Система геологических знаний в начальной школе.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Ленина Елена Николаевна
Изменения в современном обществе непосредственно отразились на образовании школьников. В настоящее время одно из основных направлений модернизации – внедрение Стандартов второго поколения. Многие школы на первой ступени реализуют новый стандарт в экспериментальном режиме, поэтому уже сегодня учителям средней школы необходимо знать какие требования теперь предъявляются к образованию, как изменилось содержание учебных предметов и использовать новые подходы в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lenina.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Система геологических знаний в начальной школе.

Изменения в современном обществе непосредственно отразились на образовании школьников. В настоящее время одно из основных направлений модернизации – внедрение Стандартов второго поколения. Многие школы на первой ступени реализуют новый стандарт в экспериментальном режиме, поэтому уже сегодня учителям средней школы необходимо знать какие требования теперь предъявляются к образованию, как изменилось содержание учебных предметов и использовать новые подходы в работе. Данные обстоятельства, а также анализ публикаций по геологии и методике преподавания географии, образовательное и практическое значение наук о Земле обусловливают необходимость рассмотреть положение геологических знаний в обновленном содержании начального образования, прежде всего, предмета “Окружающий мир”.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. младшему школьнику должны быть предоставлены условия для рефлексии его учебной деятельности.

Специфика предмета “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение предмета “Окружающий мир” состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо– и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Следует отметить, что в эколого-географическом варианте тематического планирования, составленном по Примерным программам, указано также на необходимость формирования таких умений как: сравнивать и различать природные объекты и изделия, проводить самостоятельно и оценивать наблюдения геологических явлений, сравнивать и различать разные формы земной поверхности, проводить групповые наблюдения во время экскурсии “Формы земной поверхности”, исследовать свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности), сравнивать свойства горных пород, подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсий в краеведческий музей с позиций бережного отношения к полезным ископаемым, оценивать влияние современного человека на природу, участвовать в диспуте по данному вопросу.

Особое внимание уделяется “информационной грамотности”, т.е. совокупности умений работы с информацией. Учащиеся учатся работать с различными источниками знаний (натуралии, учебники, таблицы, схемы, графы, карты, видеофильмы, Интернет и т.д.) и извлекать из них знания, т.е. овладевают общеобразовательными умениями: наблюдать геологические явления и процессы, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, выполнять задания во время экскурсий в природу и краеведческий музей, беседовать с родителями и сверстниками, извлекать, анализировать, организовывать и преобразовывать информацию из различных источников знаний, пересказывать и обсуждать полученные сведения.

Изучая геологический материал, младшие школьники убеждаются в огромном практическом значении геологических знаний для добычи полезных ископаемых, для строительства городов и дорог, для промышленности и сельского хозяйства. Содержание рассматриваемой системы сложное, так как в него входят сведения из многих геологических наук. Хорошо известно, что ученик лучше усваивает материал, если он излагается в строгой системе.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

- развивать экологическое мышление;

- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

- формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать  новые  учебные  задачи;  проявлять  инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования,  схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц,  делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание  в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.


Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Растениеводство).

- Что же такое растениеводство? (Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений.)

Чтобы на нашем столе был хлеб – растениеводы выращивают зерновые культуры –пшеницу, рожь.

-Кормовые культуры – тимофеевку, люцерну, клевер – выращивают, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Чтобы получить ткань, выращивают прядильные культуры –хлопчатник и лен. -Как называется раздел, который мы изучаем? (Экономика).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

   Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. - Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
  2. - Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
  3. - Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
  4. - Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

- Без чего  невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

- А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

- Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра  «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

 

- Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

- Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

- Почему они полезные? (служат людям).

- Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

-  Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

- Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

- Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

 Запишем в тетради какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?  (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

- А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

- На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

-  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

- Как добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

- Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

- Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

- Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

-  Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти - это бурение скважин. Бурить начинают в том  месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа. 

Учитель:

- Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

- А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

- Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

                            Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.
  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?
  3. Плотное или рыхлое (пористое).
  4. Выясните на сколько прочен и тверд.
  5. Растворяется в воде или нет.
  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит                 3 группа – песок

2 группа – известняк            4 группа – глина

Результаты заносим в тетрадь, с.28, №2.

Проверяем – один человек от группы.

Учитель:

- Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

Тетрадь, с.29, №3.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

- Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается  глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить  быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

- Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

- Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

- Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

- Экономно использовать газовые и электрические приборы.

- Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

- Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

- Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполним самостоятельную.

Т.с.30, №4.

1 вариант 1-5

2 вариант 6-10, взаимопроверка.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-50, пересказ,Т.с.31,№6,8.

X. Подведение  итога урока. Рефлексия.

- Наше увлекательное путешествие  заканчивается.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что же нового вы узнали, чему научились?

- Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

- Кто для себя сделал открытие?

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

- Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

- Кому урок подарил хорошее настроение?

- Кто не все понял по теме урока?

Синквейн.

Кладовые.

Полезные. Строительные.

Добывают, залегают, бурят.

Человек использует в хозяйстве.

Богатства.

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.

Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям прихо­дится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по ...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Технология внедрения системы независимой оценки качества знаний выпускников начальной школы в предметной области «Информатика и ИКТ» для образовательных учреждений

Технология внедрения системы независимой оценки качества знаний выпускников начальной школы в предметной области «Информатика и ИКТ» для образовательных учреждений....