Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему "Религии и мораль. Дом и семья"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Макарова Юлия Аркадьевна

Урок соответструет ФГОС. Составлен к учебнику "Основы мировых религиозных культур  класс" авторы М.М.Шахнович, Т.В.Чумаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Религии и мораль. Дом и семья».

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2016

Цель урока:

предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные
: - формирование способности учащихся к новому способу действия.

Задачи:  

 - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент
  2.  Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы                  

- Ребята, послушайте стихотворение и определите тему нашего сегодняшнего урока. 

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

[ предположения учащихся относительно темы урока]

- А как вы думаете, за что любят вас ваши родители?

- Сегодня мы поговорим с вами о доме и семье и религии и моральных ценностях внутри семьи.

III Работа в группах.

- Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.

- Группы определены и теперь получают задание: группы получают карточки, в которых даны определение понятиям:

  • Род
  • Семья
  • Фамилия
  • Родословная

- Первая команда постарается сформулировать определение данным понятиям своими словами, а вторая группа выпишет определение данных понятий из толкового словаря. [Выступление групп]

- Как связаны эти понятия между собой?

IV Работа по теме урока.

Материал для учителя.

       Почитание дома и ближайших родственников возникло на заре человечества. Оно связано с тем, что человек чувствовал себя безопасно в своем родовом сообществе. Он полагал, что умершие предки его тоже защищают. Поэтому духам предков приносили жертвы, чаще всего – пищу. Нередко люди считали, что предки участвуют вместе с ним в трапезе.

      Жилище человека было местом, где совершались обряды в честь домашних божеств. Главным священным местом был очаг. Хранительницей домашнего очага считалась женщина. Именно она совершала особые очистительные обряды, связанные с сохранением и защитой дома от злых сил. Мужчина приносил жертвы предкам и домашним богам. В древнем Риме, например, существовал такой обычай. Когда юноша в первый раз надевал тогу [мужская верхняя одежда из куска белой ткани], он посвящал божествам – покровителям семьи – ларам – свой детский амулет, который носил с рождения на шее.

В Древнем мире было сложено множество сказаний о семействах самих богов.

В Египте рассказывали о любви Исиды к своему мужу Осирису и ее преданности ему и о сыновней любви бога Гора. В Индии окружают поклонением божественную семью, состоявшую из могучего бога Шивы, его нежной супруги Парвати и их доброго сына Ганеши.

Почитание божественных семей способствовало укреплению человеческой семьи. С возникновением христианства началось почитание святого семейства  Иисуса Христа, Иосифа и Девы Марии, которой люди поклоняются как Богоматери.

Родительская любовь согревает человека с первого дня его жизни. Забота о детях не только радость, но и важнейшая обязанность. Все религии предписывают родителям любить своих детей и заботиться о них, обязательно учить их и приучать к труду. Именно в семье ребенок получает знания о нравственных ценностях и первые представления о мире.

Дружная семья – залог счастливой жизни. В такой семье старшие заботятся о младших, а младшие уважают старших. Когда родители становятся старыми и немощными, дети и внуки должны заботиться о них. Уважение родителей – одно из важнейших нравственных требований. Оно существует во всех религиях.

Так, например, в Древнем Китае философ Конфуций представлял идеальное государство подобным большой слаженной семье, отношения в которой строятся на любви и уважении к старшим. В Древнем Риме почитание старших было не только основой семьи, но и основой римского общества. В римской семье отца и мать почитали одинаково. Любовь членов семьи друг к другу рассматривалась как форма благочестия. Неуважение к старшим не просто было безнравственно, но рассматривалось как преступление перед богами.

Иудаизм и христианство среди десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, выделяют пятую. Она гласит: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…”

В исламе почтительное отношение к родителям считается важнейшей религиозной обязанностью. В Коране сказано, что Аллах заповедал каждому доброе отношение к родителям. В одном из хадисов говорится, что рай находится под ногами матери. Это означает не только то, что рядом с матерью ребенок чувствует себя под защитой, но и то, что забота о матери – условие обретения рая в ином мире.

V Работа в парах

 - Прочитайте текст, в парах поработайте с дополнительными источниками, книгами и энциклопедиями и ответьте на вопрос.

“Основой семьи является чувство любви, которое возникает между мужчиной и женщиной, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие “брак” произошло от древнерусского слова “брачити”, имеющее значение “отбирать”. “выбирать”.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. В этот день празднуют память русских святых Петра и Февроньи”.

- Почему именно они являются покровителями семьи и брака?

[просмотр видеосюжета о святых Петре и Февронии]

VI Работа с репродукцией Рембрандта “Возвращение блудного сына” 1669г.

- Ребята, посмотрите на репродукцию. Ее автор Рембрандт, а называется полотно “Возвращение блудного сына”.

- Что вы видите на картине? Почему у нее такое название?

- Что такое блуд? Обратимся к Толковому словарю.

[Учитель рассказывает притчу о блудном сыне]

“У одного человека было два сына. Старший был трудолюбив и много работал на отцовском поле. А младший сын потребовал у отца свою часть наследства и отправился в город. Там он очень быстро прокрутил все деньги и оказался без средств. Нуждаясь, он стал свинопасом. Но за работу ему не платили, и он голодал. Тогда он решил вернуться домой. Он понимал, что виноват перед отцом. Поэтому он решил не называться его сыном, а стал наемным работником в отчем доме. Однако отец узнал его, обрадовался и простил. Он нарядил блудного сына в роскошные одежды и в честь его возвращения устроил пир. Старший сын возмутился и даже не захотел входить в дом. Ему было горько, что младший брат, потративший впустую отцовское наследство, был принят с таким почетом. А в честь его, почтительного и трудолюбивого сына, отец никогда не устраивал пир. Отец сказал ему: “Сын мой. Ты всегда со мной, и все мое твое. Нужно радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропал и нашелся”.

В христианской традиции эта притча трактуется символически как рассказ о любви Бога к грешнику. Однако она понятна всем, так как повествует о родительской любви и всепрощении.

В Древней Руси семейная любовь, без которой не полна жизнь чловека, называлась “ согнездной”, то есть связанной с гнездом, домом. Забота о близких считалось настолько важной, что порицались все, кто покидал находящийся в тяжелом положении близких. В том числе те, кто, бросая семью в беде, собирался уйти в монастырь.

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

-Ребята, что вы узнали нового?

-Оцените урок и свою работу на уроке. [используется цветовая лесенка]

Домашнее задание: Вспомните диалог Царевны Лебедь и князя Гвидона из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…” устно подготовьте ответы на вопросы:

  1. Почему царевна советует Гвидону не торопиться с женитьбой?
  2. Как Гвидону удается переубедить Царевну Лебедь?
  3. Почему, по твоему мнению, к женитьбе надо относиться серьезно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?"

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?" содержит рисунки и объяснения слов...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....

Самоанализ урока ОРКСЭ 4 класс "Христианская семья"

Самоанализ урока  ОРКСЭ 4 класс "Христианская семья"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...