Методическая разработка урока Окружающий мир "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс урок -исследование, открытие новых знаний
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

УМК «Школа России»
Тип урокаурок-исследование (практической направленности), открытия нового знания.
Цели: обучающая: формирование способа изучения свойств снега и льда через  наблюдение и сравнение; развивающая: развитие творческих способностей и познавательного интереса к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; воспитательная: формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

 

Планируемые результаты:

предметные умения: учащиеся знакомятся со свойствами льда и снега, с их образованием.

метапредметные умения: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; формирование оценочной самостоятельности учащихся.

личностные умения: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 

Методы:– коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа с текстом, групповая работа.

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор химической посуды для начальной школы, компьютер, проектор, карточки «снег» и «лед»,  вырезанные снежинки, молоток; раздаточный материал: снег и лёд, стеклянные палочки, полоски цветной бумаги, салфетки.

Формы контроля – индивидуальный опрос, работа в группах, фронтальный опрос.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока "Откуда берутся снег и лед?"  

школа: МБОУ Новоселенгинская СОШ

класс: 1
учебный предмет: окружающий мир
тема урока: Откуда берутся снег и лед? 

УМК «Школа России»
Тип урокаурок-исследование (практической направленности), открытия нового знания.
Цели: обучающая: формирование способа изучения свойств снега и льда через  наблюдение и сравнение; развивающая: развитие творческих способностей и познавательного интереса к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; воспитательная: формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

предметные умения: учащиеся знакомятся со свойствами льда и снега, с их образованием.

метапредметные умения: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; формирование оценочной самостоятельности учащихся.

личностные умения: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Методы:– коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа с текстом, групповая работа.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор химической посуды для начальной школы, компьютер, проектор, карточки «снег» и «лед»,  вырезанные снежинки, молоток; раздаточный материал: снег и лёд, стеклянные палочки, полоски цветной бумаги, салфетки.

Формы контроля – индивидуальный опрос, работа в группах, фронтальный опрос.


Учитель: Поспелова Марина Степановна

Ход урока

  1.  Организационный момент (1 мин) (проверка готовности к уроку)
  2. Актуализация знаний. Мотивация (5 мин)
  1. Работа с учебником с. 66. Задание

- Прочитайте загадки про себя и отгадайте их. Ответьте на вопросы. Сделайте вывод. - Откуда берутся снежинки? (с неба) - Где образуются снежинки? (из тучи) - Снег и лед – это одно и тоже? (однозначного ответа нет) - Из чего получается лед? (из воды) - Что необходимо для образования снега и льда? (вода и холод)

- Какой вывод мы можем сделать? (снежинки образуются высоко в небе,  в облаках, туче. Снег и лед образуются из воды в холодную погоду) - Из чего состоит снег? (из снежинок)

4.2 Наблюдение. Формулирование проблемы

Рассмотрите снежинки по плану (изображение на проекторе):

  1. Одинаковы ли снежинки по размеру, форме; 2. Количество лучей у снежинки; 3. Сделайте вывод

Дети делают вывод на основе наблюдения (снежинки все разной формы и размера, не похожи друг на друга, имеют 6 лучей)

С наступлением зимы нашим друзьям Мудрой Черепахе и Муравьишке  стало очень холодно на улице и решили они построить себе дом. Только вот из чего? Муравьишка огляделся и увидел, что землю покрыл Снег, а реку сковал Лед. Слышал он как-то, что народы Севера – эскимосы строят себе дома из прессованного снега, облитого льдом, которые называются ИГЛУ. Ему захотелось тоже построить себе дом.

Но вот проблема: из чего дом лучшее? Из снега или льда? (затрудняются ответить) - А чтобы это узнать, что нужно сделать? (сравнить снег и лед)

III. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)

- Ребята! А мы можем помочь Мудрой Черепахе и Муравьишке выбрать материал для строительства зимнего дома. (да, можем) - Кто может сформулировать тему урока? (Варианты: Какие свойства имеют снег и лед? Откуда берутся снег и лед? Как образуются снег и лед?)

Какую учебную задачу мы поставим перед собой? (сравнить снег и лед и узнать их свойства) - Откроем учебники и проверим, правильно ли мы определили тему и цели урока?

IV. Познавательная деятельность (20 мин)

4.1 Организация Групповой работы

- Ребята, мы можем помочь Муравьишке и Мудрой Черепахе выбрать материал для строительства дома? (нет) Чтобы решить нашу задачу, предлагаю сравнить снег и лед. Сейчас разделимся на 4 группы. Повторим  Правила работы в группе (на слайде)

Распределите роли: Исследователь - это тот, кто проводит опыты; Руководитель –  это тот, кто контролирует процесс выполнения опыта и  следит за временем; Эксперт – это тот, кто заносит результат опыта в таблицу; Научный консультант  - это тот, кто делает сообщение.

- Разберем инструкцию по проведению опыта.

  1. Прочитайте задание; 2. Обсудите его в группе и выполните действия; 3. Результат сравнения  запишите в таблицу; 4. Проведите свое наблюдение и запишите вывод в  таблицу.

- Руководители группы, возьмите необходимые материалы для проведения опытов (стаканчики со снегом и льдом, материалы в конвертах – цветная бумага, палочки) Звонок колокольчика - сигнал завершения работы.

Задание для 1 группы

Опыт №1 

План работы

Результат сравнения

Выводы

Свойство

1.  Рассмотрите снег и лёд.

- Какой цвет имеет снег?  

- А какой цвет у льда?

2. Что увидели? Запишите.

Белый

Бесцветный

Вывод: снег ____, а лёд _____

Слова-подсказки:  белый, непрозрачный, тает, рыхлый,  бесцветный, прозрачный, тает, хрупкий, вода.

Задание для 2 группы

Опыт № 2 

План работы

Результат сравнения

Выводы  

Свойство

1. Ложкой насыпьте снег на цветную бумагу, а другой положите лёд на цветной картон.

2. Рассмотрите, виден ли цвет картона через слой снега?

3. Виден ли цвет картона через лёд?

4. Как называют предметы, через которые всё видно?

5. А снег?

6. Что увидели? Запишите.

 

Нет.

Виден

Прозрачный.

Непрозрачный

Вывод: лед ______, а снег _____

Слова-подсказки:   белый, непрозрачный, тает, рыхлый, тает, бесцветный,  вода, прозрачный, хрупкий.

Задание для 3 группы

Опыт №3 

План работы

Результат сравнения

Выводы  

Свойство

1. Возьмите снег в ладонь, а в другую лёд. Сожмите их, подержите немного, разожмите ладошки.

2. Понаблюдай, что происходит со снегом?

-  А со льдом?

- От чего тает снег и лёд?

3. Во что превращается снег и лёд?

4. Что увидели? Запишите.

Тает.

Тает.

От тепла

В воду

Вывод: В тепле снег и лед _____, образуется _____

Слова-подсказки:  белый, непрозрачный, тает, рыхлый,  бесцветный, прозрачный, тает, хрупкий, вода.

Задание 4 группа

Опыт №4

План работы совместно с учителем

Результат сравнения

Выводы

Свойство

1. Я сейчас ударю по льду молотком.

2. Понаблюдай. Что произошло?

3. А можно ли это сделать со снегом?  

4. Вставьте палочку, помешайте снег.

5. Что увидели? Запишите

Лед раскололся

Нет

Вывод: снег ______, а лёд _____

Слова-подсказки:  белый, непрозрачный, тает, рыхлый,  бесцветный, прозрачный, тает, хрупкий, вода.

4.5. Представление результатов сравнения свойств снега и льда

Руководители групп представляют полученные результаты. На доске - таблица.

Снег

Белый

Непрозрачный

Рыхлый

Тает

Лед

Бесцветный

Прозрачный

Хрупкий

Тает

1 группа: Мы наблюдали и сравнили снег и лед. Увидели, что снег белый, а лед прозрачный. 2 группа: Подставив под кусочек льда цветной картон, мы увидели, что он просвечивает, окрашивает лед в синий цвет. Значит, лед – прозрачный, а снег – нет. 3 группа: Если подержать снег или лед в руке, они тают. Снег быстрее, лед медленнее. 4 группа: После удара молотком лед раскололся на кусочки, следовательно, он – хрупкий. Снег нельзя расколоть, его можно перемешать. Он – рыхлый.

4.6 Самооценка работы групп

Оцените работу своей группы с помощью сигнальных карточек.

- Какие открытия мы сделали в процессе наблюдения и сравнения? (изучили свойства снега и льда: Снег - белый, непрозначный, рыхлый, тает; Лед - бесцветный, прозрачный, хрупкий, тает

- Снег и лед – это одно и тоже? (нет, снег и лед имеют разные свойства) Какое свойство общее? (при таянии превращается в воду) Что помогло нам сделать такой вывод? (изучение свойств снега и льда способом наблюдения на основе сравнения полученных результатов) Как это доказать? (в ходе исследования: снег и лед – это замерзшая вода, при таянии превращаются в воду) Прочитаем вывод в учебнике.

Физкультминутка

V. Самостоятельная работа (3 мин)

5.1 Тест «Свойства снега и льда» Выбери правильный ответ.

(Дети работают на интерактивной доске)

5.2  Проверка после выполнения.

VI. Итог урока. (3 мин)

6.1.  Рефлексия

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой? (сравнить снег и лед и узнать их свойства) Справились мы с задачей? Какие свойства снега и льда вы узнали (снег – рыхлый, белый, тает, непрозрачный; лед – бесцветный, прозрачный, тает, хрупкий); Что помогло вам сделать такие выводы (мы наблюдали за снегом и льдом и сравнили их свойства)

- Можем мы теперь помочь Мудрой Черепахе и Муравьишке выбрать материал для постройки дома? (И снег, и лед не годятся для постройки жилища, лишь для игр в зимнее время) Что можем посоветовать им? (выбрать другой материал)

- Где мне пригодятся полученные знания? (осторожно ходить по льду на улице - скользко; не играть на реке и озере - лед может расколоться; не кидаться льдом – острый, может поранить; не валяться в снегу - от тепла тела одежда станет мокрой и можно простудиться; не приносить снег и лед в теплое помещение)

6.2. Самооценка

- Сегодня на уроке мне было интересно …; было легко/трудно…

- Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? А себя бы похвалили?  

VII. Домашнее задание  (1 мин)

1. Рассказать своим друзьям и родителям о нашем исследовании;

2. В рабочей тетради с.49 нарисовать девочку-снежинку.

Примечания

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: методическое пособие: 1 класс./                                             А.А. Плешаков, В.П.Александрова, С.А.Борисова. – М.: Просвещение, 2006.

– с.159

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – с. 222.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы. ФГОС. В 2 ч. Ч.1. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – с. 64.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса. ФГОС. В 2 ч. Ч.1. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – с. 132.

5. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»/ Е.М.Тихомирова. – М.: Экзамен, 2012. – с. 336

6. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя./Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. – М.: Вита-Пресс, 2012. – с.288


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе

Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Открытие новых знаний. Окончание"

Вводный исследовательский урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения направлен на раскрытие теоретической основы одной из важных частей слова - окончания. Урок построен таким обр...

Методическая разработка по окружающему миру "Как нам жить?" 4 класс, Школа 2100

Технологическая карта урока, завершающего узучение окружающего мира в начальной школе...

Методическая разработка по окружающему социальному миру в дополнительном 1 классе на тему "Дом, двор, улица"

Данный урок предназначен для обучающихся с ОВЗ ( умственной отсталостью)....

Методическая разработка по окружающему миру : "ВОДИЦА -ВОДИЦА", 1-2 класс.

Вся земная жизнь рождена водой. Что же такое вода?  Вода – природное ископаемое, жидкость. В каком состоянии встречается вода?...