4 класс. ОПК "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Протасова Ольга Александровна

Урок 11.

Тема: Заповеди.

Задачи:

образовательные:

·                   знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

 воспитательные:

·         формирование у учащихся представлений о законах и ценностях                          

                 христианской морали;

развивающие:

·                   расширение кругозора учащихся;

·                   способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

·                   содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

 

Оборудование: тексты  с заповедями, карточки с пословицами, репродукции икон, презентация, электронное приложение к учебнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Протасова Ольга Александровна. Тема: «Заповеди».

Урок 11.

Тема: Заповеди.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

 воспитательные:

  •  формирование у учащихся представлений о законах и ценностях                          

                 христианской морали;

развивающие: 

  • расширение кругозора учащихся;
  • способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  • содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: тексты  с заповедями, карточки с пословицами, репродукции икон, презентация, электронное приложение к учебнику.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.ОРГМОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

- Что самое главное в жизни человека?

- Какие два важнейших дела есть у совести?

- Что такое раскаяние или покаяние?

- Почему покаяние называют лекарством для души?

Дети отвечают на вопросы.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-  Сегодня мы поговорим о законах. Что обозначает слово «закон»?

-  Кто составляет законы?

- Я хочу рассказать вам о самом главном для нас законе – Законе Божьем. - Бог дал людям через своего пророка Моисея десять Заповедей. (Слайд 1)

- Словарная работа:  Кто знает, что обозначает слово «Заповеди»?

- Давайте узнаем, как это произошло. ( Чтение сопровождается презентацией. Слайд 2)

        Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и они подошли к горе Синай.

(Слайд 3) И  сошёл Господь на  вершину гору Синай, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей на гору к Богу. Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Моисей передал людям волю Божью. И они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой.  

(Слайд 4) Через три дня густое облако покрыло вершину горы.

(Слайд 5) Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась.

(Слайд 6) Моисей взошёл на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны десять Заповедей.                                 

(Слайд 7) Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые  четыре, которые   были написаны на первой скрижали, учат нас, как мы должны вести себя по отношению к Богу. На второй скрижали, были написаны Заповеди, которые учат, нас  как мы должны  относиться к другим людям.

 (Слайд 8)

                1.Первая заповедь гласит «Я, Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Первою заповедью Господь Бог внушает нам:

* Верить в Него, как в Единственного Истинного Бога - Творца мира

* Познавать Его (изучая мир, читая Св. Писание, участвуя в Богослужении)

* Всегда помнить, что Бог видит все наши дела и мысли

* Обращаться к Нему в молитве

* Благодарить и славить Бога

* Кроме Бога не воздавать никому Божеской почести.

Святых людей мы почитаем не как Самого Бога, а как угодивших Богу своей праведной жизнью, как молитвенников и заступников наших перед Ним.

(Слайд 9)

                2.Вторая заповедь – «Не сотвори себе кумира». 

Все в мире сотворено Богом, значит, Ему одному следует поклоняться.

Нельзя поклоняться сделанным людьми божкам, талисманам и другим идолам.

Святые иконы мы почитаем, но не считаем их самих за Божество.

Мы обращаемся с молитвой к тому, кто изображен на иконе.

(Слайд 10)

                      3.Третья заповедь – «Не произноси имени Божьего напрасно. Свято имя Божие, почитай (уважай его)».

Не должно святое и великое имя Божие произносить в шутках, в пустых разговорах, божиться и клясться понапрасну

(Слайд 11)

                 4.Четвертая заповедь – «Помни праздничный день, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и в них делай все дела свои, а день седьмой да будет посвящен Богу».

6 будничных дней человек должен трудиться, заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни.

7-ой же день надо посвятить Богу:

* молиться Ему в храме и дома,

* читать духовные книги,

* помогать ближним во славу Божию

* делать ради Господа как можно больше добрых дел

Для христиан кроме субботы особым днем, посвященным Богу, стало еще Воскресенье, названное так в честь Воскресения Иисуса Христа - маленькая Пасха.

- Хотят ли люди жить долго и счастливо?                              

- Тогда следует хорошо помнить пятую заповедь.

(Слайд 12)

- Прочитайте пятую заповедь.

5. Пятая заповедь – «Уважай твоих отца и мать, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго жил на земле». 

Пятой заповедью Господь повелевает нам:

* любить родителей,

* слушаться их наставлений,

* заботиться о них,

* быть опорою им в старости,

* уважать учителей,

* благодетелей, духовных отцов.

-  Разве кто-то может не любить своих родителей? Любовь к ним называется почтением. Однако слушаться и уважать следует всякого старшего, так как они учат добру и заботятся о благополучии младших.

-  Давайте вспомним пословицы и поговорки о родителях, которые мы можем отнести к 5 Заповеди.

  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • При солнышке тепло, а при матушке добро.
  • Без матки пчелки пропащие детки.
  • Умный сын - отцу замена, глупый - не помощь.
  • Корми деда на печи: и сам будешь там.
  • Кто родителей почитает, тот век счастливый живет.
  • Птичье молоко хоть в сказке найдешь, а других родителей – нет.

- В чём заключается смысл всех этих пословиц?

- Чему нас учит эта Заповедь?

 (Слайд 13)

6.Шестая Заповедь «Не убивай».  

-  Прочитайте шестую Заповедь.

- Давайте прочтём, что об этом говориться в учебнике.

 

Запрещается убийство не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого греху.

Воспрещается также

* необуздание своего гнева,

* оскорбление грубым словом.

Грехом против этой заповеди является нанесение вреда своему здоровью (например, курение).

-  Какие пословицы и поговорки вы можете отнести к  6 Заповеди?

  • Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.
  • Кто кого первый ударил, тот и виноват.
  • Битьем дело не поправишь.
  • Делая зло, на добро не надейся.

- В чём заключается смысл всех этих пословиц?

-  Что значит «не убивай»?

-  Этой Заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей и у самого себя. Самоубийство – это тяжкий грех. Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает. Но способствует убийству или  допускает других до убийства.

 (Слайд 14)

7.Седьмая Заповедь - «Не прелюбодействуй»

- Прочитайте седьмую Заповедь.

- Седьмой заповедью Бог запрещает нарушать супружескую верность в семье, всегда сохранять взаимную любовь и повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

Грехом против этой заповеди является просмотр непристойных телепередач, журналов.

- В будущем вы все создадите свои семьи. А Заповедь «Не прелюбодействуй» может также гласить «Ты не должен нарушать мир брака». Брак существует только там, где царят гармония и мир. Где один живет для другого и старается доставлять ему радость.

- Выскажите свое мнение по этому поводу.

-Не забывайте, будьте осторожны, чтобы не нарушать мир среди ваших родителей. Поразмыслите об этом.

 (Слайд 15)

- Прочитайте восьмую  Заповедь?

Восьмая заповедь запрещает присваивать чужое - «Не укради» .

- Давайте прочтём, что об этом говориться в учебнике.

Непозволительно не только явное воровство, но и любое присвоение себе чужой вещи, (например, найденной и не возвращенной хозяину), нечестная работа, тунеядство.

-  Давайте прочтём  пословицы и поговорки, которые относятся к 8 заповеди.

  • Лучше бедность, да честность, нежели прибыль да стыд.
  • Лучше убожество с добром, нежели богатство с грехом.
  • Лучше страдать брюхом, чем духом.
  • Лучше свое отдать, чем чужое взять.
  • Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
  • Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.

- В чём заключается смысл всех этих пословиц?  

-Эта Заповедь запрещает присвоение того, что принадлежит другим, т.е имущество другого. А вы задумывались, что называется имуществом другого, из которого вы ничего не смеете брать?

-Есть ценности гораздо дороже, которые тоже можно украсть: доброе имя, уважение, мысли, доверие. Как можно украсть эти ценности?

 (Слайд 15)

-Прочитайте следующую Заповедь.

Девятая заповедь «Не лги».

Запрещается клеветать, говорить о людях плохое, осуждать их, участвовать в сплетнях. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово.

-  Давайте  прочтём пословицы и поговорки к 9 заповеди.

  • Ложь света боится.
  • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
  • Ложь, как ни крой, а швы наружу выйдут.
  • Маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Кто не врет, тот спокойно живет.

- В чём заключается смысл всех этих пословиц?

-Чему нас учит эта Заповедь?

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?

 (Слайд 16)

-Какова последняя Заповедь?

 Десятая заповедь не позволяет завидовать богатству других людей - «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». 

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь.

От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - недобрые дела.

- Заповеди 5,6,7,8 запрещают грешить делом. Назовите эти заповеди.

- Заповедь 9 запрещает грешить словом. Назовите эту заповедь.

- Заповедь 10 запрещает грешить даже в мыслях. Назовите эту заповедь.

-Человек, нарушающий заповеди Божьи, как показывают примеры, бывает наказан. Вот один такой пример

- Давайте прочтём притчу .

ЗАВИСТЬ

В некотором городе жил праведный человек. Три завистливых человека оклеветали его: сказали, что он большой грешник. Народ им не поверил, а они начали клясться. Один сказал: «Пусть я сгорю живым, если говорю неверно». Другой сказал: «Пусть сгниет у меня заживо тело». Третий сказал: «Да ослепну я, если вру». И действительно, у первого клеветника загорелся ночью дом, и он сгорел. На второго напала болезнь - проказа (эта болезнь в том и состоит, что заживо гниет тело). А третий ослеп.

- В чём заключается смысл этой притчи?

Зависть, как и каждый грех, рождается внутри человека в его душе. Если человек сразу не отбросит ее, не скажет себе «Не смей!», то она очень быстро завладеет его душой, вырастет. Растет человек, вырастает и его недостаток (зависть, лицемерие, злоба). Его перестанут любить друзья. По зависти дьявол погубил первых людей Адама и Еву. И Адам потом горько плакал: «Рай, мой рай!». По зависти Каин убил Авеля. Но каждый из завистников получил наказание.

-  Не желай дома ближнего твоего, ни двора его, ни скота его, ни всего, что принадлежит ему. Эта Заповедь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Она обращает внимание на то, что происходит внутри нас: наши чувства, мысли и желания. Зависть – это яд души. Как бы ни был человек богат, если он завистлив, ему всегда мало и он всегда будет недоволен.

Просмотр электронного приложения отрывок «Сказки о рыбаке и рыбке».

-  Что вы можете сказать об этом отрывке?

Работа с электронным  приложением.                                                                    

 IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Сегодня мы говорили о Законах Божьих. Давайте попробуем подвести некий итог. Задачей нашей жизни является приобрести чистое сердце. «Блаженны чистые сердцем»,- говорится в Библии. Что же нужно делать, чтобы обрести чистое сердце?

-Для чего же служат заповеди людям?

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня?

- Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

- Подумайте, объединив, все 10 заповедей   и сделайте вывод, какая заповедь самая главная? (Слайд 17)

-  Давайте постараемся помнить об этих святых законах и следовать им.                                                                                                                                          

- Определенные правила, которые необходимо соблюдать.

- Государство, правительство

 

-  Правила. (Дети записывают в тетрадь)

Ответы детей.

Дети читают 5 заповедь.

Дети читают пословицы.

- Почитать родителей, а значит, уважать их авторитет, любить их. Не оскорблять их словами и поступками, помогать им, заботиться о них.

- «Не убивай».

Чтение детьми текста в учебнике.

Дети читают пословицы.

Ответы детей.

- Это значит – не лишать жизни.

- «Не прелюбодействуй».

-Дети высказывают свое мнение.

- «Не укради».

Чтение детьми текста в учебнике.

Дети читают пословицы.

Ответы детей.

- Это деньги, драгоценности, одежда, дом и т.д.

Дети высказывают свое мнение.

- «Не лги».

Дети читают пословицы.

Дети высказывают свое мнение. - Этой Заповедью Господь запрещает всякую ложь: доносы, сплетни, злословие и клевету.

- Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

- «Не завидуй».

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Чтение притчи про себя, затем вслух.

Дети высказывают свое мнение.

Дети высказывают свое мнение.

- Мы должны соблюдать Заповеди Божьи. Ведь они учат нас Добру.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Главная Заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Вопрос №1 в рубрике «Вопросы и задания», страница учебника 41. Вспомни, что мы говорили на уроке о заповедях Моисея, и подумай: Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

Дети записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...