«Молитва как особое состояние души» занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этике»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Гезь Лариса Владимировна

Содержание занятия направлено на осмысление учащимися младшего школьного возраста значимости молитвы в жизни православного человека, ее видах, особенностях звучания в церковном богослужении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molitva_kak_osoboe.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

«Молитва как особое состояние души»

занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этике»

Гезь Лариса Владимировна,

учитель музыки и ОРКСЭ

МАОУ «СОШ № 80»

г. Северск Томской обл.

Аннотация к занятию.

Содержание занятия направлено на осмысление учащимися младшего школьного возраста значимости молитвы в жизни православного человека, ее видах, особенностях звучания в церковном богослужении. В раскрытии содержания занятия используется метод интеграции через взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тематического содержания, установление межпредметных  связей. Это способствует созданию условий для выхода детей на продуктивную творческую деятельность, стимулирует самостоятельность и познавательную активность, обогащение новой информацией. Слушание, пение и чтение молитв, знакомство с репродукциями икон, памятниками архитектуры и жизнью святых – все это не только углубляет знания детей в области православной культуры, но и благотворно воздействует на потенциал духовных и творческих возможностей, заключенных в эмоциональной сфере ребенка, а так же побуждает устремленность к Добру и Свету, которая является источником нравственности и гармонии личности человека.  Духовные песнопения, зажженная свеча  создают особую атмосферу спокойного созерцания, умиротворения, эмоционального равновесия, ощущения одухотворенности и тихой радости. В занятие включены пассивные и активные формы взаимодействия: беседа, примеры из литературных произведений поэтов,  писателей и жизни детей; работа в парах и группах; демонстрация продуктов творческой деятельности учащихся прошлых лет и выполненных  на данном уроке.

Цель: раскрыть силу воздействия православной молитвы на душу человека, ее чудотворное влияние.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к православной культуре как части духовного наследия русского народа;
  • закрепление знаний  о молитве, ее видах, значении в жизни православного человека;
  • формирование личностно-значимого отношения детей к православной молитве через создание жизненных ситуаций,  практические задания;
  • развитие  эмоционально-чувственной  сферы  ребенка средствами разных видов искусства.

Приемы и методы: интегративный, наглядно-слуховой, анализ и размышление, вхождение в образное и жизненное пространство, деятельно-практический, рефлексивно-оценочный.

Материал к занятию: 

- слайдовая презентация: эпиграф к занятию, молитва «Отче наш» на церковнославянском языке, памятник и иконы с изображением равноапостольных святых Кирилла и Мефодия;

- аудиозаписи: молитва «Отче наш» в звучании детского голоса, в исполнении мужского хора Валаамского монастыря, пьеса «В церкви» из «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского;

- раздаточный материал: молитвословы, творческие работы детей с рисунками и молитвами, бумага формата А3, лист ватмана с контурами крыльев бабочки, восковые карандаши. 

Тип урока:  комплексно-развивающий.

Время реализации: 90 мин (2 академических часа)

Материально-техническое оснащение урока:

1. Аудиозаписи:

    - П.И. Чайковский «Январь. У камелька» пьеса для фортепиано из альбома - «Времена года».

    - Песни: «Здравствуй, новый день!» музыка А. Петряшевой, слова И. Филимоновой; «Зимняя сказка» музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва.

2. Репродукции картин:

   В. М. Васнецов «Богатыри», В. Криворучко «Дмитрий Донской», И.Репин «Портрет Нади Репиной», В. Серов «Девочка с персиками», И. Машков «Натюрморт с маками и васильками», А. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Грабарь «Иней», «Зимнее утро».

3. Мультимедийная презентация  по теме «Можем ли мы увидеть музыку?». (Приложение)

4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра.

Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения,  проблемно-диалоговая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

План урока

Этапы.

Используемые методы.

Содержание,

виды деятельности

Планируемые результаты

  1. Вводный.

Методы: словесный, деятельностно-практический.

Приветствие.

Исполнение песни.

Беседа.

Личностные: ощущение психологического комфорта, эмоциональный настрой.  Познавательные: обобщение ранее полученных знаний.

Регулятивные: эмоциональная передача содержания песни в хоровом исполнении. 

  1. Информационно-практический.

Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельностно-практический, ассоциативный, «забегания вперёд и возвращения к пройденному», музыкальной драматургии.

Слушание музыки. Беседа. Актуализация новых знаний.

Практическая работа: создание творческих индивидуальных работ.

Сравнение и анализ средств художественной выразительности.

Личностные: развитие ассоциативного мышления; распознавание и эмоциональный отклик на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способов, умений и  навыков творческой деятельности. Познавательные: усвоение общности и специфики средств выразительности музыки и ИЗО, выявление схожих по смыслу интонаций.

Коммуникативные: приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки и изобразительной деятельности.

3. Итоговый.

Рефлексивно-оценочный метод.

Способы выявления результатов урока:

- презентация продуктов творческой деятельности;

-обобщение эмоциональных впечатлений;

- самоанализ и самопознание.

Завершение практической работы.

Демонстрация творческих продуктов деятельности. Самостоятельное определение цели и темы урока.

Подведение итога урока.

Личностные: получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации.

Познавательные: осознание взаимосвязи двух видов искусства.

Коммуникативные: умение позитивно воспринимать художественные образы в рисунках детей.

Регулятивные: оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей.

             

                                  План занятия

  1. Пьеса «В церкви» из «Детского альбома» для фортепиано  П.И. Чайковского – слушание, беседа о музыке.
  2. Молитва «Отче наш» - слушание, беседа о содержании, коллективное чтение.
  3. Беседа о православной молитве.
  4. Детская молитва «Мой Бог» - исполнение.
  5. Практическое задание по теме: «Молитва для души» - работа в парах, мини-группах, создание коллективной творческой работы.
  6. Подведение итога занятия.

Ход занятия

«Любить,  Молиться, Петь,

Святое назначение души...»

Петр Вяземский (1858 г.)

  1. Пьеса П.И. Чайковского «В церкви».

Слушание: создание музыкой психологического комфорта, вхождение в эмоциональное и тематическое содержание занятия. Детям предлагается сесть удобно, слушать с закрытыми глазами или глядя на зажженную свечу.

Беседа о музыке: высказывания детей о своих внутренних ощущениях, возникших чувствах и переживаниях.

В этой музыке царит гармония, внутренняя неяркая красота. Возвышенное, сосредоточенное звучание направлено на размышление и раздумье. Размеренный ритм, спокойный темп и сдержанная как бы говорящая мелодия пронизана интонацией мольбы. Музыка звучит тихо, похоже на то, как поет хор в церкви. В своем «Детском альбоме» П.И. Чайковский музыкой рассказал нам, как в XIX веке начинался и заканчивался день ребенка – с молитвы. Первая пьеса альбома так и называется «Утренняя молитва». Прозвучала последняя пьеса – «В церкви», в которой композитор использовал интонацию церковного распева.

Повторное слушание произведения с текстом в исполнении учителя или детей (если оно им знакомо).

Господи мой, Боже!

Душу возношу к Тебе.

Святый, научи меня,

Дай мне понять, что есть Любовь.

Господи мой, Боже!

Научи меня любить.

Уповаю на Тебя.

Не покидай меня, Господь!

Не покидай меня!

Не оставляй меня!

Господь, спаси и помилуй меня!

Даруй, Господь, Веру и Любовь.

В поэтической литературе XIX века также встречаются стихи похожие на молитву: М.Ю. Лермонтов «Молитва», Е.А. Баратынский «Молитва», П.А. Вяземский «Молитва ангелу-хранителю» и др. (прочитать одно из них детям).

  1. Молитва «Отче наш».

Слушание: молитва звучит в исполнении детского голоса. Дети вспоминают ее название, обращают внимание на то, как искренно и проникновенно произносит ее ребенок, затем произносят текст вместе с учителем.

Во время церковной службы молитвы читают и поют. Когда слово соединяется со звуком, оно быстрее и глубже касается души человека. Детям предлагается прослушать эту молитву в исполнении мужского хора Валаамского монастыря и обратить внимание на стройность, соразмеренность, неторопливость звучания. Эту молитву называют «Молитва Господня», так как ее дал Своим ученикам Господь Иисус Христос, именно этой молитве Он их научил. Поэтому для православного человека, взрослого или маленького, она – самая главная. Нет такого христианина, который бы на своем языке не произносил с великим благоговением  эту молитву (показ слайда с текстом молитвы). Славяне читают ее на церковнославянском языке, дали им эту возможность братья Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку – кириллицу (показ слайда). За этот подвиг они были возведены в сан святых (просмотр слайда с изображением икон).  В Москве на Славянской площади в их честь воздвигнут памятник с негасимой лампадой (показ слайда), а с 1863 года в России 24 мая отмечается День их памяти. В эти дни ежегодно в нашей стране проводится Неделя славянской культуры и письменности.

  1. Беседа о православной молитве.

Вспомнить с детьми: что такое молитва, когда читают молитвы, к кому обращаются в молитве, какие знают виды молитв, для чего нужна человеку молитва?

Молитва – это особый поэтический жанр. Чтобы сотворить ее, необходима сосредоточенность, глубокое раздумье, искреннее желание осмыслить свои проблемы. Молитва – это всегда личное. Православный человек начинает и заканчивает свой день молитвой. Раньше в гимназиях, лицеях, церковноприходских школах учебный день также начинался и заканчивался молитвой. В утренней молитве ученики просили Бога дать им внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителям и пользу Отечеству. После учения благодарили Бога, учителей, родителей за просвещение и воспитание, ведущих их к познанию блага и жизни. Православный человек может молиться в разных обстоятельствах, обращаясь к Богу и в радости, и печали, и в нужде. Он молится в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться в любом месте: дома, в храме, на природе, в транспорте, то есть когда в этом есть необходимость. Этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен.

Молитв много, они разные по назначению. Есть очень короткие молитвы, которые легко запоминаются: «Господи, благослови!», «Господи, помилуй!», «Слава, Богу!».

Слово «спасибо» произошло от слов «Спаси тебя Бог!». Раньше, да и сейчас верующие люди произносят эти слова, желая от всего сердца спасения доброму человеку (детям предлагается по желанию прочитать молитвы, которые они знают). Заботливые люди собрали молитвы в одну книгу, чтобы можно было прочитать то, что не знаешь наизусть, и все молились бы правильно. Такая книга называется «Молитвослов». Есть молитвословы для взрослых и для детей (показ книг).

4. Детская молитва «Мой Бог».

О чем молятся дети? - предлагается выполнить дома такое задание: составить свою молитву, помня, что это личное обращение к Богу.

Приводятся молитвы из прошлых работ детей.

Например:

«Спаси, Господи, и помилуй все страны и всех людей. Если кто болеет - исцели, если кто воюет – примири. Господи, замени все плохое на хорошее. Аминь».

Исполнение  молитвы «Мой Бог», в которой дети передают свою любовь и нежность к  маме и папе.

Мой Бог, я стою пред тобою, и очень тебя я прошу,

Ты каждый день и каждый час будь на земле среди нас.

Молюсь я за маму и папу. Ты, Боже, их благослови.

Храни меня и их храни во веки веков. Аминь.

  1. Практическое задание по теме: «Молитва для души».

Православные люди называют молитву «крыльями души»,  так как искренняя молитва возносит сердце выше небес.

Святой Праведный Иоанн Кронштатдский так сказал о церковной молитве «Люблю я молиться в храме Божием…, сердце мое тогда полно пренебесного сладкого мира; душа просвящается светом небесным; все светло видишь, на все смотришь правильно; ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь…».

Задание детям: подобрать слова, которые лучше всего передают душевное состояние молящегося, вспомнить свои чувства и ощущения во время посещения храма, церковной службы, а также в течение этого занятия.

Выполнение работы в  парах или мини-группах (восковыми карандашами на бумаге), обсуждение. Затем на листе ватмана (в контуре крыльев бабочки) записать подобранные слова: любовь, вера, милосердие, просветление, нежность, легкость, благость, наслаждение, уединение, спокойствие, доверие, тепло, радость и другие. Творческое оформление общего рисунка.

  1. Подведение итога занятия.

В чем же сила молитвы? Психологи, врачи исследовали ее воздействие на организм человека и сделали вывод, что она может облегчить боль, уравновесить эмоциональное состояние, изменить биополе человека. Замеры специального прибора показали, что излучение биополя усиливается, становится более гармоничным. Молитву полезно читать, петь, слушать.

Если каждый день настраивать себя на светлые мысли, добрые чувства, благородные поступки, то можно улучшить свои качества, общение со сверстниками, гармонизировать отношение с окружающим миром.

Есть много примеров, когда молитва помогала человеку в самые трудные минуты его жизни, в тяжелых испытаниях.

Домашнее задание: найти примеры чудотворного влияния и силы воздействия православной молитвы на душу человека из жизни известных людей, произведений художественной литературы, из жизни родных и знакомых.

Литература

Глаголева О. Православие: Полная энциклопедия для новоначальных. – М.: ЭКСМО, 2011.

Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Школа-Пресс,1994.

Кураев А.В. Учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы: Учебное пособие для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Молитвословы для детей.

Православный мир. Образовательное пособие для детей. – М.: ИД «Православный мир», 2007.

Святитель Иоанн Затворник. О молитве. – М.: 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Анализ внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в Красновской СОШ»

Краткий отчет о проведении первых этапов экспериментальной работы по курсу ОРКСЭ....

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...