Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения и животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения и животные"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 «Б» классе
Автор: Подгорнова Н.П., учитель начальных классов
Тема урока: «Охраняемые растения и животные»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: формирование знаний обучающихся о «Красной книге», о причинах занесения животных и растений в «Красную книгу».
Задачи:
- Образовательные: познакомить обучающихся с охраняемыми растениями и животными;
сформировать представление о «Красной книге»;
формировать уважительное отношение к стране и родному краю.
- Развивающие: развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор обучающихся.
- Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, желание самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомиться с «Красной книгой России».
- Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.
- Создать свою «Красную книгу».
Метапредметные:
- Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощь учителя; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом; работать по предложенному учителем плану.
- Познавательные УУД: формировать умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные:
- Учить уважительному отношению ко всему живому.
- Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Оборудование:
Для учителя - презентация, компьютер, фотографии с изображением растений и животных,
занесённых в «Красную книгу»; звуковое сопровождение для стихотворения, видеофильм, жетоны, модели растений.
Для обучающихся - учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, клей, ручка, карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности . | Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету скажу вам: «Будет интересно!» - Добрый день, ребята! Зовут меня Наталья Петровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. А теперь все повернитесь - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно. | Приветствует обучающихся Создаёт эмоциональный настрой. | Слушают учителя Улыбаются Садятся на свои места |
2. Актуализация знаний | - Сегодня на уроке мы отправимся в ЗАПОВЕДНИК. - Это очень загадочное место, а что это за мест, мы узнаем позже. - А чтобы попасть в заповедник, нужно приобрести билетик. - Для этого нужно выполнить задания. - Возьмите билетик, на обратной стороне вы будете записывать только цифру верного ответа. Найди верное высказывание: 1) Кормить домашних животных надо с общего стола. 2) Домашнее животное должно спать рядом с вами 3) Кошек приучают к порядку, а собак дрессируют. Как называется врач, оказывающий помощь животным? 1)Педиатр. 2) Ветеринар. 3)Терапевт. К какой группе собак относится овчарка? 1) Декоративная. 2) Служебная. 3) Охотничья. - Обменяйтесь листочками и проверьте. - Поднимите руку у кого все три ответа верные. - А у кого- то были ошибки? Не расстраивайтесь, я вас тоже приглашаю в путешествие, но вы обещаете, что повторите эту тему. - За работу на уроке, я буду давать жетоны. И самые активные ученики получат оценки в конце урока. 2-3 жетона – оценка «4» 4-5 жетонов – оценка «5» | Формулирует задание. Листает слайды презентации Организует взаимопроверку со слайда Задает вопрос Информирует детей о жетонах | Слушают задание. Слушают учителя Читают задания Записывают ответы. Проверяют работы Поднимают руки Слушают учителя |
3. Целеполагание | - Мы с вами отправляемся в заповедник. - Как вы понимаете, что такое заповедник? Заповедник – это территория, на которой оберегаются и сохраняются растения и животные. - А как вы думаете, какая тема нашего урока? («Охраняемые растения и животные») - О чем мы можем узнать в заповеднике? ЗАДАЧИ: * КАКИЕ?.... - Узнаем, КАКИЕ растения и животные находятся под охраной? * ПОЧЕМУ?..... - ПОЧЕМУ они находятся под охраной? * ГДЕ?..... - ГДЕ мы ещё можем узнать о редких растениях и животных? | Задает вопрос Обобщает ответы обучающихся Раздает жетоны за правильные ответы Показывает слайд с определением Задает вопрос Крепит карточку с темой урока на доску Крепит карточку с вопросами для формулировки задач на доску Озвучивает задачи урока | Слушают учителя. Высказывают свои предположения Читают определение на слайде Высказывают свои предположения Слушают учителя |
| - Ребята, заповедников по всей территории России очень много. - Давайте посмотрим на карте. - Какие вы знаете заповедники в нашей Челябинской области? (ИЛЬМЕНСКИЙ заповедник, ВОСТОЧНО-УРАЛЬСКИЙ заповедник, музей- заповедник АРКАИМ) - В заповедниках Челябинской области вы можете побывать с родителями, потому что они находятся недалеко, а мы с вами отправимся в дальнее путешествие. - Во время путешествия мы должны соблюдать правила. - Я их повешу на доску и если мы забудем, то будем возвращаться к ним. ПРАВИЛА - И так, сейчас мы отправимся в Астраханский заповедник. ВЫ готовы? В путь! (фон звук птиц) Заповедники и паркиЛюдям очень уж нужны, - Ребята, что вы слышите? (птичьи голоса) - Посмотрите, кого мы встретили в ЗАПОВЕДНИКЕ? - Это птица? - А как вы догадались, что это птица? Белая цапля - это крупная птица до метра высотой. Вес может достигать более 11 килограммов. - Посмотрите, а какого цвета оперенье у этой птицы? (Полностью белое оперение. Оно и дало название этой птице) - А давай посмотрим на шею, какая она? (У белой цапли S-образная грациозная шея, которую она может вытягивать и втягивать.) - Давайте рассмотрим ноги. - Для чего цапле такие длинные ноги? Цапля живет возле водоемов и по берегах рек, в заболоченных низинах. С помощью таких длинных ног цапле легко передвигаться по мелководью и добывать себе пищу. - Представляете, ребята, цапля живет возле водоемов, а строит гнездо, на высоких деревьях. Цаплю белую раньше сильно истребляли из-за красивых перьев, сейчас же она взята под охрану. - Посмотрите, какая интересная птица. - У меня есть помощник – экскурсовод по заповеднику и он нам расскажет про эту птицу. Это белый журавль (стерх) Оперение у белого журавля серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные, по краям темные перья. В Сибири на болотах можно увидеть белого журавля — стерха. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные места в густых зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо. Длинные ноги и клюв помогают журавлям приспособиться к жизни среди трясин и болотных кочек. Удивительно красивая и очень редкая птица. - Ой посмотрите, какая красивая птица! - Это –Зимородок - Информацию про эту птицу я нашла в энциклопедии. - С помощью (Куар-кода) мы прослушаем информацию, а вы мне расскажите, что узнали.
Сидя неподвижно на какой-нибудь ветке, зимородок высматривает добычу, ныряет за ней, хватает её, выныривает с добычей. Из-за вырубки кустарниковой растительности по берегам рек, загрязнения воды зимородки стали исчезать и сейчас взяты под охрану. О зимородках у многих народов есть легенды и предания. Например, считалось, что эта птичка добыла огонь для людей и опалила себе брюшко, поэтому оно ярко-рыжее. - Ребята, для того чтобы не забыть, что мы увидели в заповеднике, давайте будем вносить заметки в «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА» - У вас на партах лежат листы. - Посмотрите, кто изображён на листе сверху? - Выше изображения птиц даны их названия, вам нужно соединить название птицы с ее изображением. - Ребята, почему мы встретили этих птиц в заповеднике? - Мы с вами познакомились только с несколькими исчезающими птицами, а вообще их очень много по всей стране. Если вы хотите узнать больше информации, то можете найти ее в дополнительных источниках. | Включает слайд с картой заповедников России Задаёт вопрос Показывает заповедники на карте Раздает жетоны Информирует обучающихся о правилах путешествии, вывешивает их на доску Вывешивает карточку с названием заповедника на доску Включает аудиозапись пения птиц и читает стихотворение Задаёт вопросы Раздает жетоны Вывешивает на доску фотографию белой цапли и включает фото на слайде Сообщает информацию о белой цапле и задаёт вопросы Раздает жетоны Вывешивает на доску фотографию белого журавля и включает фото на слайде Вывешивает на доску фотографию зимородка, включает фото на слайде, сканирует куар-код Сообщает информацию о «Листах путешественников» Задаёт вопросы Раздает жетоны Организует проверку работы со слайда Подводит итог | Смотрят на слайд и слушают учителя Отвечают на вопрос учителя и смотрят на карту Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя, рассматривают фотографии Отвечают на вопросы Ребёнок-экскурсовод рассказывает о белом журавле Слушают, рассматривают фотографии Слушают учителя Отвечают на вопросы учителя и работают в «Листах путешественника» Сверяют свою работу со слайдом |
ФИЗМИНУТКА - Вы, наверное, устали? Давайте сделаем привал. - На привале повторим правила поведения в заповеднике. Если я говорю верное утверждение - вы хлопаете, если неверное - вы топаете. - Собирать большой букет для мамы. - Слушать пение птиц. - Растоптать несъедобные грибы. - Любоваться цветами. - Шагать тихо по тропинке. - Мы идем по берегу водоема. | Предлагает сделать привал Проговаривает правила поведения в заповеднике | Слушают учителя Выполняют движения | |
- Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Алтайский заповедник - И что же мы видим?! ЛОТОС – Лотос – большой цветок, который растет только в воде. Лотосы похожи на очень крупные кувшинки, они бывают желтого, розового или бежевого цвета. В течение дня оттенок цветка может меняться. Растение очень красиво и обладает приятным запахом. Цветок состоит из множества лепестков, а в центре находятся желтые тычинки. Часть листьев находится под водой, остальные – плавают или высоко подняты над водой. Толстый и длинный стебель этого растения погружен в воду. А мощные корни растения крепко держатся за дно водоёма. Листья и лепестки лотоса покрыты воскообразным веществом. Попадающая на них вода собирается в крупные капли и соскальзывает, поэтому цветы никогда не намокают и не тонут. Как многие другие водные растения, лотос страдает от загрязнения воды, и от людей, которые рвут эти красивейшие цветы для букета. В нашей стране лотос находится под охраной. Венерин башмачок - Посмотрите, какие у него листья. Это редкий вид многолетнего травянистого растения семейства орхидных. Встретить его в природе - это большая удача. - А на что похож этот цветок? - Посмотрите, что здесь? (Башмачок) - Цветок похож на башмачок, поэтому у него такое название. - У этого растения есть тайна. Хотите узнать какая? - Кто прочитает? Зацветает это растение на пятнадцатом – семнадцатом году жизни! - Представляете как это долго. Не все растения смогут дожить до цветения. - Посмотрите, какое интересное растение. (Женьшень ) - А где можно про него узнать информацию? - Из каких источников мы можем получить информацию? - Найдите его изображение в учебнике на стр. 91. Под каким номером изображен женьшень? На стр. 90 найдите цифру 3 и прочитайте информацию. - Кто прочитает? А остальные все следят. - После чтения, вы мне расскажите, что узнали? - Как называется это растение? (в переводе с китайского «человек-корень») - Растения все исчезающие. Все они нуждаются в охране. - Давайте еще раз посмотрим на эти растения. - Поработаем с нашими «ЛИСТАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА». - Достаньте из конверта синего цвета растения и наклейте их к соответствующим названиям. - А кто у вас еще оказался в конверте? ( жук) - Он тоже очень любит растения. - Положите его на ладошку. - Он называется ДРОВОСЕК РЕЛИКТОВЫЙ Реликтовым его прозвали, потому что это очень древний жук, существует с большой древности. Дровосек реликтовый, очень крупный жук. Его размер может составлять 11 см. У жука длинные усы, размером длиннее половины своего тела. Жуки пережили изменение климата, различные природные катастрофы. А вот в настоящее время по вине человека, из-за вырубки лесов дровосек реликтовый на грани вымирания. - Давайте жука тоже поместим на «ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА», чтобы не забыть какой он красивый и большой. - Вы наверное устали? Давайте сделаем привал. | Вывешивает карточку с названием заповедника Демонстрирует модель цветка ЛОТОСА и рассказывает о нем Вывешивает фотографию цветка на доску Демонстрирует модель цветка ВЕНЕРИН БАШМАЧОК Вывешивает фотографию цветка на доску Задаёт вопрос Предлагает прочитать интересную информацию о цветке Демонстрирует модель цветка ЖЕНЬШЕНЯ Вывешивает фотографию цветка на доску Задаёт вопросы, раздаёт жетоны Предлагает поработать с учебником Задаёт вопрос, раздаёт жетоны Подводит итог Организует работу с «Листами путешественника» Задаёт вопрос Предлагает рассмотреть жука и сообщает о нём информацию Организует работу с «Листами путешественника» | Слушают учителя и смотрят Слушают учителя, смотрят и отвечают на вопросы Один ученик читает, остальные слушают Слушают учителя, смотрят и отвечают на вопросы Находят в учебнике информацию, читают. Отвечают на вопрос учителя Работают с «Листами путешественника» Смотрят в конверт, находят жука, рассматривают его, слушают учителя Приклеивают жука в «Листы путешественника» | |
ФИЗМИНУТКА - Ребята, а кто вам помогал делать разминку? | Включает видео Задаёт вопрос | Выполняют физминутку Отвечают на вопрос | |
- Отгадайте загадку: Огромная кошка по лесу скачет, И мы с вами попадаем в ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ заповедник. - Где же мой помощник – экскурсовод по заповеднику? Обыкновенная рысь Эта киска милая и хрупкая только снаружи, а по натуре это свирепый хищник, который ради добычи может победить любого олимпийского чемпиона по прыжкам в длину. Приготовьтесь удивляться: рысь способна прыгнуть вперед на 4,5 метра. Прыжки в длину — это, конечно, замечательно. Но что вы скажете по поводу скорости в 65 км/ч, которую рысь способна развивать? У рыси отменный слух, а так же природа наградила её и фантастическим зрением. Эта дикая кошка может увидеть свою жертву за километр даже в условиях слабой освещенности. - Ребята посмотрите на рысь, а что ещё интересного вы заметили? Кисточки способны улавливать звуковые колебания и лучше чувствовать направление ветра. С помощью движений ушами дикие кошки общаются между собой. - Идем дальше. Чтобы узнать название следующего животного, отгадайте ребус. РЕБУС БОБР - Предлагаю вам раздобыть информацию самостоятельно на листах розового цвета. - Читать будете в парах. Помним, что мы должны соблюдать тишину. - После чтения вы мне расскажите, что интересного узнали? Бобры относятся к млекопитающим, грызуны. Бобры питаются корой деревьев, также молодыми ветками. Они могут повалить дерево, подгрызая его. Из поваленных деревьев бобры делают плотины. Бобер, животное крупное. Взрослый бобер может весить 30 кг. У бобра красивый мех, который он расчесывает своим раздвоенным когтем на пальце. У бобра отличный слух. Бобры могут долго плыть под водой, у них большой объем легких. Живут бобры в озерах, реках, прудах - там, где нет быстрого течения. Когда-то из-за ценного меха бобер был близок к исчезновению, поэтому зверек находится под охраной. -Что же интересного узнали о бобрах? - Идем дальше. Подул сильный ветер, буквы перемешались, и название следующего животного мы не можем прочитать. - Соберите слово из рассыпавшихся букв. ЗУБР - Просмотрев видео, вы сообщите мне интересные факты. ВИДИО - Давайте заполним наши «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА». - Вам нужно собрать пазлы, достаньте их из конвертов розового цвета. - Соберите и наклейте пазлы в последнее окошко на вашем листе. - Кто у вас получился? - Все эти звери встретились нам в ПРИОКСКО-ТЕРРАСНОМ заповеднике. - Ребята, а теперь переверните лист, какого он цвета? - А что обозначает красный цвет? (у светофора, у мухомора) - Значит, эти животные и растения в опасности. Значит, их нужно охранять. - А кто знает, где записаны названия исчезающих растений и животных, которые находятся под охраной? - Как называется такая книга? («Красная книга») Красная книга - это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. - А кто знает почему страницы в Красной книге разноцветные? - Давайте спросим у «Алисы». - А вы внимательно слушайте, а потом мне расскажите. - Алиса, почему страницы в Красной книге разноцветные? - Спасибо, Алиса. - Так почему же, кто внимательно слушал? - Покажите свои «ЛИСТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКА». - Все ваши листы соединим, и у вас получится своя «КРАСНАЯ КНИГА 2 «Б» класса», которую вы можете пополнять в дальнейшем. | Загадывает обучающимся загадку Даёт жетоны Вывешивает на доску название заповедника, фотографию рыси и включает слайд Задаёт вопрос Сообщает интересные факты о рысях Предлагает разгадать ребус на слайде, даёт жетоны, вывешивает фотографию бобра на доску, включает слайд Организует работу обучающихся с источником дополнительной информации Задаёт вопрос, раздаёт жетоны Предлагает детям выполнить задание Включает видеофрагмент Раздает жетоны Организует работу с «Листами путешественника» Задаёт вопрос Подводит итог Предлагает перевернуть «Листы путешественника» и ответить на вопросы Раздаёт жетоны Демонстрация слайда и рассказ Задаёт вопрос Включает «Алису» Задаёт вопрос Предлагает поднять «Листы путешественника» Демонстрирует книгу | Отгадывают загадку Ребёнок-экскурсовод рассказывает о рыси, а ребята слушают и смотрят Отвечают на вопрос Слушают учителя Разгадывают ребус Работают в парах с текстом Сообщают интересные факты Составляют слово Смотрят видео и сообщают интересные факты Работают в «Листах путешественника» Отвечают на вопрос Выполняют действие и отвечают на вопросы учителя Смотрят и слушаю учителя Отвечают на вопрос учителя Слушают «Алису» и сообщают, что узнали Поднимают «Листы путешественника» | |
| -Сегодня на уроке мы побывали с вами в разных заповедниках нашей страны. - О каких растениях и животных мы узнали? - Почему они находятся под охраной? - Где мы можем узнать о редких растениях и животных? ВСТАНЬТЕ те, у кого 4-5 жетонов - оценка «5», у кого 2-3 жетона – оценка «4». Мои помощники-ЭКСКУРСОВОДЫ получают – «5». | Подводит обучающихся к выводу Предлагает подсчитать количество жетонов и выставляет оценки | Отвечают на вопросы Считают жетоны |
| - Наше путешествие заканчивается, понравилось ли вам оно? - Мне с вами было вот так, а вам? - А что сделаем с билетиками в конце путешествия? Засорять природу не будем? - Они останутся вам на память, дома вы расскажете о нашем путешествии. Любите родную природу – озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей! - Я вам очень благодарна, спасибо за урок. | Задаёт вопросы Показывает жестом, что урок прошел хорошо Читает стихотворение | Отвечают на вопросы Показывает жестом, что урок понравился (не понравился) Слушают учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"
урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Комнатные растения" 1 класс. "
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»
Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи: формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "
Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.
Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...

