Рабочая программа
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рудакова Ольга Владимировна

рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс, ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 111»

  «Согласовано»                                                                   «Согласовано»                                                            «Утверждаю»

   на заседании МО                                                               Заместитель директора                                              Директор МБОУ «СОШ №111»

   Протокол №___ от «__»____2014                                    по УВР                                                                        ________Г.Р.Зеленина

                                                                                                     

   Руководитель МО          ___________________                                                Приказ №_____от        

    ____________________          

         «____»_________2014                                                 «___»________2014

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики

образовательная область: обществознание и естествознание

начальное общее образование

4 класс

Срок реализации программы 2014/2015учебный год

                                                                                                                          Разработчики программы:  О.В.Рудакова, учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                        И.В.Зенкова, учитель начальных классов,

                                                                                                                                                               первая квалификационная категория

                                                                                                                                                                         С.И.Маркина, учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                первая квалификационная категория

Барнаул 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.

«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.

Основная цель и задачи  изучения предмета:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиознойморали, понимание их значения в выстраивании конструктивныхотношений в семье и обществе; формирование первоначальныхпредставлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической традиционных религий в становлении российскойгосударственности; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Общая характеристика учебного предмета

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы

«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основнойтруд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Программа разработана на 34часа в год, из расчета  1 час  в неделю

Учебно-тематический план

№п/п

Содержание

Количество часов

1

Введение в предмет

1час

2

Россия-Родина моя

2часа

3

Этика и этикет

2часа

4

Вежливость

2часа

5

Добро и зло

2часа

6

Дружба и порядочность

2часа

7

Честность и искренность

2часа

8

Гордость и гордыня

2часа

9

Обычаи и обряды русского народа

3часа

10

Терпение и труд

2часа

11

Семья

2часа

12

Семейные традиции

3часа

13

Сердце матери

2часа

14

Правила твоей жизни

2часа

15

Праздники народов России

3часа

16

Защитники Отечества

2часа

17

Резервный урок

1час

Итого:

35часов

Содержание тем учебного курса

Введение в предмет. Народы     России,     их     духовно-нравственная    культура.    Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Россия — Родина моя. Понятие   Родины.   Древняя   Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина — Россия, ее географическое   положение,   природа, население.  Радушие  и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное   государство.   Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Добро и зло. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов.    Значение   слов.    Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление   тактичности   и   сдержанности  в  споре.   Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям.    Благожелательность. Забота о родных и близких.  Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность,  доброта,  порядочность, трудолюбие,  понимание,  бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание,   требовательность  и   ответственность.  Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность,  правдивость  и  тактичность.   Позитивные качества честности. Искренность — составная   часть   честности.   Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного   достоинства   человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств  личности,   тренинги.   Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба — важнейший труд школьника.

Семья. Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей   в   современной   семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Семейные традиции. Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие  традиций,   собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье — нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Праздники народов России. Христианские   праздники.   Происхождение   Масленицы.   Семь  дней Масленицы. Великий пост. Старинные  праздники:   Пасха,  Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник,   Крещение.   Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.

Защитники Отечества. 23 февраля — День защитника Отечества.   Состав   Вооруженных   сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская битва, сражение   на   Чудском   озере,   Куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны.

  Требования к уровню подготовки:

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды занятий обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы)

Виды учебной деятельности

1.

Введение в предмет

Теоретические

Практические

Представление  понятий: этика, этикет, светский

Проявление дружелюбия, культуры своего поведения, формулирование вопросов к тексту, и ответы на них

2.

Россия-Родина моя

Теоретические

Практические

Представление о понятиях Родина, Россия, национальность, раса, кто такие славяне

Показ на карте границы Российской федерации , объяснение  значения однокоренных слов, происхождение слова Русь, пересказывание прочитанного, составление  рассказа с введением в него новых фактов

3.

Россия – Родина моя

Теоретические

Практические

Представление о понятиях Родина, Россия, национальность, раса, кто такие славяне

Показ на карте границы Российской федерации , объяснение  значения однокоренных слов, происхождение слова Русь, пересказывание прочитанного, составление  рассказа с введением в него новых фактов

4.

Этика и этикет

Теоретические

Практические

Представление  понятий: этикет, нравственность, мораль, манеры.

Следование правилам хорошего тона, объяснение практических ситуаций проявления этики и этикета в повседневной жизни, проявление стремления к добрым делам и поступкам

5.

Этика и этикет

Теоретические

Практические

Представление понятий: этикет, нравственность, мораль, манеры

Следование правилам хорошего тона, объяснение практических ситуаций  проявления этики и этикета в повседневной жизни, проявление стремления к добрым делам и поступкам

6.

Вежливость

Теоретические

Практические

Представление понятий: вежливость, уважение, тактичность, скромность

Использование слов вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдение правил вежливости и этикета на улице , в школе и дома, говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

7.

Вежливость

Теоретические

Практические

Представление понятий: вежливость, уважение, тактичность, скромность

Использование слов вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдать правила вежливости и этикета на улице , в школе и дома, уметь подобрать к термину новое значение, говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

8.

Добро и зло.

Теоретические

Практические

Представление понятий: добро и зло, доброта, щедрость, забота, жадность, тактичность, сдержанность, благодушие, бездушие

выявление элементов общечеловеческих ценностей, объяснение смысла пословиц, определение значения слов, соотношение понятия с определениями, соотношение текста с рисунками, применение правил разговорной речи, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся  в помощи людях

9.

Добро и зло.

Теоретические

Практические

Представление понятий: добро и зло, доброта, щедрость, забота, жадность, тактичность, сдержанность, благодушие, бездушие

Выявление  элементов общечеловеческих ценностей, объяснение смысла пословиц, определение значения слов, соотношение понятий с определениями, соотношение текста с рисунками, применение правила разговорной речи, проявление заботуы о родных и близких, нуждающихся  в помощи людях

10.

Дружба и порядочность

Теоретические

Практические

Представление  понятий: дружба, бескорыстие, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость ,ответственность

Выявление элементов общечеловеческих ценностей, соблюдение правил  дружбы, дружески общаться в коллективе, уважение друг к другу, избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок.

11.

Дружба и порядочность

Теоретические

Практические

Представление  понятий: дружба, бескорыстие, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость ,ответственность

Выявление элементов общечеловеческих ценностей, соблюдение правил  дружбы, дружески общаться в коллективе, уважение друг к другу, избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок.

12.

Честность и искренность

Теоретические

Практические

Представление  понятий: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Сравнение  и сопоставление, критически осмысливать свои поступки, оценивание позитивных качества честности, проявление честности по выполнению правил  поведения в школе и дома, соблюдению законов, решение практических задач и рассмотрение часто возникающие ситуации, соотносить иллюстрации с текстом

13.

Честность и искренность

Теоретические

Практические

Представление  понятий: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Сравнение  и сопоставление, критически осмысливать свои поступки, оценивание позитивных качества честности, проявление честности по выполнению правил  поведения в школе и дома, соблюдению законов, решение практических задач и рассмотрение часто возникающие ситуации, соотносить иллюстрации с текстом

14.

Гордость и гордыня

Теоретические

Практические

Представление  понятий: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России, раскрывать авторский замысел худ.произведения, выявлять в нем этические понятия: гордость и гордыня.

15.

Гордость и гордыня

Теоретические

Практические

Представление  понятий: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России, раскрывать авторский замысел худ.произведения, выявлять в нем этические понятия: гордость и гордыня.

16.

Обычаи и обряды русского народа

Теоретические

Практические

Представление   понятий: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Подбор нужных пословиц и поговорок, пользоваться словарем, составлять план  сообщения, работать с разнообразными источниками информации

17.

Обычаи и обряды русского народа

Теоретические

Практические

Представление   понятий: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Подбор нужных пословиц и поговорок, пользоваться словарем, составлять план  сообщения, работать с разнообразными источниками информации

18.

Обычаи и обряды русского народа

Теоретические

Практические

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки, пользоваться словарем, составлять план  сообщения, работать с разнообразными источниками информации

19.

Терпение и труд

Теоретические

Практические

Представление  понятий: терпение , труд, прилежание, старание, профессия, отдых, заниматься самообслуживанием, выполнять  порученное дело, практические задания, бережно относиться к материально-техническим и материальным ценностям, давать определение понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды.

20.

Терпение и труд

Теоретические

Практические

Представление  понятий: терпение , труд, прилежание, старание, профессия, отдых, заниматься самообслуживанием, выполнять  порученное дело, практические задания, бережно относиться к материально-техническим и материальным ценностям, давать определение понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды.

21.

Семья

Теоретические

Практические

Представление  понятий: род, родословная, семья. Фамилия, христианство, христиане

Проявлять взаимопомощь ,стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, изготовить аппликацию ответить на вопросы анкеты, написать газету и написать эссе

22.

Семья

Теоретические

Практические

Проявлять взаимопомощь ,стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, изготовить аппликацию ответить на вопросы анкеты, написать газету и написать эссе

23.

Семейные традиции

Теоретические

Практические

Представление  понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота

Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения

24.

Семейные традиции

Теоретические

Практические

Представление  понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота

Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения

25.

Семейные традиции

Теоретические

Практические

Представление  понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота

Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения

26.

Сердце матери

Теоретические

Практические

Представление  понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота

Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения

27.

Сердце матери

Теоретические

Практические

Представление  понятий  семья, любовь, счастье. Забота, терпение.

Проявлять внимательное отношение к своим близким, к маме, анализировать рассказы для  детей, участвовать в классных играх,  структуировать материал по предложенному плану

28.

Правила твоей жизни

Теоретические

Практические

Представление  понятий: правила, дисциплина, честность, порядочность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Выполнение требований соблюдения дисциплины, заниматься самообслуживанием, поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности,, определять свою позицию, обосновать поступок

29.

Правила твоей жизни

Теоретические

Практические

Выполнение требований соблюдения дисциплины, заниматься самообслуживанием, поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности,, определять свою позицию, обосновать поступок

30.

Праздники народов  России

Теоретические

Практические

Представление  понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести

Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии.соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями.

31.

Праздники народов России

Теоретические

Практические

Представление  понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести

Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии, соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями.

32.

Праздники народов  России

Теоретические

Практические

Представление  понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести

Выполнение  правил поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии. Соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями.

33.

Защитники Отечества

Теоретические

Практические

Представление  понятий: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам, подготовить сообщение о патриотах России,, определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

34.

Защитники Отечества

Теоретические

Практические

Представление  понятий: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам, подготовить сообщение о патриотах России,, определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

35.

Резервный урок

 

Учебно-методическое обеспечение курса:

.

1.Учебник Т.Студеникин. Основы светской этики. М. «Русское слово», 2012года;

 2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых  религиозных культур: методические рекомендации для учителей.

3.  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.    Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010

4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д.  Основы религиозных культур и светской этики. Справочные материалы для общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2010.                                                                                                                                                                                                                            5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Электронное приложение к учебному  пособию. – М.: ЗАО «Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная  литература:

1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред. В.А. Тишков.

2. Религия в истории и культуре / под  ред.М.Г. Писманника.

3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова.

4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...