Урок ОРКСЭ "Дружба". 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тихонова Наталья Евгеньевна

Урок ОРКСЭ "Дружба" по модулю "Основы светской этики". 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Тема урока  «ДРУЖБА» (Слайд 1).  

2.Цели урока.

Образовательные:

  • углубление знаний детей по теме «Дружба»;
  • обучение сравнению и обобщению наблюдений.

Развивающие:

  • развитие представлений о друге, дружбе и понимания их значения в жизни общества;
  • развитие умения анализировать свои и чужие поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  • развитие навыков совместной работы со сверстниками;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитание доброжелательности, отзывчивости, стремления к пониманию чувств окружающих людей и сопереживание им;
  • формирование умения дружить и дорожить дружбой.

3. Задачи:

  • продолжить работу по формированию духовно- нравственной сферы личности ребёнка, побуждая его к осмыслению общечеловеческих ценностей;
  • углублять знакомые с детства понятия: « дружба», «друг», «сопереживание»;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих, сопоставляя их с общечеловеческими ценностями;
  • учить понимать чувства других людей, сопереживать им и, по возможности, оказывать действенную помощь;
  • продолжить работу над культурой устной речи.

4. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись « Песни о дружбе» М.Пляцковского, выставка книг о дружбе, словари, учебники, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

На доске стихотворение  Д.Родовича в переводе Л.Яхнина.       (Слайд 2)

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо-

Плохо плакать одному.

Учитель предлагает ученикам выразительно прочитать стихотворение и ответить на вопросы:

-Пройдёте ли вы спокойно мимо?

-А как бы вы утешили плачущего?

-Как бы вы озаглавили это стихотворение?

-Автор назвал его «Друзья».

2.Сообщение темы урока.                       

-Сегодня на уроке мы поговорим о ваших друзьях, о ценности дружбы.

3.Работа над определением понятия «дружба».

1)Что  мы называем дружбой? ( Ответы детей.)

2) Работа с учебником « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. – М. : Просвещение , 2012, стр.32.

- Посмотрим, как определяют понятие «дружба» авторы учебника? ( Дети читают определение по учебнику.)

4. Работа с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( М. : 2012. Мир и образование. ОНИКС – лит., 28 изд., переработанное, стр.280).

Сопоставление ответов детей с определениями ученика и словаря.

Вывод.

5. «Собери пословицы и поговорки».

- О дружбе люди размышляли во все времена. Сложили много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

- Я предлагаю собрать несколько пословиц и поговорок и объяснить, как вы их понимаете.

Работа в группах. На партах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны соединить начало и конец.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не мил и свет, когда друга нет.

Куда иголка, туда и нитка.

Не в службу, а в дружбу.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Стоять друг за друга.

6. Игра « Кто больше?»

- Вспомните произведения о дружбе, друзьях.

(Побеждает команда, последней назвавшая произведение.)

7. Музыкальная разминка.

Дети, взявшись за руки, под музыку, исполняют «Песню о дружбе» М.Пляцковского.

8. Выставка книг по теме «Дружба»

Рекомендация учителя.

- Книг о дружбе много. Более внимательно вы можете посмотреть их после уроков. Заинтересовавшие вас произведения прочитайте дома. Так вы приобретете еще друзей в лице литературных героев.

9. Викторина по теме «Дружба и друзья».

  • Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение её поступок? Почему?
  • Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: « Я самый больной в мире человек!» Ему дали лекарство, а он в ответ: « Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? Какое лекарство он получил?
  • У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один из них был всегда рядом. Кто он?
  • Кто первым из животных показал обитателям джунглей, что с человеческим детенышем можно дружить?
  • В басне Л.Толстого «Два товарища» есть слова: « Ну что, - говорит, - Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ?

- Какие качества помогают дружбе, а что ей мешает? ( Работа в группах.)

Ответы детей записываются на доске.

10. Беседа.    

На доске записаны существительные: друг, приятель, товарищ, одноклассник, сверстник, ровесник. (Слайд 3)

Ребята объясняют лексическое значение слов, анализируют, в чем их отличие. Затем им предлагается закончить предложение: « Друг – это тот, кто…».    ( Слайд 4)

Расскажите ,кого вы называете своими друзьями.

11. Анализ стихотворения А.Барто « Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат,

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки.

Мы, как две сестрички,

Мы, как две голубки

Из одной скорлупки».

Я шепчу: «Но ты учти –

Мы во всем должны идти

Друг другу на уступки».

Предлагаю Ильиной:

« Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита!

Подружусь я с Ильиной –

Стану знаменитой.

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу : « А ты со мной

Подружись хоть на день.

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы!

Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…      (Слайд 5)

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг!»

- Как вы думаете, почему у девочки не было друзей?

- А вы хотели бы иметь такую подругу?

- Почему?

12. Работа с учебником.

1. Дети читают об отличительных чертах дружбы (стр.32-33 учебника).

2. Прочитайте высказывание английского писателя – журналиста Д.Адиссонс из рубрики « Мудрые мысли» ( стр. 33 учебника).

«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам?»

- Как вы их понимаете?

13. Итоги урока. Рефлексия.

С 2011 года 27 апреля отмечается международный День дружбы.  (Слайд 6)

Каждый хочет иметь хорошего друга.

« Единственный способ иметь друга – самому быть им?»   (Слайд 7) Американский писатель Ральф Эмерсон.

- Хочу пожелать всем следовать в жизни напутствию аварского поэта Р.Гамзатова:

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много.

Опасайтесь потерять друзей!

- Когда дружбу можно считать настоящей?

- Выберите, пожалуйста, 3 самых важных слова, которыми вы охарактеризуете настоящего друга.

Список на доске: общительный, строгий, умеющий хранить секреты, умный, ленивый, бескорыстный, богатый, трудолюбивый, льстивый, сильный.   (Слайд 8)

- Запишите их на яблоках и прикрепите к яблоне.

- Какую роль играет дружба в жизни людей?

- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

14. Домашнее задание.  (Слайд 9)

Дети выбирают задание по желанию.

1.Написать несколько правил дружбы.

2.Решить проблемные ситуации:

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя его списать.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя.

- При затруднении обратитесь за помощью к родителям.

3. Написать небольшой рассказ о своем друге.

Учитель в заключение урока читает стихотворение.

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как поле с плугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

- Ребята, спасибо за работу на уроке!   (Слайд 10)

Список использованной литературы.

  1. Википедия
  2. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя». М : ВАКО, 2008.
  3. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Москва: 2012 Мир и образование. ОНИКС – лит., 28 изд., переработанное.
  4. Разработка урока на тему «Дружба» по курсу ОРКСЭ, 4 класс Ашкамакиной С.И., МБОУ «Ш – ИС(П)ОО п. Произведения», 2012г.
  5. Рожков М.И. Классному руководителю: уч.-метод. пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  6. Учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», Москва: изд-во «Просвещение», 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Это, дети, сделать надо- Плохо плакать одному.

Слайд 3

Друг, приятель, товарищ, одноклассник, сверстник, ровесник.

Слайд 4

« Друг – это тот, кто…».

Слайд 5

Все живут, не тужат, А со мной не дружат, Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной, Мы же одногодки. Мы, как две сестрички, Мы, как две голубки Из одной скорлупки». Я шепчу: «Но ты учти – Мы во всем должны идти Друг другу на уступки». Предлагаю Ильиной: « Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита! Подружусь я с Ильиной – Стану знаменитой. Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу : « А ты со мной Подружись хоть на день. Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать». А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!» Не вставать же на колени, Уговаривать подруг…

Слайд 6

27 апреля отмечается международный День дружбы.

Слайд 7

« Единственный способ иметь друга – самому быть им?» Ральф Эмерсон , американский писатель

Слайд 8

Общительный, строгий, умеющий хранить секреты, умный, ленивый, бескорыстный, богатый, трудолюбивый, льстивый, сильный.

Слайд 9

Дети выбирают задание по желанию. 1.Написать несколько правил дружбы. 2.Решить проблемные ситуации: *Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя его списать. *Твой друг употребляет плохие слова и выражения. *Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя. -При затруднении обратитесь за помощью к родителям. 3. Написать небольшой рассказ о своем друге.

Слайд 10

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...