Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения и животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Подгорнова Наталья Петровна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения и животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_b_klasse.docx105.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира во 2 «Б» классе

Автор: Подгорнова Н.П., учитель начальных классов

Тема урока: «Охраняемые растения и животные»

Тип урока: «открытие» нового знания

 Цель: формирование знаний обучающихся о «Красной книге», о причинах занесения животных и растений в «Красную книгу».

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с охраняемыми растениями и животными;

 сформировать представление о «Красной книге»;

 формировать уважительное отношение к стране и родному краю.

  • Развивающие: развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор обучающихся.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, желание самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомиться с «Красной книгой России».
  • Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.
  • Создать свою «Красную книгу».

Метапредметные:

  • Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощь учителя; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом; работать по предложенному учителем плану.
  • Познавательные УУД: формировать умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

  • Учить уважительному отношению ко всему живому.
  • Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:  словесный, наглядный.

Оборудование:

Для учителя - презентация, компьютер, фотографии с изображением растений и животных,

занесённых в «Красную книгу»; звуковое сопровождение для стихотворения, видеофильм, жетоны, модели растений.

Для обучающихся -  учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, клей, ручка, карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

.

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

- Добрый день, ребята! Зовут меня Наталья Петровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

А теперь все повернитесь
И  друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И, конечно же, гостям.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие  пройдет интересно и увлекательно.

Приветствует обучающихся

Создаёт эмоциональный настрой.

Слушают учителя

Улыбаются

Садятся на свои места

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы отправимся в ЗАПОВЕДНИК.

- Это очень загадочное место, а что это за мест, мы узнаем позже.

- А чтобы попасть в заповедник, нужно приобрести билетик.

- Для этого нужно выполнить задания.

- Возьмите билетик, на обратной стороне вы будете записывать только цифру верного ответа.

 Найди верное высказывание:

1) Кормить домашних животных надо с общего стола.

2) Домашнее животное должно спать рядом с вами

3) Кошек приучают к порядку, а собак дрессируют.

Как называется врач, оказывающий помощь животным?

1)Педиатр.

2) Ветеринар.

3)Терапевт.

К какой группе собак относится овчарка?

1) Декоративная.

2) Служебная.

3) Охотничья.

- Обменяйтесь листочками и проверьте.

- Поднимите руку у кого все три ответа верные.

- А у кого- то  были ошибки?

Не расстраивайтесь, я вас тоже приглашаю в путешествие, но вы  обещаете, что  повторите эту тему.

- За  работу на уроке, я буду давать жетоны. И самые активные ученики получат оценки в конце урока.

2-3 жетона – оценка «4»

4-5 жетонов – оценка «5»

Формулирует задание.

Листает слайды презентации

Организует взаимопроверку со слайда

Задает вопрос

Информирует детей о жетонах

Слушают задание.

Слушают учителя

Читают задания

Записывают ответы.

Проверяют работы

Поднимают руки

Слушают учителя

3. Целеполагание

- Мы с вами отправляемся  в заповедник.

- Как вы понимаете, что такое заповедник?

 Заповедник – это территория, на которой оберегаются и сохраняются растения и животные.

- А как вы думаете, какая тема нашего урока? («Охраняемые растения и животные»)

- О чем мы можем узнать в заповеднике?

ЗАДАЧИ:

* КАКИЕ?....       - Узнаем, КАКИЕ растения и животные находятся под охраной?

* ПОЧЕМУ?.....    - ПОЧЕМУ они находятся под охраной?

* ГДЕ?.....              - ГДЕ мы ещё можем узнать о редких растениях и животных?

Задает вопрос

Обобщает ответы обучающихся

Раздает жетоны за правильные ответы

Показывает слайд с определением

Задает вопрос

Крепит карточку с темой урока на доску

Крепит карточку с вопросами для формулировки задач на доску

Озвучивает задачи урока

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Читают определение на слайде

Высказывают свои предположения

Слушают учителя

  1. «Открытие» нового знания

- Ребята, заповедников по всей территории России очень много.

- Давайте посмотрим на карте.

- Какие вы знаете заповедники в нашей Челябинской области? (ИЛЬМЕНСКИЙ заповедник, ВОСТОЧНО-УРАЛЬСКИЙ заповедник, музей- заповедник АРКАИМ)

- В  заповедниках Челябинской области  вы можете побывать с родителями, потому что они находятся недалеко,  а мы с вами отправимся в  дальнее путешествие.

- Во время путешествия мы  должны соблюдать правила.

- Я их повешу на доску и если мы забудем, то будем возвращаться к ним.

ПРАВИЛА

- И так, сейчас мы отправимся в Астраханский заповедник.

ВЫ готовы? В путь! (фон звук птиц)

Заповедники и парки

Людям очень уж нужны,
Чтобы воздух чистый, сладкий,
Там вдыхать средь тишины.

- Ребята, что вы слышите? (птичьи голоса)

 - Посмотрите, кого мы встретили в ЗАПОВЕДНИКЕ?

- Это птица?

- А как вы догадались, что это птица?

Белая цапля - это крупная птица до метра высотой. Вес может достигать более 11 килограммов.

- Посмотрите, а какого цвета оперенье у этой птицы? (Полностью белое оперение. Оно и дало название этой птице)

- А давай посмотрим на шею, какая она? (У белой цапли S-образная грациозная шея, которую она может вытягивать и втягивать.)

- Давайте рассмотрим ноги.

- Для чего цапле такие длинные ноги?

Цапля живет возле водоемов и по берегах рек, в заболоченных низинах. С помощью таких длинных ног цапле легко передвигаться по мелководью и добывать себе пищу.

- Представляете, ребята, цапля живет возле водоемов,  а строит гнездо, на высоких деревьях.  Цаплю белую раньше сильно истребляли из-за красивых перьев, сейчас же она взята под охрану. 

- Посмотрите, какая интересная птица.

- У меня есть помощник – экскурсовод по заповеднику и  он нам расскажет про эту птицу.

 Это белый  журавль (стерх)

Оперение у белого журавля серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные,  по краям темные перья.

В Сибири на болотах можно увидеть белого журавля — стерха. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные места в густых зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.

Длинные ноги и клюв помогают журавлям приспособиться к жизни среди трясин и болотных кочек. Удивительно красивая и очень редкая птица.

- Ой посмотрите, какая красивая птица!

- Это –Зимородок

- Информацию про эту птицу я нашла в энциклопедии.

- С помощью (Куар-кода) мы прослушаем информацию, а вы мне расскажите, что узнали.

C:\Users\Наталья\Downloads\share-photo-819705941.jpeg
Зимородок – небольшая птица с тёмными пятнышками. Горло, бока шеи белого цвета, брюшко – рыжеватого. Клюв длинный, прямой, а ноги, крылья и хвост относительно короткие.
В народе зимородка ещё называют «рыбалочкой».

Сидя неподвижно на какой-нибудь ветке, зимородок высматривает добычу, ныряет за ней, хватает её, выныривает с добычей.

Из-за вырубки кустарниковой растительности по берегам рек, загрязнения воды зимородки стали исчезать и сейчас взяты под охрану.

О зимородках у многих народов есть легенды и предания. Например, считалось, что эта птичка добыла огонь для людей и опалила себе брюшко, поэтому оно ярко-рыжее.

- Ребята, для того чтобы не забыть, что мы увидели в заповеднике, давайте будем вносить заметки в «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА»

- У вас на партах лежат листы.

- Посмотрите, кто изображён на листе сверху?

- Выше изображения птиц даны их названия, вам нужно соединить название птицы с ее изображением.

 - Ребята, почему мы встретили этих птиц в заповеднике?

- Мы с вами познакомились только с несколькими  исчезающими птицами, а вообще их очень много по всей стране. Если вы хотите узнать больше информации, то можете найти ее в дополнительных источниках.

Включает слайд с картой заповедников России

Задаёт вопрос

Показывает заповедники на карте

Раздает жетоны

Информирует обучающихся о правилах путешествии, вывешивает их на доску

Вывешивает карточку с названием заповедника на доску

Включает аудиозапись пения птиц и читает стихотворение

Задаёт вопросы

Раздает жетоны

Вывешивает на доску фотографию белой цапли и включает фото на слайде

Сообщает информацию о белой цапле и задаёт вопросы

Раздает жетоны

Вывешивает на доску фотографию белого журавля и включает фото на слайде

Вывешивает на доску фотографию зимородка, включает фото на слайде, сканирует куар-код

Сообщает информацию о «Листах путешественников»

Задаёт вопросы

Раздает жетоны

Организует проверку работы со слайда

Подводит итог

Смотрят на слайд и слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя и смотрят на карту

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Слушают учителя, рассматривают фотографии

Отвечают на вопросы

Ребёнок-экскурсовод рассказывает о белом журавле

Слушают, рассматривают фотографии

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя и работают в «Листах путешественника»

Сверяют свою работу со слайдом

ФИЗМИНУТКА

- Вы, наверное,  устали? Давайте сделаем привал.

- На привале повторим правила поведения в заповеднике. Если я говорю верное утверждение - вы хлопаете, если неверное - вы топаете.

- Собирать большой букет для мамы.

- Слушать пение птиц.

- Растоптать несъедобные грибы.

- Любоваться цветами.

- Шагать тихо по тропинке.

- Мы идем по берегу водоема.

Предлагает сделать привал

Проговаривает  правила поведения в заповеднике

Слушают учителя

Выполняют движения

- Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Алтайский заповедник

- И  что же мы видим?!

ЛОТОС –

Лотос – большой цветок, который растет только в воде.

Лотосы похожи на очень крупные кувшинки, они бывают желтого, розового или бежевого цвета. В течение дня оттенок цветка может меняться. Растение очень красиво и обладает приятным запахом. Цветок состоит из множества лепестков, а в центре находятся желтые тычинки. Часть листьев находится под водой, остальные – плавают или высоко подняты над водой.

Толстый и длинный стебель этого растения погружен в воду. А мощные корни растения крепко держатся за дно водоёма.

Листья и лепестки лотоса покрыты воскообразным веществом. Попадающая на них вода собирается в крупные капли и соскальзывает, поэтому цветы никогда не намокают и не тонут. Как многие другие водные растения, лотос страдает от загрязнения воды, и от людей, которые рвут эти красивейшие цветы для букета. В нашей стране лотос находится под охраной.

Венерин башмачок

- Посмотрите, какие у него листья. Это редкий вид многолетнего травянистого растения семейства орхидных. Встретить его в природе - это большая удача. 

- А на что похож этот цветок?  - Посмотрите, что здесь? (Башмачок)

- Цветок похож на башмачок, поэтому у него такое название.

- У этого растения есть тайна. Хотите узнать какая?

- Кто прочитает?

Зацветает это растение на пятнадцатом – семнадцатом году жизни!

- Представляете как это долго. Не все растения смогут дожить до цветения.

- Посмотрите, какое интересное растение. (Женьшень )

- А где можно про него узнать информацию?

- Из каких источников мы можем получить информацию?

- Найдите его изображение в учебнике на стр. 91.

Под каким номером изображен женьшень?

На стр. 90 найдите цифру 3 и прочитайте информацию.

- Кто прочитает? А остальные все следят.

- После чтения, вы мне расскажите, что узнали?

- Как называется это растение? (в переводе с китайского «человек-корень»)

- Растения все исчезающие. Все они нуждаются в охране.

- Давайте еще раз посмотрим на эти растения.

- Поработаем с нашими «ЛИСТАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА».

- Достаньте из конверта синего цвета растения и наклейте их к соответствующим названиям.

- А кто у вас еще оказался в конверте? ( жук)

- Он тоже очень любит растения.

- Положите его на ладошку.

- Он называется ДРОВОСЕК  РЕЛИКТОВЫЙ

Реликтовым его прозвали, потому что это очень древний жук, существует с большой древности.

Дровосек реликтовый, очень крупный жук. Его размер может составлять 11 см. У жука длинные усы, размером длиннее половины своего тела. Жуки пережили изменение климата, различные природные катастрофы. А вот в настоящее время по вине человека, из-за вырубки лесов дровосек реликтовый на грани вымирания.

- Давайте жука тоже поместим на «ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА», чтобы не забыть какой он красивый и большой.

- Вы наверное устали? Давайте сделаем привал.

Вывешивает карточку с названием заповедника

Демонстрирует модель цветка ЛОТОСА и рассказывает о нем

Вывешивает фотографию цветка на доску

Демонстрирует модель цветка  ВЕНЕРИН БАШМАЧОК

Вывешивает фотографию цветка на доску

Задаёт вопрос

Предлагает прочитать интересную информацию о цветке

Демонстрирует модель цветка ЖЕНЬШЕНЯ

Вывешивает фотографию цветка на доску

Задаёт вопросы, раздаёт жетоны

Предлагает поработать с учебником

Задаёт вопрос, раздаёт жетоны

Подводит итог

Организует работу с «Листами путешественника»

Задаёт вопрос

Предлагает рассмотреть жука и сообщает о нём информацию

Организует работу с «Листами путешественника»

Слушают учителя и смотрят

Слушают учителя, смотрят и отвечают на вопросы

Один ученик читает, остальные слушают

Слушают учителя, смотрят и отвечают на вопросы

Находят в учебнике информацию, читают.

Отвечают на вопрос учителя

Работают с «Листами путешественника»

Смотрят в конверт, находят жука, рассматривают его, слушают учителя

Приклеивают жука в «Листы путешественника»

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а кто вам помогал делать разминку?

Включает видео

Задаёт вопрос

Выполняют физминутку Отвечают на вопрос

- Отгадайте загадку:

Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова — «брысь»,
Потому, что это — ………………….(рысь)

И мы с вами попадаем в ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ заповедник.

- Где же мой помощник – экскурсовод по заповеднику?

  Обыкновенная рысь

Эта киска милая и хрупкая только снаружи, а по натуре это свирепый хищник, который ради добычи может победить любого олимпийского чемпиона по прыжкам в длину. Приготовьтесь удивляться: рысь способна прыгнуть вперед на 4,5 метра.

Прыжки в длину — это, конечно, замечательно. Но что вы скажете по поводу скорости в 65 км/ч, которую рысь способна развивать

У рыси отменный слух, а так же природа наградила её и фантастическим зрением. Эта дикая кошка может увидеть свою жертву за километр даже в условиях слабой освещенности

- Ребята посмотрите на рысь, а что ещё интересного вы заметили?

Кисточки способны улавливать звуковые колебания и лучше чувствовать направление ветра. С помощью движений ушами дикие кошки общаются между собой. 

- Идем дальше. Чтобы узнать название следующего животного, отгадайте ребус.

РЕБУС

БОБР

- Предлагаю вам раздобыть информацию самостоятельно на листах розового цвета.

- Читать будете в парах. Помним, что мы должны соблюдать тишину.

- После чтения вы мне расскажите, что интересного узнали?

Бобры относятся к млекопитающим, грызуны. Бобры питаются корой деревьев, также молодыми ветками. Они могут повалить дерево, подгрызая его. Из поваленных деревьев бобры делают плотины.

Бобер, животное крупное. Взрослый бобер может весить 30 кг. У бобра красивый мех, который он расчесывает своим раздвоенным когтем на пальце. У бобра отличный слух. Бобры могут долго плыть под водой, у них большой объем легких.

Живут бобры в озерах, реках, прудах - там, где нет быстрого течения.

Когда-то из-за ценного меха бобер был близок к исчезновению, поэтому зверек находится под охраной.

-Что же интересного узнали о бобрах?

- Идем дальше. Подул сильный ветер, буквы перемешались, и название следующего животного мы не можем прочитать.

- Соберите слово из рассыпавшихся букв.

ЗУБР

- Просмотрев видео,  вы сообщите мне интересные факты.

ВИДИО

- Давайте заполним наши «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА».

- Вам нужно собрать пазлы, достаньте их из конвертов розового цвета.

-  Соберите и наклейте пазлы в последнее окошко на вашем листе.

- Кто у вас получился?

- Все эти звери встретились нам в ПРИОКСКО-ТЕРРАСНОМ заповеднике.

- Ребята, а теперь переверните лист, какого он цвета?

- А что обозначает красный цвет? (у светофора, у мухомора)

- Значит, эти животные и растения в опасности. Значит, их нужно охранять.

- А кто знает, где записаны названия исчезающих растений и животных, которые находятся под охраной?

- Как называется такая книга? («Красная книга»)

Красная книга - это книга,  которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения.

- А кто знает почему страницы в Красной книге разноцветные?

- Давайте спросим у «Алисы».

- А вы внимательно слушайте, а потом мне расскажите.

- Алиса, почему страницы в Красной книге разноцветные?

- Спасибо, Алиса.

- Так почему же, кто внимательно слушал?

- Покажите свои «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА».

- Все ваши листы соединим, и у вас получится своя «КРАСНАЯ КНИГА 2 «Б» класса», которую вы можете пополнять в дальнейшем.

Загадывает обучающимся загадку

Даёт жетоны

Вывешивает на доску название заповедника, фотографию рыси и включает слайд

Задаёт вопрос

Сообщает интересные факты о рысях

Предлагает разгадать ребус на слайде, даёт жетоны, вывешивает фотографию бобра на доску, включает слайд

Организует работу обучающихся с источником дополнительной информации

Задаёт вопрос, раздаёт жетоны

Предлагает детям выполнить задание

Включает видеофрагмент

Раздает жетоны

Организует работу с «Листами путешественника»

Задаёт вопрос

Подводит итог

Предлагает перевернуть «Листы путешественника» и ответить на вопросы

Раздаёт жетоны

Демонстрация слайда и рассказ

Задаёт вопрос

Включает «Алису»                  

Задаёт вопрос

Предлагает поднять «Листы путешественника» Демонстрирует книгу

Отгадывают загадку

Ребёнок-экскурсовод рассказывает о рыси, а ребята слушают и смотрят

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Разгадывают ребус

Работают в парах с текстом

Сообщают интересные факты

Составляют слово

Смотрят видео и сообщают интересные факты

Работают в «Листах путешественника»

Отвечают на вопрос

Выполняют действие и отвечают на вопросы учителя

Смотрят и слушаю учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают «Алису» и сообщают, что узнали

Поднимают «Листы путешественника»

  1. Итог урока

-Сегодня на уроке мы побывали с вами в разных заповедниках нашей страны.

- О каких растениях и животных мы узнали?

- Почему они находятся под охраной?

- Где мы можем узнать о редких растениях и животных?

ВСТАНЬТЕ те, у кого 4-5 жетонов -  оценка «5»,

у кого 2-3 жетона – оценка «4».

Мои помощники-ЭКСКУРСОВОДЫ получают – «5».

Подводит обучающихся к выводу

Предлагает подсчитать количество жетонов и выставляет оценки

Отвечают на вопросы

Считают жетоны

  1. Рефлексия

- Наше путешествие заканчивается, понравилось ли  вам оно?

- Мне с вами было вот так, а вам?

- А что сделаем с билетиками в конце путешествия? Засорять природу не будем?

- Они останутся вам на память, дома вы расскажете о нашем путешествии.

Любите родную природу – озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей! 

- Я вам очень благодарна, спасибо за урок.

Задаёт вопросы

Показывает жестом, что урок прошел хорошо

Читает стихотворение

Отвечают на вопросы

Показывает жестом, что урок понравился (не понравился)

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...