Основы религиозных культур и светской этики
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Борзова Людмила Николаевна

план конспект урока по православию на тему "Добро". Цели, задачи, УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_religioznyh_kultur_i_svetskoy_etiki.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

(5-й класс)

Тема: Добро в православной традиции

Цели: осмыслить понятия «Добра»;

формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а значит, преумножать меру Добра в себе и в мире.

Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Формирование УУД:

Личностные

- формирование бескорыстного служения людям, человеколюбия

- сплочение детского коллектива.

Метапредметные

- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- развивать коммуникативные навыки, относиться терпимо к окружающим людям, объяснять свои суждения;

Предметные

- познакомить учащихся с основными понятиями «самоотверженность», «духовная радость», «смирение», «святой».

- объяснить, что побуждает христианина творить добро, и какую роль оно играет в его духовной и повседневной жизни, проследить взаимосвязь с «Золотым правилом этики», почему Христос является для них высшим образцом добра и человеколюбия.

Основные термины и понятия: самоотверженность, святой, духовная радость.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстрациями.

Оборудование: словари, иллюстрации.

Ход урока

I.  Организационный момент

Приветствие

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, что мы желаем тем, к кому обращаемся: добра и радости.

II  Определение темы урока. Постановка цели и задач

-Ребята, как вы понимаете слово добро?

-Какие качества характера определяют доброту? Перечислите их.

Класс делится на микрогруппы (по парам) записывают высказывания в тетрадях в течение 2 мин, затем зачитывают ответы. Формулируется цель урока как логический вывод из предложенных высказываний

-Вспомните названия художественных произведений, фильмов, герои которых совершали добрые поступки (работа в группах)

- Приведите примеры добрых поступков из вашей жизни (примеры детей)

-Спасибо за ответы. Как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (учитель уточняет тему по учебнику)

III. Изучение нового материала. Исследовательская работа.

- Я предлагаю вам стать юными исследователями и выяснить значение слов «ДОБРО».

Подберите антоним к этому слову. (ЗЛО)

Исследование начнём с притчи в стихах.

Итак, внимание!

Учитель читает притчу о Добре и Зле.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Вопросы детям:

Кто участвует в споре?

Беседа по прочитанному.

- Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

-Сформулируйте тему нашего урока.

- Какое определение вы можете дать добру ? (ответы детей)

- Какое определение можно дать злу ? (ответы детей)

-выберите 2 цвета зла и 2 цвета добра (ответы детей почему именно эти цвета они выбрали)

-Давайте посмотрим , какое определение этим словам даёт толковый словарь Даля.

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

- Православие нас учит: что добро, а что зло; что хорошо, а что плохо; что добродетель, а что грех; а потом воспитывает в нас эти качества.

-Вспомним золотое правило этикета.

Золотое правило этики гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения на тему: «Как я понимаю золотое правило этики»

- У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистом.

Вывод:  Благодарность за подвиг Христа. Высший образец добра для христиан – это сам Иисус Христос.

Работа с учебником

Задание: - Прочтите на стр. 68 древнюю легенду, о том, как апостол Петр пришел в Рим.

Как вы понимаете слова Христа, что он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить?

- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?

Подражая, жертве Христа его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

- Как бы вы назвали такое поведение учеников Христа?

Такое состояние человека называют самоотверженность. Это первая причина творить добро.

- Давайте обменяемся мнениями, приведем свои собственные примеры.

(примеры детей)

Учитель: Можно привести множество примеров самоотверженных поступков, как героических, так и бытовых. Но чтобы стать героем, необходимо воспитывать смелость и самоотверженность уже сейчас. Сегодня ты спас котенка, а завтра может возникнуть ситуация, когда придется спасти друга, кто может сказать, возможно в будущем, вам предстоит стать героями России. Главное, всегда и во всем оставаться настоящим человеком.

Работа со словарем Ожегова:

Давайте найдем в тексте на стр. 68 определение слова «самоотверженность» и сравним его с толкованием в словаре Ожегова.

Апостолы под страхом смерти не отрекались от Христа и подобно ему приносили себя в жертву. В последствие их причислили к лику святых.

- Найдите в тексте определение слова «святой».

Самообразование.

- Обратимся к разделу «Это интересно» и самостоятельно узнаем о Крестах.

- В чем отличие Крестов Христа и апостолов Петра и Андрея?

После обсуждения, учитель делает вывод: по-разному распяли и форма Крестов разная.

Работа с картиной «Мучения апостола Петра» Микеланджело, Караваджо «Мучения апостола Андрея.»

Имя апостола Андрея особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на флаге российского флота, который так и называется – Андреевский флаг.

 У святых людей бывают необычные переживания духовные радости. Это еще одна причина стремиться творить добро. Обратимся к тексту. Прочитаем еще одну древнюю церковную притчу.

- Как вы поняли притчу о царе и дикаре?

- Кого называют дикарем в православной культуре?

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: «Святые Земли русской» (по выбору, подготовка к итоговым проектам в конце года)

 Рефлексия. Итог урока

- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики высказывают свое мнение).

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.

Стань добрым волшебником!

Ну –ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...