Рабочая программа "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по Окружающему миру для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4зII класса (вариант 2.2).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа-интернат № 4»

Рассмотрено                                                                        СОГЛАСОВАНО                                                           Утверждено

на заседании МО учителей начальных классов                        заместитель директора по УР                                     Приказом ГОБОУ «АШИ № 4»

протокол №   1 от 25.08.2020г.                                                Мореходова Л.Ю.                                           от 28.08.2020г. № 224-од

                                                                                _______________        

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4зII класса

(вариант 2.2)

срок реализации программы: 2020-2021 г.г.

Составил: учитель Федорова Ю.А.

2020-2021 учебный год

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика класса.

Все учащиеся обучаются по адаптированной программе для слабослышащих и позднооглохших детей. На уроках активно работают, читают, отвечают на вопросы. Выполняют задания, при возникновении затруднений, обращаются за помощью к учителю. Ученики требуют индивидуального и дифференцированного подхода.

  1. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, вариант 2.2.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • учебным планом ГОБОУ «АШИ № 4» на 2020/2021 учебный год,
  • календарного учебного графика и режима работы ГОБОУ «АШИ № 4» на 2020/2021 учебный год,
  • списка учебников и учебных пособий, утверждённых к использованию на 2020/2021 учебный год.
  1. Количество часов в год – 68 (2 часа в неделю).
  2. Учебник. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. Учебн. для уч-ся 4 кл. спец. (коррекц.) ОУ 1 и 2 вида. – М.: Владос, 2012.
  3. Содержание работы, основные темы.

I.Человек и природа. 

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

 Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Вода. Свойства воды (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус). Состояния воды – вода – растворитель, очистка воды фильтрованием. Её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Значение и охрана почвы.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

 Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Солнечная система.  Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Прямолинейное распространение света.

Планеты. Планета Земля: расстояние от Земли до Солнца. Сравнительные размеры Земли и Солнца. Общее представление о форме и размерах Земли. Вид Земли из космоса. Глобус как модель Земли.  Полюсы. Экватор. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Луна – спутник Земли. Расстояние до Земли. Размеры Луны по сравнению с Землёй. Поверхность Луны. Почему не видна обратная сторона Луны. Звёзды. Созвездия. Изучение космоса человеком. Ю. Гагарин – первый космонавт Земли.

Практическая работа:

Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушарие линии направления север - юг, запад – восток.

 Обучение ориентированию по Полярной Звезде.

Экскурсии:

Ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми.

Ознакомление с особенностями местного водоёма, его использование и охрана.

II. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Влияние человека на природные сообщества.

Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

 III.Наш город. Родная страна.

Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

 Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.

         

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:

 Личностных

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных   

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных  

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

 съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

-потребности людей; товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

     В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся.

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Учатся готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

  1. Итоговый контроль (по четвертям)

I четверть Контрольная работа «Человек и природа»

II четверть         Контрольная работа «Природа России»

III четверть Контрольная работа «Родной край – часть большой страны»

IV четверть Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы. Современная Россия».

  1. Календарно-тематическое планирование по «Окружающему миру»    4зII класс

п/п

дата

Содержание материала

Кол-во

часов

Виды работ

Использование

ИКТ

словарь

I четверть (16 часов)

1

1н.с.

Повторение изученного в 3 классе. Родная природа. Как устроен мир. Мы и наше здоровье.

1

Ответы на вопросы, работа в тетради: запись слов по диктовку. Формулировка ответов.

Задания:

https://learningapps.org/2166878

https://learningapps.org/349880

https://learningapps.org/537266

https://learningapps.org/8510219

https://learningapps.org/5313736

https://learningapps.org/4903571

Живая и неживая природа, объекты природы, изучение природы, изменения, природа, правила поведения на природе, разумное существо, головной мозг, психология, системы органов: дыхательная, пищеварительная, кровеносная, опорно-двигательная, нервная

2

1н.с.

Повторение изученного в 3 классе. Наша безопасность. Путешествие по городам и странам.

1

Фронтальная работа. Работа с вопросами. Запись ответов в тетрадь.

Задания:

https://learningapps.org/6456626

https://learningapps.org/6569010

https://learningapps.org/13101561

https://learningapps.org/391658

https://learningapps.org/3430214

Диспетчер, номер телефона «112», пешеход, велосипедист, пассажир, знаки сервиса, запрещающие знаки, предупреждающие знаки,  дорожный знак, гроза, ядовитые грибы и растения, опасные животные, города Золотого кольца России, Тадж-Махал, Египетские пирамиды, статуя Свободы, Сиднейская опера

3

2н.с.

Диагностическое тестирование за курс 3 класса.

Знакомство с учебником. Введение. Наблюдения за погодой. Условные знаки явлений погоды.

1

Диагностическое тестирование за курс 3 класса.

Описание погоды. Наблюдения за погодой. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений – обозначение условными знаками.

Погода, наблюдения, изменения в природе, таблица наблюдений за погодой

4

2н.с.

Режим дня школьника. Труд и отдых в режиме дня.

1

Работа с текстом, ответы на вопросы в учебнике. Составление режима дня школьника.

Презентация «Режим дня»

Задание:

https://learningapps.org/6498311

https://learningapps.org/9334403

Режим дня, труд, отдых, сон, физический труд, учёба, спортивные игры, завтрак, обед, ужин

5

3н.с.

Наблюдения за изменениями в погоде. Наблюдения за погодой. Сезонные изменения в природе.

1

Чтение текста, работа с вопросами, ответы на вопросы. Заполнение таблицы «Погода и времена года»

Презентация «Сезонные изменения в природе»

Осень, зима, весна, лето, осадки, ветер, облачность, температура, мороз, дождь, оттепель, метель, жара

6

3н.с.

Солнце и природа. Зависимость изменений в природе от температуры окружающей среды.

1

Работа с текстом учебника, запись предложений в тетрадь, выполнение заданий.

Температура воздуха, времена года, продолжительность дня

7

4н.с.

Общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.  Полюсы. Экватор.

1

Работа с текстом, определениями. Работа с глобусом и картой.

Форма Земли, шар, глобус, карта, экватор, Северный полюс, Южный полюс

8

4н.с.

Поверхность Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

1

Чтение текста, запись определений. Называть названия материков и океанов.

Задания:

https://learningapps.org/620447

https://learningapps.org/2991605

https://learningapps.org/3307686

https://learningapps.org/2655419

Материк, океан

9

1н.о.

Практическая работа:

Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушарие линии направления север - юг, запад – восток.

1

Выполнение практической работы.

Глобус, карта, экватор, полюсы

10

1н.о.

Ориентирование на местности. Что такое горизонт и линия горизонта. Стороны горизонта.

1

Чтение текста, ответы на вопросы, определения, выполнения рисунка «Линия горизонта»

Задания:

https://learningapps.org/3307488

https://learningapps.org/1152269

https://learningapps.org/272295

Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта: север, юг, запад, восток

11

2н.о.

Компас. Устройство компаса. Определение направлений на местности по компасу.

1

Работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение рисунка компаса.

Презентация «Устройство компаса»

Задания:

https://learningapps.org/2295438

Компас, стрелка магнитная, направления, циферблат, флюгер, гномон

12

2н.о.

План местности. Масштаб. Чтение плана. Составление плана местности.

1

Работа с текстом учебника, запись определений. Запись условных знаков для плана местности.

Презентация «План местности»

Задания:

https://learningapps.org/1147583

https://learningapps.org/1978851

13

3н.о.

Карта. Чтение карты. Практическая работа.

1

Выполнение практической работы по плану.

Карта, чертёж, местность, условные знаки, масштаб, размеры территорий

14

3н.о.

Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение основных тем четверти, выполнение заданий в тетрадях.

15

4н.о.

Контрольная работа за 1 четверть.

1

Написание контрольной работы.

16

4н.о.

Разбор результатов, выявление ошибок в контрольной работе. Работа над ошибками.

1

Выполнение работы над ошибками.

II четверть (16 часов)

1

2н.н.

Природа России. Физическая карта России. Равнины и горы России.

1

Работа с учебником: знакомство с физической картой России, нахождение объектов на карте, границы России. Называть примеры равнин и гор России, находить на карте.

Презентация «Равнины и горы России»

Задания:

https://learningapps.org/6454617

https://learningapps.org/5889125  

Равнины: холмистые, плоские; плоскогорье, горы

2

2н.н.

Природа России. Моря, озёра и реки России.

1

Работа с текстом учебника и картой России. Называть и находить на карте объекты гидросферы.

Задание:

https://learningapps.org/8258086

Море, озеро, река, исток, устье, приток

3

3н.н.

Природные зоны России. План изучения природной зоны. Карта природных зон России.

1

Работа с картой природных зон: названия, цветовое обозначение, смена природных зон.

Видео-урок:

https://youtu.be/lJljepkcaPE

 Природная зона, план изучения, нагревание поверхности Земли, горные области

4

3н.н.

Зона арктических пустынь. Растительный и животный мир. Арктика и человек.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Презентация «Зона арктических пустынь»

Задание:

https://learningapps.org/8052064

Арктика, полярная ночь, полярное сияние, полярный день, лишайники, полярный мак, белый медведь, тюлень, морж

5

4н.н.

 Тундра. Растительный и животный мир. Тундра и человек.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Задания:

https://learningapps.org/1261173

https://learningapps.org/6629766

https://learningapps.org/7736959

Многолетняя мерзлота, экологические связи, цепи питания, ягель – олений мох, карликовая берёза, белая сова, комары, мошки, лемминг, северный олень, белый журавль - стерх

6

4н.н.

Леса России. Тайга. Растительный и животный мир.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Презентация «Тайга»

Задания:

https://learningapps.org/8655809

Сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна, хвойные деревья, глухарь, бурый медведь, летяга

7

5н.н.

Леса России. Смешанные и широколиственные леса. Растительный и животный мир.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Тренировочные упражнения:

https://learningapps.org/5426167

https://learningapps.org/8343371

Смешанные леса, широколиственные леса, дуб, липа, ясень, клён, вяз

8

5н.н.

Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах.

1

Работа с текстом учебника. Называть влияние человека. Примеры заповедников и названия охраняемых растений и животных.

Видео-урок:

https://youtu.be/d68CUygK5nA

Экологическая проблема, заповедник. Охраняемый вид, роль леса

9

1н.д.

Зона степей. Растительный и животный мир. Степи и человек.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Презентация «Зона степей»

Степь, суховеи, пыльные бури, чернозём, степной орёл, дрофа, суслик, ковыль, типчак, заповедники

10

1н.д.

Пустыни. Растительный и животный мир. Пустыни и человек.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Задания:

https://learningapps.org/8512284

https://learningapps.org/8572510

Пустыня, песок, джузгун, верблюжья колючка, тушканчик, корсак, песчаный удавчик, верблюд, ушастый ёж, священный скарабей

11

2н.д.

У Чёрного моря. Растительный и животный мир. Человек и море.

1

Работа с текстом учебника. Находить на карте. Называть растения и животных. Давать характеристику зоны по плану. Называть влияние человека.

Видео-урок:

https://youtu.be/JG102M7tVrs

Магнолия, инжир, персик, абрикос, дельфин, краб, цикада, богомол, грецкий орех, Дендрарий, ботанический сад, заповедник, субтропики

12

2н.д.

Повторение. Подготовка к проверочной работе по теме «Природа России».

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Устный опрос.

Задания:

https://onlinetestpad.com/ru/test/49003-priroda-rossii-4-klass

https://kupidonia.ru/viktoriny/test-priroda-rossii

13

3н.д.

Проверочная работа «Природа России».

1

Написание проверочной работы.

14

3н.д.

Систематизировать, обобщить и проверить знания. Подготовка к контрольной работе за 1 полугодие.

1

Выполнение заданий в рабочей тетради, повторение основных понятий 1 полугодия.

15

4н.д.

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Написание контрольной работы.

16

4н.д.

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Выполнение работы над ошибками.

III четверть (20 часов)

1

2н.я.

Поверхность нашего края. Равнины, горы, овраги, балки.

1

Работа с текстом учебника: чтение предложений, ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Презентация «Поверхность нашего края»

Овраг, балка, охрана поверхности

2

2 н.я.

Водные богатства нашего края. План описания реки.

1

Работа с текстом учебника: чтение предложений, ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задания:

https://learningapps.org/6153732

https://learningapps.org/1044361

Водоём, водоток, план описания реки, озеро, пруд, водохранилище, канал, море, океан

3

3н.я.

Значение водных богатств и их охрана.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Подготовка сообщения на тему «Охраняемые водоёмы России»

Презентация «Значение водоёмов и их охрана»

Загрязнение, очистка, фильтр, удобрения, ядохимикаты, завод, фабрика, ферма

4

3н.я.

Наши подземные богатства. Разнообразие полезных ископаемых: нефть, природный газ, торф, уголь.

1

Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы. Описание полезного ископаемого по плану.

Видеоурок:

https://youtu.be/Xcw5ieKuv0Y

Полезное ископаемое, условные знаки, добыча полезных ископаемых, план

5

4н.я.

Наши подземные богатства. Разнообразие полезных ископаемых: железная руда, гранит, песок и глина, известняк.

1

Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы. Описание полезного ископаемого по плану.

Задания:

https://learningapps.org/8632968

https://learningapps.org/6279841

Полезное ископаемое, условные знаки, добыча полезных ископаемых, план

6

4н.я.

Земля-кормилица. Какие бывают почвы. Охрана почв.

1

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, сравнение рисунков «разрезы основных типов почв».

Презентация «Земля-кормилица»

Почвы: подзолистые, песчаные, торфяные, глинистые, тундровые, чернозёмы, луговые, серые лесные, болотные почвы

7

1н.ф.

Жизнь леса. Что такое лес. План изучения природного сообщества.

1

Описание рисунков в учебнике, чтение текста, ответы на вопросы

Задания:

https://learningapps.org/2267188

https://learningapps.org/12339828

Лес, природное сообщество, ель, осина, лесная мышь, кабан, короед, иволга, ласка, лесная подстилка, круговорот веществ

8

1н.ф.

Жизнь луга. Природное сообщество луга: растения и животные. Луга и человек.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Устный опрос.

Проверочная работа.

Презентация «Жизнь луга»

Пчела, шмель, кузнечик, перепел, коростель, полёвка, луговое сообщество

9

2н.ф.

Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Растительный и животный мир.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Устный опрос.

Видео-урок «Жизнь в пресных водах»

https://youtu.be/54Z3sdB4iAg

https://onlinetestpad.com/ru/test/100018-presnyj-vodoem-i-ego-obitateli

Пресный водоём, рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка, ряска, водоросли, клопы-водомерки, моллюски, речные раки, ондатра, выдра

10

2н.ф.

Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны».

1

Написание проверочной работы.

11

3н.ф.

Вода и её свойства. Очистка воды.

1

Выполнение практической работы «Определение свойств воды», «Очистка воды»

Вода, жидкость, форма. Цвет, прозрачность, вкус, запах, растворитель, объём воды. Замерзание, охлаждение, нагревание

12

3н.ф.

Круговорот воды в природе. Описание каждого из этапов круговорота воды.

1

Работа с текстом, ответы на вопросы. Опыт «Идёт дождь». Описание по схеме круговорота воды в природе.

Презентация «Круговорот воды в природе»

Испарение, выпадение осадков, конденсация, дождь, град, снег, туман, пар

13

4н.ф.

Охрана воды и водоёмов. Значение воды для человека. Охраняемые водоёмы России.  

1

Работа с текстом учебника: чтение предложений, ответы на вопросы.

Задания:

https://learningapps.org/1163027

Пресная вода, охрана воды, использование воды, очистка воды, чистота воды

14

2 н.м.

Земля – планета Солнечной системы. Звёздное небо. Небесные тела.

1

Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выделение главного. Выполнение рисунков «Солнечная система»

Задание:

https://onlinetestpad.com/ru/test/6900-zemlya-planeta-solnechnoj-sistemy

Планета, звезда, небесное тело, комета, астероид, планетоид

15

2н.м.

Солнце – раскалённое небесное тело. Солнце – источник света и тепла.

1

Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выделение главного. Выполнение практической работы «Солнечный свет»

Презентация «Солнце – звезда Солнечной системы»

Раскалённый шар, звезда. Свет, тепло,

16

3н.м.

Звёзды. Полярная звезда. Характеристика звёзд.

1

Работа с заданиями в учебнике и рабочей тетради. Ответы на вопросы, дополнение предложений.

Звезда, созвездие, Большая Медведица, Малая Медведица

17

3н.м.

Планеты. Основная характеристика планет земной группы.

1

Чтение текста, ответы на вопросы, запись ответов в тетрадь. Описание планеты по плану.

Видео-урок «Планеты Солнечной системы»

https://youtu.be/kTzQ2q9SwlQ

https://youtu.be/yQMMiwE4KSg

Орбита, планета, планеты земной группы, спутник, карликовая планета

18

4н.ф.

Подготовка к контрольной работе за 3 четверть.

1

Повторение основных тем четверти, выполнение заданий в тетрадях.

Тренировочные упражнения:

https://onlinetestpad.com/ru/test/49010-zhizn-lesa-luga-vodoemov-4-klass

19

5н.ф.

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Написание контрольной работы.

20

5н.ф.

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Выполнение работы над ошибками.

IV четверть (16 часов)

1

4н.м.

Движение Земли. Смена дня и ночи.

1

Описание рисунков в учебнике, выполнение практической работы по плану, оформление результатов работы в тетради.

Задания:

https://learningapps.org/4090448

https://learningapps.org/8560272

Орбита, ось вращения, ночь, день, сутки, экватор, полюса

2

4н.м.

Движение Земли. Смена времён года.

1

Чтение текста, составление вопросов и написание ответов, выполнение заданий в рабочей тетради.

Задания:

https://learningapps.org/579240

https://learningapps.org/13503558

Наклон земной оси, времена года, смена времён года

3

1н.а.

Первый полёт в космос. Ю.А. Гагарин.

1

Составление плана сообщения об изучении космоса человеком.

Космос, космический корабль, искусственный спутник, космонавт

4

1н.а.

 Другие небесные светила Солнечной системы.

1

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, запись определений по теме.

Астероид, комета, метеориты, метеоры,

5

2н.а.

Луна – спутник Земли. Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, запись определений по теме.

Задания:

https://learningapps.org/100798

https://learningapps.org/1334729

https://learningapps.org/5878510

Спутник Земли, поверхность Луны, лунные моря и океаны

6

2н.а.

Контрольная работа «Солнечная система».

1

Написание контрольной работы.

7

3н.а.

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками.

Основной закон России и права человека. Конституция.

1

Выполнение работы над ошибками. Работа с текстом учебника.

Презентация «Основной закон России и права человека».

Российская Федерация, Конституция, закон, права, обязанности

8

3н.а.

Мы – граждане России. Права и обязанности граждан. Президент России.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Устный опрос.

Презентация «Мы – граждане России»

Задание:

https://learningapps.org/11517092

Федеральное собрание, правительство, президент, права, обязанности

9

4н.а.

Подготовка к годовой контрольной работе. Повторение основные тем, изученных в течение года.

1

Повторение основных тем, изученных в течение года, выполнение заданий в тетрадях.

10

4н.а.

Годовая контрольная работа.

1

Написание контрольной работы.

11

2н.м.

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Написание работы над ошибками.

12

2н.м.

Славные символы России. Герб, флаг и гимн России.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради.

Проверочная работа.

Презентация «Славные символы России»

Символ, флаг, герб, гимн

13

3н.м.

Такие разные праздники. Праздники: государственные, семейные, профессиональные.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Устный опрос

Видео-урок «Такие разные праздники»

https://youtu.be/yumx6cq3roE

Праздники: государственные, семейные, профессиональные

14

3н.м.

Путешествие по России. Повторение. Подготовка к контрольной работе за 4 четверть.

1

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради. Подготовка к контрольной работе.

Презентация «Путешествие по России»

Задание:

https://learningapps.org/11132447

https://learningapps.org/13025381

Дальний восток, Сибирь, города, Урал, Европейская часть России, Волга, юг России

15

4н.м.

Контрольная работа за 4 четверть по теме «Современная Россия».

1

Написание контрольной работы.

16

4н.м.

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками. Инструктаж по безопасности во время летних каникул.

1

Выполнение работы над ошибками.

Презентация «Безопасное лето»

Безопасность в городе, на водоёмах, в лесу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...