Конспект урока окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мария Бугреева Николаевна

Тема урока: Леса России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 «В»

 Учитель: Бугреева М.Н, учитель начальных классов  МОУ СОШ « 2 г. Нерехты

УМК: «Школа России»

Конспект урока окружающего мира 4 класс на тему

«Леса России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

-формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя;

-структурировать знания;

- строить сообщение в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других .

Планируемые результаты.

Предметные:

- Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

- Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

- Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

- Умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

1. регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения;

2. познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

3. коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие, поисковый метод.

Литература: учебник «Окружающий мир» для 4класса, 1 часть. Авторы – Плешаков А.А. и др. Поурочные разработки по окр. миру 4 класс. Автор – Максимова Т.Н.

Оборудование: карта природных зон, компьютер, экран.

Раздаточный материал:   учебники, учебное пособие , карточки-«помогайки».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

3. Актуализация знаний. Введение в тему.

4. Работа по теме урока.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все присели.

2.  Повторение изученного материала.

 - Ребята, мы изучаем тему «Природные зоны России»

-Давайте вспомним, с какими природными зонами мы уже познакомились?

 (Ответы детей: Арктические пустыни и тундра)

-Почему эти зоны называют холодными?

(Ответы детей: Температура воздуха очень низкая, земля промерзает, покрывается снегом и льдом на несколько месяцев в году.)

- Прежде чем мы познакомимся с новыми тайнами природы, проверим знания, которые вы получили на прошлых уроках.

- Для этого мы с вами поиграем в игру «Да, нет». Перед вами на партах лежат подготовленные карточки, подпишите их. Я буду зачитывать вам предложения, касающиеся изученных природных зон, а вы, если согласны с моим высказыванием, в карточке ставите «+»,  если не согласны, то «-» .

- Игра «Да, нет».

1. Тундра расположена на равнине? (+)

2. Зона тундры расположена севернее арктических пустынь? (-)

3. Главное занятие у  коренных жителей  тундры – птицеводство? (-)

4. В тундре обитают: песцы, лемминги, волки? (+)

5. К растениям тундры относятся:    кедр, осина, пальма? (-)

- А теперь, поменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверка в парах. Оцените работу соседа по парте.

- Передайте карточки с последних парт на первую.

3. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной.

- А с какой, вы должны понять, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!

Ответы детей: (Лес)

- Правильно, тема сегодняшнего урока «Леса России».

На доске появляется тема урока.

4. Работа по теме урока.

- Откроем учебник на стр.72 и 73 найдем эту зону на карте. Обратите внимание, что эта зона занимает большую территорию России. (Учитель показывает на карте) 

- Вы видите, что зона лесов закрашена оттенкам  зеленого цвета.

-Пользуясь условными обозначениями  (под картой учебника), поясните:

-Какая зона выделена насыщенным зеленым цветом?

(Ответ детей: Тайга)  На доску учитель вывешивает слово.

Какая зона выделена бледно –зеленым цветом?

-(Ответ детей: Смешанные леса)  На доску учитель вывешивает слово.

-Какая зона выделена салатовым цветом?

(Ответ детей: Широколиственные леса)  На доску учитель вывешивает слово.

- У нас на доске получилась схема. Кто ее прочитает?

Ответы детей.

- Теперь поговорим о каждой из этих зон.

- Откройте учебник на странице 96. Рассмотрите иллюстрации.

- Ответьте одним словом, какие деревья расту в зоне тайги?

(Ответы детей: хвойные)

Почему их так называют?

(Ответы детей: вместо листьев хвоинки)

-На странице 97 написаны названия этих деревьев .

Под цифрой 1-это.. (дети отвечают)

- Эти деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Их корни очень мощные.

- Теперь поговорим о зоне широколиственных лесов. На странице 100 вы видите, какие деревья растут в этой зоне.

-Прочитаем их названия на странице 101.

Эти деревья теплолюбивые, с широкими, крупными листьями.

-Кто догадался, какие деревья растут в зоне смешанных лесов?

(Ответы детей: хвойные и лиственные)

- в зоне смешанных лесов мы можем встретить и мелколиственные деревья: березу, осину.)

- Итак, мы познакомились с лесными зонами и узнали их особенности.

5. Физкультминутка: «Прогулка по лесу».

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.

6. Закрепление изученного материала. Краеведческая работа.

- А в какой природной зоне находится Костромская область?

-Давайте обратимся к учебному пособию «География Костромской области» и узнаем, правы ли мы?

Отрываем страницу 61.

- На карте мы видим, что Костромская область расположена в южной части тайги.

А наш город находится на границе Костромской области, поэтому мы можем считать, что проживаем в зоне смешанных лесов.

- Давайте совершим виртуальную прогулку по Костромским лесам, а именно: по сосновому бору, березняку, ельнику.

Откройте страницу 62-63

- В парах поработайте над материалом учебника и ответьте на вопросы, написанные на карточках.

Вопросы для работы в парах:

Сосновый бор:

  1. Почему сосновый бор считается самым светлым лесом?
  2. Почему  воздух в сосновом бору обладает целебными свойствами?

Ельник:

  1. Почему в ельнике темно  холодно?
  2. Расскажет  внешнем виде ели.

Березняк:

  1. Какой лес называют березняком?
  2. Как человек использует кору берез?

-Расскажите, что вы узнали о лесах Костромской области.

-Дополните ответы выступающих.

Оценки за выступление.

7. Подведение итогов урока.

- С какими лесными зонами мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие деревья растут в зонах этих лесов?

- В какой природной зоне находится Костромская область? А наш город?

- Какие леса в ней встречаются?

8. Рефлексия учебной деятельности.

«Дерево успеха». Учитель, заранее выдает на парты листики разного цвета. А на доску вывешивает ствол дерева. За тем он предлагает ребятам оценить свое настроение по окончанию урока. Если вам было все понятно и интересно, приклейте к дереву зеленый лист. Если вам было, что не понятно и ваше настроение не изменилось – желтый листок. Если вы вообще не поняли  материал, и после урока ваше настроение стало грустным - красный.

 9. Домашнее задание: 

На выбор:

1) Рассказать об одном животном, обитающем в зоне лесов.

2) Написать отзыв о поездке на Лосеферму в д. Сумароково Костромской области.

3) Для Обучающихся с ОВЗ – т. С.40 № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...