рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Султонова Светлана Александровна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx61.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

«Проверено»

Руководитель кафедры

начальных классов

______________________

/Мяновская И. В./

«19» августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

_______________________

/Гусак И.В./

«20» августа 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 1»

пгт. Пойковский

_______________________

/Кокорев В.Н./

приказ № 405

от «21» августа 2019г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 класс

2019 – 2020 уч.год

Составлена на основе примерной программы: 

Плешаков А.А. «Окружающий мир». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителя общеобразоват. учреждений./ А.А. Плешаков./ –

2 – е изд. - М.: Просвещение, 2016.

Учебник:

Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1,2/А.А. Плешаков.– 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017.

Тетрадь:

А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для  общеобразовательных организаций. В 2 частях. 8-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2019.

Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учитель (преподаватель), составивший  рабочую учебную программу:

Султонова Светлана Александровна

пгт. Пойковский

2019 - 2020 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1—4 классы» 2016 г. к предметной линии учебников системы «Школа России».

        Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

            Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

      Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея целостности мира;

- идея уважения к миру.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

3 класс

 Личностные  результаты

У  обучающегося  будут  сформированы:

- овладение основами  гражданской  идентичности  личности в  форме  осознания  «Я»  как  гражданина  России,  знающего и  любящего  её  природу  и  культуру;

- проявление чувства  гордости  за  свою  Родину,  в  том  числе через  знакомство  с  историко-культурным  наследием  городов  Золотого  кольца  России;

- формирование гуманистических  и  демократических  ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным  наследием  и  современной  жизнью  разных  стран, в  том  числе  стран  зарубежной  Европы;

- целостный взгляд на  мир  в  единстве  природы,  народов  и культур  через  последовательное  рассмотрение  взаимосвязей в  окружающем  мире,  в  том  числе  в  природе,  между  природой  и  человеком,  между  разными  странами  и  народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре  других  народов  на  основе  знакомства  с  многообразием  стран  и  народов  на  Земле,  выявления  общего  и  различного  в  политическом  устройстве  государств;

- формирование  начальных  навыков  адаптации  в  мире  через освоение  основ  безопасной  жизнедеятельности,  правил  поведения  в  природной  и  социальной  среде;

- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности  (учебно-познавательные,  социальные);  осознание

личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия  в  природной  среде  и  социуме;

- осознание  личностной  ответственности  за  свои  поступки, в  том  числе  по  отношению  к  своему  здоровью  и  здоровью окружающих,  к  объектам  природы  и  культуры;

- эстетические  чувства,  впечатления  через  восприятие  природы  в  ее  многообразии,  знакомство  с  архитектурными  сооружениями, памятниками истории и культуры городов России  и  разных  стан  мира;•  этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем  мире  человека,  его  душевных  богатствах,  а  также через  освоение  норм  экологической  этики;

- способность  к  сотрудничеству  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях  (при  ведении  домашнего  хозяйства,  пользовании  личными  деньгами,  соблюдении  правил  экологической  безопасности  в  семье),  доброжелательное  отношение  к  окружающим,  бесконфликтное поведение,  стремление  прислушиваться  к  чужому  мнению, в  том  числе  в  ходе  проектной  и  внеурочной  деятельности;

- установка  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни  на  основе  знаний  о  системах  органов  человека,  гигиене  систем  органов,  правилах  поведения  в  опасных  ситуациях  (в  квартире,  доме,  на  улице,  в  окружающей  местности,  в  природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное  отношение  к  материальным  и  духовным  ценностям в  ходе  освоения  знаний  из  области  экономики.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

Обучающийся  научится:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно  и  уточнённую  учителем;

- сохранять  учебную  задачу  урока  (самостоятельно  воспроизводить  её  в  ходе  выполнения  работы  на  различных  этапах урока);

- выделять  из  темы  урока  известные  и  неизвестные  знания и  умения;

- планировать  своё  высказывание  (выстраивать  последовательность  предложений  для  раскрытия  темы,  приводить примеры);

- планировать  свои  действия  в  течение  урока;

- фиксировать  в  конце  урока  удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой  на  уроке  (с  помощью  средств, разработанных  совместно  с  учителем);  объективно  относиться  к  своим  успехам/неуспехам;

- оценивать  правильность  выполнения  заданий,  используя «Странички  для  самопроверки»  и  критерии,  заданные  учителем;

- соотносить  выполнение  работы  с  алгоритмом  и  результатом;

- контролировать  и  корректировать  своё  поведение  с  учётом установленных  правил;

- в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  учебные  задачи.

Познавательные

Обучающийся  научится:

- понимать  и  толковать  условные  знаки  и  символы,  используемые  в  учебнике,  рабочих  тетрадях  и  других  компонентах  УМК  для  передачи  информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов  (справочной  и  научно-познавательной);

- использовать  знаково-символические  средства,  в  том  числе элементарные  модели  и  схемы  для  решения  учебных  задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать  полученную  информацию  в  виде  схем,  рисунков, фотографий,  таблиц;

- анализировать  объекты  окружающего  мира,  таблицы,  схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать  объекты  по  заданным  (главным)  критериям;

- сравнивать  объекты  по  различным  признакам;

- осуществлять  синтез  объектов  при  составлении  цепей  питания,  схемы  круговорота  воды  в  природе,  схемы  круговорота  веществ  и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,  объектами;

- строить  рассуждение  (или  доказательство  своей  точки  зрения)  по  теме  урока  в  соответствии  с  возрастными  нормами;

- проявлять  индивидуальные  творческие  способности  при выполнении  рисунков,  условных  знаков,  подготовке  сообщений,  иллюстрировании  рассказов  и  т.  д.;

- моделировать  различные  ситуации  и  явления  природы (в  том  числе  круговорот  воды  в  природе,  круговорот  веществ).

Коммуникативные

Обучающийся  научится:

- включаться  в  диалог  и  коллективное  обсуждение  с  учителем  и  сверстниками,  проблем  и  вопросов;

- формулировать  ответы  на  вопросы;•  слушать  партнёра  по  общению  и  деятельности,  не  перебивать,  не  обрывать  на  полуслове,  вникать  в  смысл  того, о  чём  говорит  собеседник;

- договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной  деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по  теме  урока;

- проявлять  стремление  ладить  с  собеседниками,  ориентироваться  на  позицию  партнёра  в  общении;

- признавать  свои  ошибки,  озвучивать  их;

- употреблять  вежливые  слова  в  случае  неправоты  «Извини, пожалуйста»,  «Прости,  я  не  хотел  тебя  обидеть»,  «Спасибо за  замечание,  я  его  обязательно  учту»  и  др.;

- понимать  и  принимать  задачу  совместной  работы,  распределять  роли  при  выполнении  заданий;

- строить  монологическое  высказывание,  владеть  диалогической  формой  речи;

- готовить  сообщения,  фотовыставки,  проекты  с  помощью взрослых;

- составлять  рассказ  на  заданную  тему;

- осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь;

- продуктивно  разрешать  конфликты  на  основе  учёта  интересов  всех  его  участников.

Предметные  результаты

Обучающийся  научится:

- находить  на  карте  города  Золотого  кольца  России,  приводить  примеры  достопримечательностей  этих  городов;

-  осознавать  необходимость  бережного  отношения  к  памятникам  истории  и  культуры;

- находить  на  карте  страны  —  соседи  России  и  их  столицы;

- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем  мире;

- осознавать  и  раскрывать  ценность  природы  для  людей,  необходимость  ответственного  отношения  к  природе;

- различать  внешность  человека  и  его  внутренний  мир,  наблюдать  и  описывать  проявления  внутреннего  мира  человека;

- различать  тела,  вещества,  частицы,  описывать  изученные вещества;

- проводить  наблюдения  и  ставить  опыты,  используя  лабораторное  оборудование;

- исследовать  с  помощью  опытов  свойства  воздуха,  воды,  состав  почвы,  моделировать  круговорот  воды  в  природе;

- классифицировать  объекты  живой  природы,  относя  их к  определённым  царствам  и  другим  изученным  группам;

- пользоваться  атласом-определителем  для  распознавания природных  объектов;

- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,  изображать  их  с  помощью  схем,  моделей  и  использовать для объяснения необходимости бережного отношения  к  природе;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги  России;

- использовать  тексты  и  иллюстрации  учебника,  другие  источники  информации  для  поиска  ответов  на  вопросы,  объяснений,  подготовки  собственных  сообщений  о  природе;

- устанавливать  связь  между  строением  и  работой  различных органов  и  систем  органов  человека;

- использовать  знания  о  строении  и  жизнедеятельности  организма  человека  для  сохранения  и  укрепления  своего  здоровья;

- оказывать  первую  помощь  при  несложных  несчастных  случаях;

- вырабатывать  правильную  осанку;

- выполнять  правила  рационального  питания,  закаливания, предупреждения  болезней;

- понимать  необходимость  здорового  образа  жизни  и  соблюдать  соответствующие  правила;

- правильно  вести  себя  при  пожаре,  аварии  водопровода, утечке  газа;

- соблюдать  правила  безопасности  на  улицах  и  дорогах,  различать  дорожные  знаки  разных  групп,  следовать  их  указаниям;

- понимать,  какие  места  вокруг  нас  могут  быть  особенно опасны,  предвидеть  скрытую  опасность  и  избегать  её;

- соблюдать  правила  безопасного  поведения  в  природе;

- понимать,  что  такое  экологическая  безопасность,  соблюдать  правила  экологической  безопасности  в  повседневной жизни;

- раскрывать  роль  экономики  в  нашей  жизни;

- осознавать  значение  природных  богатств  в  хозяйственной деятельности  человека,  необходимость  бережного  отношения  к  природным  богатствам;

- различать  отрасли  экономики,  обнаруживать  взаимосвязи между  ними;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы  некоторых  стран;

- объяснять,  что  такое  государственный  бюджет,  осознавать необходимость  уплаты  налогов  гражданами  страны;

- понимать,  как  ведётся  хозяйство  семьи;

- обнаруживать  связи  между  экономикой  и  экологией,  строить  простейшие  экологические  прогнозы;

- рассказывать  по  карте  о  различных  странах,  дополнять  эти сведения  информацией  из  других  источников  (таблица, текст  и  иллюстрации  учебника);

- приводить  примеры  достопримечательностей  разных  стран, ценить  уважительные,  добрососедские  отношения  между странами  и  народами;

- использовать  различные  справочные  издания,  детскую  литературу  для  поиска  информации  о  человеке  и  обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ЧАСОВ)

Как устроен мир (7 ч)

    Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.

    Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (20 ч)

   Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

   Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

   Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

   Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

    Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (9 ч).

   Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

   Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

   Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

     Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

     Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

     Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

     Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

     Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Учебно - тематический план

3 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические

работы

Контрольные

 работы

Экскурсии

Проекты

1

Как устроен мир

7

1

1

2

Эта удивительная природа

20

7

1

1

3

Мы и наше здоровье

9

2

1

1

4

Наша безопасность

8

2

1

5

Чему учит экономика

12

2

1

6

Путешествия по городам и странам

12

1

1

1

Итого

68 ч

13

2

3

6

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

3 КЛАСС    УМК «ШКОЛА РОССИИ»  

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты УУД

Вид, форма конт

роля

план

факт

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

1 ЧЕТВЕРТЬ

 «КАК УСТРОЕН МИР»   (7 ч)

1/1

РК. Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

Вводный урок.

1  

04.09

Раскрывать ценность природы для людей.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные:  принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;  

Познавательные: знакомиться с учебником, извлекать из него информацию; находить  сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека; объяснять значение слова «эволюция».

Учащиеся научатся: классификации объектов природы, определять ценность природы для людей.

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

 

фронтальный  опрос

                   

2/2

РК. Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники 

Природа.

Экскурсия № 1

в парк Югра.

1

06.09

Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми.

Сотрудничество с учителем и учащимися.

Определять место человека в мире.

3/3

РК. Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники

 Человек.

1

11.09

Коммуникативные:  распределять обязанности по проекту в группах, договариваться о способах защиты проекта.

Регулятивные:   определять цель проекта, оценивать по критериям результаты работы каждого участника проекта. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные:   подбирать дополнительную информацию  из разных источников.

 

 

 

Учащиеся научатся: определять деятельность человека как члена общества, семью – частью общества, страны, символы государства; изучать экологию – науку о связях между живыми существами и окружающей средой, её ролью  в жизни человека и общества.  

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество», «окружающая среда», «экология», «заповедник», «национальный парк».

 

  проект № 1

4/4

РК. Ягоды нашего края.

Проект № 1   «Богатства, отданные

людям»

1

13.09

 фронтальный  опрос

контроль знаний

5/5

РК. Разнообразие животных 

 Входная контрольная работа.

Общество.

1

18.09

Формировать экологичес -

кое мировоззре-ние, ответственность за все живое  в природе.

Определять границы собственного знания и незнания.

6/6

РК. Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

 Что такое экология.

1

20.09

Коммуникативные:  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

Познавательные: устанавливать  причинно - следственные связи между поведением людей и окружающей средой.

7/7

РК. Разнообразие животных

Природа в опасности!

1

25.09

  «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА»   (20 ч)

1/8

РК. Приспособленность к условиям севера 

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа

№ 1  «Тела и вещества»

1

27.09

Формировать установку на положительное поведение в обществе.

Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

Коммуникативные: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные: принимать учебную задачу и стараться её выполнить, работать со взрослыми, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные:  ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты в таблицу.

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота».

Учащиеся получат возможность научиться: собирать дополнительный материал о естественных и искусственных телах; твердых, жидких, газообразных; описывать изучаемые вещества по предложенному плану.

практическая работа № 1-2

       

2/9

РК. Роль заповедников Югры в охране природы.

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 2    «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1

02.10

3/

10

РК. Заповедник «Малая Сосьва»

Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3    «Свойства воздуха».

 

1

04.10

Коммуникативные: учиться уважительному  отношению к позиции другого.

Регулятивные:  формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные: исследовать путем опыта свойства воздуха; извлекать информацию из учебника.

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «кислород», воздух – как смеси газов; свойства воздуха.  

Учащиеся получат возможность научиться:

находить информацию о значении кислорода  для жизни на Земле.

практическая работа № 3

4/

11

РК. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО

 Вода.

Практическая работа № 4   «Свойства воды». 

1

09.10

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

 

Коммуникативные:  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  

Регулятивные:  

анализировать  рисунок - схему, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: проводить мини - исследование в семье, как используют воду в  быту.

Учащиеся научатся:

объяснять значение слова «фильтр», «фильтрованная» вода; «состояние», «испарение», «круговорот». давать определение воде – как веществу.

Учащиеся получат возможность научиться: различать три состояния воды – жидкое, твёрдое, парообразное; приводить свои примеры. Находить информацию о значении  воды для жизни на Земле; определять  свойства воды.

практическая работа № 4 -  5

5/

12

РК. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО 

Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5   «Круговорот воды в природе». 

1

11.10

6/

13

РК. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО 

Берегите воду!

1

16.10

 

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать  способность к решению моральных проблем.

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного.    

Регулятивные:  отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:  извлекать информацию из учебника, сопоставлять полученные сведения со своими суждениями.

Учащиеся научатся: определять источники загрязнения воды. Объяснять значение слова «перегной»; состав почвы, значение почвы для всего живого.

Учащиеся получат возможность научиться: определять меры по охране чистоты воды, охране почвы,   экономное использование природных богатств.  

 

     практическая работа  № 6

7/

14

РК Экскурсия № 2  в музей.

Что такое почва.

Практическая работа № 6   «Состав почвы». 

1

18.10

8/

15

РК Заповедники  Югры.  

Разнообразие растений

1

23.10

Коммуникативные:  учиться уважительному  отношению к позиции другого;  читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором».

Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя

Учащиеся получат возможность научиться: приводить примеры растений разных групп и видов. Определять меры по охране растений, занесённых в «Красную книгу».

фронтальный   опрос

9/

16

РК Многообразие растений, их охрана. 

Солнце, растения и мы с вами. 

1

25.10

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

2 ЧЕТВЕРТЬ

10/

17

РК Разнообразие животных.

Самостоятельная работа  «Разнообразие растений».

1

06.11

11/

18

РК. Использование песка и глины.

 Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7   «Размножение и развитие растений».

 

1

08.11

Коммуникативные:   выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Регулятивные: принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения.

Познавательные: наблюдать в природе, как распространяются семена.

Учащиеся научатся: объяснять роль насекомых в опылении,   распространение плодов и семян.

Учащиеся получат возможность научиться: собирать дополнительный материал о  развитии растений из семени.

   

практическая работа № 7

12/

19

РК. Использование песка и глины.

Охрана растений.

1

13.11

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому.

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»  

Регулятивные: сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: оформлять памятку «Берегите растения», находить материал о редких растениях.

Учащиеся научатся: называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Классификации животных по способу питания, цепи питания.

Учащиеся получат возможность научиться: правилам  поведения в природе; составлять «Памятки «Берегите растения»» для своих одноклассников; работать с терминологическим словариком.

          фронтальный опрос

13/

20

РК. Драгоценные полезные ископаемые.

Разнообразие животных.

 

1

15.11

14/

21

РК. Драгоценные полезные ископаемые.

Кто что ест. 

1

20.11

Коммуникативные:  учиться уважительному  отношению к позиции другого, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  

Регулятивные: принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.

  

 

               текущий

 

15/

22

РК. Югорская земля во глубине веков.

Проект № 2 «Разнообразие природы родного края».

1

22.11

Учащиеся научатся: определять цель проекта, работать с известной информацией, объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик».

Учащиеся получат возможность научиться: расширить знания о размножении и развитии животных разных групп.

           проект № 2

16/

23

РК. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.

Размножение и развитие животных.

1

27.11

   фронтальный опрос                      

17/

24

РК. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.

 Охрана животных.

1

29.11

Коммуникативные:  выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные: сравнивать свой ответ с ответами одноклассников

Познавательные: с помощью атласа-определителя и электронного приложения  определять животных из Красной книги.

Учащиеся научатся: определять факторы отрицательного воздействия человека на мир животных,  

Учащиеся получат возможность научиться: правилам  поведения в природе; принять участие в создании  книжки – малышки «Береги животных».

      текущий

 фронтальный опрос

18/

25

РК. Происхождение отдельных имен и фамилий.

В царстве грибов. 

1

04.12

19/

26

РК Географические названия – свидетели прошлого.

Великий круговорот жизни.

1

06.12

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя).

Регулятивные: сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.

Учащиеся научатся: объяснять процесс круговорота веществ, основные звенья круговорота; о  роли  почвы. 

Учащиеся получат возможность научиться: собирать дополнительный материал о различных видах почв, о мерах по охране почвы.

текущий

тест   № 1

20/

27

РК История в названии улиц и площадей твоего поселка.

«Эта удивительная природа». 

 Тест   № 1

1

11.12

  «МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»  (9 ч)

1/

28

РК Происхождение названия поселка.

Организм человека.

1

13.12

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

 

 

 

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  

Регулятивные: принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены. Находить упражнения для формирования правильной осанки;  

Учащиеся научатся: называть источники, в которых  изложена научная информация об устройстве организма человека.  Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание»; понятие «кожа» как органе защиты от повреждений и внешних воздействий.   

Учащиеся получат возможность научиться: создавать «Памятку» об охране здоровья, закаливании, для своих одноклассников.

  

    

 фронтальный опрос

2/

29

РК Современные архитектурные памятники.

Органы чувств.

1

18.12

3/

30

РК Современные архитектурные памятники.

Проверочная работа

№ 1 за первое полугодие

1

20.12

практическая работа № 8

4/

31

РК Герб твоего района, его описание, форма.

Опора тела и движение.

Надёжная защита организма. Практическая работа № 8   «Знакомство с внешним строением кожи».

1

25.12

 контроль знаний            

5/

32

РК Цвета, используемые на щитах.

Наше питание.

Проект № 3

«Школа кулинаров».

1

10.01

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.  

   

Коммуникативные:  договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные: делать выводы из изученного материала.

Познавательные: моделировать строение пищеварительной системы, практически определять наличие питательных веществ  в продуктах; моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.

Учащиеся научатся: объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система»; «дыхательная система», «кровеносная система».   

Учащиеся получат возможность научиться: определять питательные вещества, необходимые организму; находить дополнительную информацию о  пищеварительной системе. Понимать и объяснять  взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

проект № 3

3 ЧЕТВЕРТЬ

6/

33

РК Что означают фигуры на гербе.

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9    «Подсчет ударов пульса».

1

15.01

практическая   работа  № 9

7/

34

РК. Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Умей предупреждать болезни.

 

1

17.01

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Ориентироваться на выполнение моральных норм.  

 

Коммуникативные:  договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.

Учащиеся научатся: объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Понимать «закаливание» как фактор предупреждения болезней, объяснять значение выражения «здоровый образ жизни».

Учащиеся получат возможность научиться: способам закаливания, правилам поведения при заболевании.

 

фронтальный опрос

8/

35

РК Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Здоровый образ жизни.

 

1

22.01

           текущий

9/

36

РК Исторические находки, бережное их сохранение.

Проверочная работа за первое полугодие  

«Эта удивительная природа».

1

24.01

Коммуникативные:   учиться уважительному отношению к позиции другого.

Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов.

Познавательные: самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.

Учащиеся научатся: работать с терминологическим словариком 

Учащиеся получат возможность научиться: проверить  знания и умения, формировать  адекватную самооценку своих достижений.

контрольная  работа

       «НАША БЕЗОПАСНОСТЬ»    (8 ч)

1/

37

РК Исторические находки, бережное их сохранение.

Огонь, вода и газ.

1

 29.01

Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока.

Познавательные: знать телефоны экстренных служб, анализировать схему эвакуации, моделировать свои действия. Изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях. Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей.  Действия  при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.  

Учащиеся получат возможность научиться: определять виды транспорта. Составить «Памятку»  по ПДД.  

фронтальный опрос

2/

38

РК Исторические находки, бережное их сохранение.

Чтобы путь был счастливым.

1

31.01

текущий

3/

39

РК Многообразие природы. Растения.

Дорожные знаки.

1

05.02

             

проект № 4

4/

40

РК Многообразие природы. Растения.

Проект  №  4

«Кто нас защищает».

1

07.02

Коммуникативные:  договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные:  формулировать выводы по теме урока.

Познавательные: составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

Учащиеся научатся: называть правила поведения в потенциально опасных местах.  

 Учащиеся получат возможность научиться:

создавать «Памятку» для своих одноклассников.

5/

41

РК  Многообразие природы. Растения.

Опасные места.

1

12.02

фронтальный опрос

6/

42

РК Исторические находки, бережное их сохранение.

Проверочная работа    «Природа и наша безопасность».

 

1

14.02

Использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

Коммуникативные:   учиться уважительному  отношению к позиции другого.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока.

Познавательные: учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Учащиеся научатся: понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи и т.д.

Учащиеся получат возможность научиться: создавать «Памятку» о безопасном поведении в лесу.

       проверочная работа

7/

43

РК Исторические находки, бережное их сохранение.

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

1

19.02

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

Определять границы собственного знания и незнания.

Коммуникативные:  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.

 

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Учащиеся получат возможность научиться: называть правила экологической безопасности.

Проверить знания и умения, формировать  адекватную

самооценку своих достижений.

     практическая работа № 10

8/

44

РК. Ценность музея для потомков.

Тест «Наша безопасность»

1

 21.02

Проверка знаний

«ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА»   (12 ч)

1/

45

РК Ценность музея для потомков.

Для чего нужна экономика.

1

26.02

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий,

 

Коммуникативные:   учиться уважительному  отношению к позиции другого.

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда.

Учащиеся получат возможность научиться: раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Текущий,     фронтальный опрос

практические работы   №  11- 12

2/

46

РК. Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

28.02

3/

47

РК Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. 

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11   «Полезные ископаемые».

1

04.03

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

Коммуникативные:   оформлять свои мысли в устной   речи.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные:   рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану; выявить связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты используются в семье.

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «месторождение», «геолог».   Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых.

Учащиеся получат возможность научиться: анализировать правила охраны полезных ископаемых. классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

 

4/

48

РК Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.  Растениеводство.

Практическая работа № 12   «Знакомство с культурными растениями». 

1

06.03

5/

49

РК Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

Животноводство.

1

11.03

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

 

Коммуникативные:  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку.

Познавательные: классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных, работать с терминологическим словарем. Выявлять связь животноводства и растениеводства; соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Раскрывать роль денег в экономике; характеризовать виды обмена товарами; находить информацию  об истории денег в других источниках. Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «животноводство», как  – отрасль сельского хозяйства, домашние животные, роль животноводства в экономике. Подготовке  проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа».   

Учащиеся получат возможность научиться: называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. Понимать промышленность как отрасль экономики.  Выполнять обмен товарами, бартер.

фронтальный опрос

6/

50

РК Разнообразие животных. 

 Какая бывает промышленность.

1

13.03

7/

51

РК Мансийская легенда о происхождении нефти. 

Проект № 5 «Экономика родного края».

1

18.03

  проект № 5

4 ЧЕТВЕРТЬ

практическая работа № 13

8/

52

РК Мансийская легенда о происхождении нефти. 

Что такое деньги.

Практическая работа № 13   «Знакомство с различными монетами».

1

20.03

9/

53

РК Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Государственный бюджет.

 

1

 01.04

 Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

 

Коммуникативные:  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: выявлять взаимосвязь между доходами и расходами, формулировать выводы по теме урока.

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги».

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

                      текущий

10/

54

РК Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Семейный бюджет.

 

1

03.04

Коммуникативные:   донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Учиться уважительному отношению к позиции другого.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока,  отвечать не итоговые вопросы;  

Познавательные: выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать  семейный бюджет.

Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии; моделировать экологические прогнозы; выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.  

Учащиеся научатся: объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа». Самостоятельно выполнять задания проверочной работы строго по инструкции

Учащиеся получат возможность научиться: называть признаки положительного и отрицательного воздействия  экономики на окружающую среду; объяснять взаимосвязь. Проверить знания и умения, формировать адекватную

самооценку своих достижений.

проверочная работа

11/

55

РК Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО 

Экономика и экология.

1

08.04

12/

56

РК Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО        Проверочная работа     «Наша безопасность».

1

10.04

             «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ»   (12 ч)

1/

57

РК Заповедники Югры.

Золотое кольцо России.

 

1

15.04

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: с помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «финифть». Называть города, которые входят в Золотое кольцо. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

Учащиеся получат возможность научиться: узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

           фронтальный опрос

2/

58

РК Заповедники Югры.

Золотое кольцо России.

 

1

17.04

3/

59

РК Ценность музея для потомков.

Золотое кольцо России.

1

22.04

4/

60

РК Ценность музея для потомков.

Экскурсия в музей. Проект № 6

«Музей путешествий».

1

24.04

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

  Формировать ориентацию на выполнение моральных норм.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока,  

Познавательные: с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем. Соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.

Находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса.

Учащиеся научатся: объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер».   Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы.

Учащиеся получат возможность научиться: описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.  Создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

проект  № 6

5/

61

РК Ценность музея для потомков.

Наши ближайшие соседи.

1

29.04

фронтальный опрос

текущий

6/

62

РК Ценность музея для потомков.

На севере Европы.

1

06.05

7/

63

РК Ценность музея для потомков.

Что такое Бенилюкс.

1

08.05

8/

64

РК Ценность музея для потомков.

В центре Европы.

1

13.05

9/

65

РК Ценность музея для потомков.

По Франции и Великобритании

1

15.05

Коммуникативные:  договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока.

Познавательные:  находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран; описывать по фотографиям  памятники.

Учащиеся научатся: объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы.  

Учащиеся получат возможность научиться: узнавать известных людей стран Европы по фотографиям.

 

10/

66

РК Ценность музея для потомков.

 Проверочная работа №2 за второе полугодие

1

20.05

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

 

Проверочная  

работа

11/

67

РК Ценность музея для потомков.

На юге Европы.

1  

22.05

Учащиеся научатся: показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Учащиеся получат возможность научиться: узнавать  замечательных людей Греции и Италии по фотографиям.

  Фронтальный опрос  

12/

68

РК Ценность музея для потомков.

По знаменитым местам мира.

Проверим себя и оценим свои достижения. 

1  

27.05

29.05 -резерв

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...