план.

Слайд 16

Цель: Научимся понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны.

В доме и квартире.

Опасности в квартире и доме.

В окрестностях нашего дома.

Опасности в окрестностях нашего дома.

Опасности с незнакомыми людьми.

Р:Целеполагание;

Р:Планирование;

  1. Реализация построенного проекта

Словесный( беседа);

Практический (упражнения)

-Сейчас мы с вами поработаем 3 группами.

-Я  каждой парте раздам ситуацию, из которой вы должны будите найти выход. И потом нам всем рассказать.

(Приложение №1)

-1ряд:  в квартире и доме.
-2 ряд: в окрестностях нашего дома.

-3ряд: с незнакомыми людьми.

Помощником вам будет учебник стр. 20-23.

-У вас есть пару минут.

Работа в группах.

Слайд 17

Слайд 18-23

Познакомятся с правилами безопасного поведения в квартире, доме, ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

П: выявлять существенные признаки при анализе объектов

П: находить и выделять информацию из учебника

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практический (упражнение);

Словесный (беседа)

-На столах у вас лежит лист исследователя, подпишите его. После того как мы прослушаем 5 ситуаций с 1 ряда, вам нужно будет выполнить 1блок. Нужно подчеркнуть верный ответ.

-Обменяйтесь листочками, посмотрите на слайд и проверьте, правильность ответов.

-Следующие ситуации в окрестностях нашего дома.

-Выполните блок №2 в листе исследователя.

- Обменяйтесь листочками, посмотрите на слайд и проверьте, правильность ответов.

Следующие ситуации с незнакомыми людьми.

-Выполните блок №3 в листе исследователя.

- Обменяйтесь листочками,  посмотрите на слайд и проверьте, правильность ответов.

- Физминутка: не поворачивая головы, посмотрите глазками в право, потом в лево, в вверх и в низ. Посмотрите на зеленый цвет.  


Слайд 24-25

Работа в парах с ситуациями.

Слайд 26-30

Слайд 31-32

Слайд 33-37

Слайд 38-39

Понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны;

Выполнять  правила безопасного поведения в квартире, доме, в ближайших окрестностях, с незнакомыми людьми.

К: Формулирование и аргументация своего мнения

К: Умение с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение.

П: Построение логической цепи рассуждения;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный (беседа)

-Сейчас давайте откроем наши рабочие тетради на странице 14 и самостоятельно выполним задание номер 2.

Давайте прочитаем задание. Что изображено на иллюстрации?

-Ваша задача закрасить круг, где эти ситуации представляют опасность.

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Работа в рабочих тетрадях.

Слайд 40

Р: Волевая саморегуляция.

П: владеть рядом общих приёмов решения задач.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Если правила эти не соблюдать, может произойти много всего не приятного и опасного.

619 человек пропали без вести с начала 2015 года в Новосибирской области,
из них 303 — это несовершеннолетние дети.

-Что нам в будущем поможет сохранить жизнь?

Вы действительно правы!

Как вы думаете, почему такое количество пропавших людей??

-Потому что не соблюдали правила.

-Чем важен был сегодняшний урок?

-Где мы можем применить полученные на уроке знания?


Слайд 41

Знание и соблюдение правил.

Не соблюдали правила.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение.

К: Формулирование и аргументация своего мнения.

П: Построение логической цепи рассуждения.

Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания;

  1. Рефлексия учебной деятельности

Практический ( упражнение);

Словесный (беседа)

-Поднимите руки, кто считает, что важно только Знать правила.

-А теперь встаньте, кто считает, что нужно знать и выполнять эти правила.

-В заключение урока, я хочу пожелать вам соблюдать все правила безопасности, чтобы быть здоровыми и сохранить нашу жизнь!

-До свидания!

Поднимают или встают со своих мест.

Прощаются.

Р: Волевая саморегуляция.

Осознание ответственности за общее дело.

Лист Исследователя

ФИО:

   Подчеркните правильный ответ:

     Блок 1: В Квартире и Доме:

  • Нельзя/можно свешиваться через перила балкона и сидеть на них
  • Можно/нельзя устраивать на балконе подвижные игры
  • Нельзя/можно  вставать, садиться или ложиться на подоконник
  • Нельзя/можно  смотреть в окно
  • Нужно/ненужно смотреть под ноги заходя в лифт
  • Можно/нельзя заходить в лифт с незнакомым человеком
  • Нельзя/можно играть в лифте
  • Можно/нельзя гулять по крышам, чердакам и подвалам

    Блок 2: В Окрестностях дома:

  • Можно/нельзя играть на стройплощадке
  • Не опасно/опасно заглядывать в трансформаторную будку
  • Нельзя/можно  играть возле нее
  • Опасно/не опасно гулять и играть одному на пустыре, в парке, в лесу
  • Нельзя/можно  гулять одному с наступлением темноты
  • Можно/нельзя выходить на водоем без взрослых
  • Не опасно/опасно кататься весной на льдинах

    Блок 3: С Незнакомыми людьми:

  • Нельзя/можно брать сладости у незнакомых людей
  • Можно/нельзя открывать незнакомым людям двери
  • Нельзя/можно  садиться в машину к незнакомым людям
  • Можно/нельзя называть незнакомым людям свой адрес и имя  
  • Можно/нельзя соглашаться пойти куда-либо с незнакомым человеком

Шифр

Литература:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012. - 237 с.
  2. Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Электронное учебное пособие / Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. – Пермь: Перм. гос.гуман-пед. ун-т, 2012. -  380 с.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014. – 100 с.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  6. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир». 3 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.
  7. Загадки про...[http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-sobaka/]. - Режим доступа: http://zagadki-pro.ru. - Генератор загадок. - (Дата обращения: 20.04.2020)

  1. Генератор заданий[https://childdevelop.ru/generator/]. - Режим доступа: https://childdevelop.ru. - Развитие ребенка. - (Дата обращения: 20.04.2020)
  2. Генератор ребусов[http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CF%CE%C6%C0%D0&skip=1&mode=0]. - Режим доступа: http://rebus1.com. - Rebus1.com - (Дата обращения: 20.04.2020)
  3. Тест по окружающему миру «Опасные места» (3 класс)[https://infourok.ru/test-po-okruzhayuschemu-miru-opasnie-mesta-klass-825839.html]. - Режим доступа: https://infourok.ru. - ИНФОУРОК. Окружающий мир. - (Дата обращения: 20.04.2020)
  4. Если ты один дома[http://utinye-uroki.ru/index.php/esli-ty-odin-doma]. - Режим доступа: http://utinye-uroki.ru. - Утиные уроки. - (Дата обращения: 20.04.2020)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...