Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Власова Ольга Васильевна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_kriticheskim_myshleniem.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

По окружающему миру в 3 классе

«В царстве грибов»

с применением технологии развития критического мышления

«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»

Выполнила: Власова Ольга Васильевна

 учитель начальных классов

 

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний и применения ранее усвоенных и новых знаний.

Цели по содержанию:

образовательные:

  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • различать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Средства обучения: листы с заданиями для организации индивидуальной работы.

Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР: Грибница (№181565) – процесс роста и развития грибов.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи

Приём ТРКМ

Оргмомент

Создать условия для проверки готовности учащихся к уроку

 

Вызов

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации.
Помощь учащимся в определении направления в изучении темы

Приём «Предвосхищение»: высказывание предположений
Приём «Бортовой журнал»: запись своих мыслей (гипотез)

Реализация смысла

Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми

Приём «Предвосхищение»
Приём «Инсерт»: маркировка текста по мере его чтения
Графическое оформление смысловых единиц текста

Рефлексия

Создание условий для обобщения изученного материала и определения направления дальнейшего изучения материала

Приём «Бортовой журнал»: обобщение и сопоставление. Графическое оформление смысловых единиц текста

Подведение итога урока, информация о домашнем задании

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент

 

Создаёт условия для проверки готовности учащихся к уроку,
На парте лежит дневник, пенал, учебник.
Готовы ли вы к сотрудничеству?

Проверяют готовность к уроку.

 

Постараемся внимательно слушать друг друга, активно работать на уроке. Для чего?

Получить новые знания

II. Вызов

Задачи:
· Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации;
· помощь учащимся в определении направления в изучении темы

Рассмотрите, пожалуйста, изображение на доске (Сформулируйте задание
Обсудите ответ в парах.


Заполнить схему «Мир живой природы»

Что объединяет представителей всех царств?
Обсудите ответ в парах.

Учёные-биологи делят всё живое на большие группы – царства…
Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Приём «Предвосхищение»

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать мир живой природы.
Назовите предполагаемую тему урока.
Обоснуйте свой ответ.
Обсудите ответ в парах.

Грибы.
На прошлых уроках мы изучали мир растений и мир животных.

Приём «Бортовой журнал»: запись своих мыслей (гипотез)

Тема урока «В царстве грибов»

На карточке 1 укажите фамилию, имя

 

Рассмотрите внимательно таблицу, назовите задачи урока.

1. Узнать, почему грибы долгое время считали частью царства растений.
2. Получить информацию о строении гриба.
3. Узнать роль грибов и меры охраны.
4. Узнать, какие грибы можно собирать.

Заполните второй столбец таблицы (опорные слова).
Запишите свой вопрос, на который вы хотели бы получить ответ.
В конце урока вы заполните таблицу «Новая информация» на карточке №2 в виде схем и опорных слов, которые мы будем использовать в ходе совместной деятельности.

 

III. Реализация смысла

Задачи:
Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми
Приём «Предвосхищение»

Прочитайте слова на доске, определите лексическое значение четвёртого слова.
Работаем в группах.

БИОЛОГИЯ
БОТАНИКА
ЗООЛОГИЯ
?
Биология – наука о живой природе, ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных. Четвёртое слово - это название науки о грибах.

Приём «Инсерт»

Правильно, эта наука называется МИКОЛОГИЯ.
Из каких слов греческого языка оно образовано?
В учебнике информация по данной теме находится на странице 118-121
Цель чтения: выявление новой информации.
После чтения каждого абзаца делаем остановку.

Микос – гриб, логос - наука

Если в абзаце есть новая для вас информация– рядом с этим абзацем на полях карандашом поставьте плюс.
На какой вопрос нам предстоит ответить?)

(Маркировка текста по мере его чтения)

1. Почему грибы долгое время считали частью царства растений?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить грибы и растения.

Приём «Предвосхищение»

Что нужно сделать для ответа на этот вопрос?
Что значит сравнить?
Чем же грибы похожи на растения?
Для ответа на вопрос можно пользоваться учебником и своими записями, сделанными в начале урока
Чем ещё похожи грибы и растения?
Чем грибы отличаются от растений?

Сказать, чем похожи и чем отличаются?
Грибница похожа на корень растения: всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Не могут двигаться, как животные.
Грибы отличаются от растений: не производят питательные вещества, а поглощают их из находящихся в почве отмерших остатков растений и животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
заяц, медведь, воробей, берёза, сыроежка.

О каких питательных веществах идёт речь?
Сделаем вывод.

Речь идёт о сахаре и крахмале.
Грибы похожи на растения способом питания и отсутствием двигательной активности и отличаются от них тем, что сами не производят питательные вещества, а добывают их. Грибы – отдельное царство живой природы.

На какой вопрос нам предстоит ответить?)

2. Из каких частей состоит гриб?

Что за информация скрыта?
Проверим ваше предположение)

(Предположения)

(Делаем вывод: как называется надземная часть гриба?

Надземная часть гриба называется плодовым телом.

Попробуйте изобразить процесс роста и развития гриба.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приём «Предвосхищение»

На какой вопрос нам предстоит ответить?
Подготовьте сообщение, пользуясь учебником.

3. Какое значение имеют грибы?

Делаем вывод.

Грибы имеют большое значение для неживой природы, растений, животных и человека. Поэтому их нужно охранять.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ.
ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.
РУКИ СОГНУЛИ.
КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ.
ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.
В СТОРОНЫ РУКИ.
ПЛАВНО ПОМАШЕМ.
ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.
КАК ОНИ СЯДУТ,
ТОЖЕ ПОКАЖЕМ.
КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ ВОТ ТАК!

На какой вопрос нам предстоит ответить? Подготовьте сообщение, пользуясь учебником.
Делаем вывод.

Как охраняют грибы?
Надо соблюдать правила сбора грибов. Нельзя собирать грибы, названия которых внесены в Красную книгу.

Что нужно сделать?
Выполнить задание нам поможет учебник.
Делаем вывод.

4. Какие бывают грибы?
Распределить грибы по группам.

В каких случаях съедобные грибы нельзя употреблять в пищу?

Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые.
Если они старые или растут вдоль дорог, в городе, вблизи предприятий.

IV. Рефлексия

Задачи:
Создание условий для обобщения изученного материала и определения направления дальнейшего изучения материала
Приём «Бортовой журнал»: обобщение и сопоставление.

Заполняем таблицу «Новая информация» на карточке 2 в виде схем и опорных слов, которые использовали в ходе совместной деятельности.
Поставьте восклицательный знак в ту часть круга, которая соответствовала вашему настроению на уроке.

V. Подведение итога урока, информация о домашнем задании

 

Что нового узнали на уроке?
На какие вопросы не получили ответ?
Что будем делать дома?

Дома выполним задания на стр. 122, попробуем найти ответы на свои вопросы.
По желанию – чтение рассказов из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне», участие в конкурсе «Знатоки грибов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"

Конспект урока по окружающему миру Плешакова 3 класс "В царстве грибов"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс " Грибы" УМК " Перспектива"

Урок открытия новых знаний. Учащиеся участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его; определяют и обсуждают тему урока, выясняют, чем будут заниматься. Проводиться...