Методическая разработка урока в 4 классе
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме

Данная методическая разработка представляет собой конскпект урока по теме " Милосердие и сострадание" в 4 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Тернова Светлана Васильевна

Методическая разработка урока в 4 классе

 ГБОУ школа  № 536 им. Т.И. Гончаровой  Московского района     города Санкт –Петербурга.

  Тема: Милосердие и сострадание

Цель урока:

Продолжить формирование умения любить окружающих нас людей, стремления делать и совершать добрые поступки.

Задачи урока:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4)  учить структурировать полученные знания;

5) учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

                                                        Ход урока

Организационное начало урока. Приветствие.

Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

  - Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)

  - Что такое православие? (направление в христианстве, буквальный перевод

«правильное учение» или « правильное слАвление»)

 -Что такое Православная культура?

В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура - это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура - это прежде всего уважение к ближнему.

 Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)

  -   Что такое молитва? ( обращение человека к Богу, Святым, сильнейший инструмент охраны и защиты).

Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями         души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

Какие молитвы знаете Вы?

   (Слушание молитвы о детях в современной версии)

Молитва "О здравии детям"

 Пред старой иконой колени склоню.

Услышь, Богородица, просьбу мою.

Ты - мать и заступница всех матерей.

 Здоровья и жизни прошу для детей.

Своею ты милостью их не покинь.

 Пусть будут здоровы. Вовеки. Аминь.-

Что значит слово «Аминь»?  «Да будет так»

  - Что такое притча?

Притча - это малый поучительный рассказ заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно».

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой - лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка: -
Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день - то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых…
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая,
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, -
На шее задёргалась вена:
Увидел он вместо того, что хотел, -
Глухую высокую стену.
Он был потрясён и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках…
-Ах, если б он видел, - сказала сестра, -
Всю жизнь он слепым оставался. -
Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. -
Да он вас утешить старался…

Вопросы учителя:

– О чём притча?

– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).

- Сформулируем тему урока.

  Сообщение темы урока обучающимися « Милосердие и сострадание».

Что мы должны выяснить на уроке?  Что такое милосердие, как оно проявляется, кто нуждается в милосердии. Что такое сострадание?

Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласковой)

Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Кто самый милый для каждого ребёнка?

назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость) Что думаете о значении этого слова?  Назовите синонимы ( Помощь, дать денег).

« Милость» - это любовь, жалость, сострадание . Если мы любим человека, мы его жалеем.

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

 (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям к животным  и птицам зимой)

- слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и сказать каждому добрые слова передавая доброе сердце.

. Самостоятельная работа ( Первое задание из двух).

Проверка самостоятельной работы.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину

Притча «Стакан молока»

(по сюжету старой известной притчи)


Товары разносил в одном квартале
Подвижный, босоногий паренек.
Его издалека все узнавали –
Он был открыт, улыбчив, невысок.

Вот как-то раз к закату день склонялся,
А он не сделал и воды глотка.
И наугад куда-то постучался –
Стакан дала хозяйка молока.

– Благодарю, а сколько я Вам должен?
– О, ты не должен ровно ничего!
Короткий миг, а сердце растревожил,
И долго помнил мальчуган его...

Прошли года, промчались не впустую,
Тот паренек стал доктором наук.
В одном районе клинику большую
Открыл и людям помогал вокруг.

Однажды утром, обходя палаты
Больных, что оперировал другой,
Забилось сердце птицей под халатом –
Она! И взгляд до боли дорогой!

Да, время приложило свои руки...
Едва ли он хозяйку б смог узнать.
И лишь глаза, и слов немногих звуки
Как будто в детство унесли опять...

На выписку готовилась старушка,
Да вот беда – оплата велика.
Вдруг ей приносят чек: “Платить не нужно.
Оплачено стаканом молока”...

Любовь Господня вовсе не исчезла!
Она живет в сердцах Его детей!
B сосудах этих пусть ей будет тесно –
И станет мир тогда чуть-чуть теплей!


– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

Делимся впечатлениями.

Можно ли научиться милосердию? Стр.44

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Жалеющее сердце связано с таким понятием как сострадание.

Как Вы понимаете это слово, что значит «страдать»? (чувствовать боль, переживание. А разделить чужую боль , уменьшить её  - это и будет сострадать).

Сострадание- это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему.

Самостоятельная работа с учебником

«Это интересно» стр 44

Вопросы  В чём состояло сострадание прохожего к юноше? ( помог юноше понять как получить радость от доброго поступка)

Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.

Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.

Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

.Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать.

Заключение. Познакомились с понятиями , выяснили кому нужна помощь и кто может быть милосердным.

Домашнее задание.

Домашнее задание. Приготовить к следующему уроку пересказ  притчи о добром самарЯнине, подумать чему учит эта притча

Письменно ответить на задание № 2 ( бланк)

 Используемый учебный материал  к уроку:

– Список учебной литературы для учителя

«Основы православной культуры» А.В.Кураев

– Учебные пособия для учеников:

«Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное...

Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.

Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте  в 1 классеТема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.  Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...

Методическая разработка урока 2 класс

Задачи:Образовательные:- повторить и закрепить в игровой форме состав основных устройств компьютера. Развивающие:- развитие творческих способностей школьников, повышение интереса к предмету;- раз...