Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Мусина Алмагуль Сиркбаевна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 127.5 КБ
Файл КТП29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ для  4 класса составлена на основе следующих нормативно –  правовых  документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).  
  2. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373  Список изменяющих документов (в ред. Приказов  Минобрнауки  России от 26.11.2010
    № 1241, от 22.09.2011
    № 2357, от 18.12.2012
    № 1060, от 29.12.2014
    № 1643)

 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
  2. Федерального государственного  образовательного  стандарта начального общего образования
  3. Авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской этики»», утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.).
  4. Приказ МО Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 (в редакции приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области
  5. Приказ МО Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 « О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования  образовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»
  6. Устав МБОУ «Буранчинская ООШ».
  7.  Учебный план  МБОУ «Буранчинская ООШ» на  2017-2018  учебный год.

Цели обучения ОРКСЭ:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ в 4 классе:

Личностные результаты:

  • Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
  • Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
  • Осознание важности познания нового.
  • Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

  • Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
  • Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
  • Составлять план текста;
  • Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

  • Умение слушать и слышать;
  • выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке.
  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

 приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;

осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

  • приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
  • научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
  • научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы
  • - создавать презентации

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметные результаты изучения ОРКСЭ в 4 классе:

Выпускник научится:

        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета ОРКСЭ в 4 классе:

Культура и мораль.

Этика и её значение в жизни человека.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Трудовая мораль.

Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит быть нравственным в наше время?

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе.

Нормы морали.

Этикет.

Образование как нравственная норма.

Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Тематическое  планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела

Количество часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16 ч

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2

12 ч

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

6 ч

Общее количество часов

35 ч



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по основам религиозных культур и  светской этики

на 2017 – 2018 учебный год

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

п./п.

Дата проведения урока

Корректировка

Тема урока

Планируемые результаты раздела

план

факт

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1.

Россия – наша Родина.

Универсальные учебные действия (УУД)

Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

 П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

-находит в тексте незнакомые слова, определяет их

значения разными способами

Р.: -умеет организовывать своё рабочее место

и работу;

-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - оформляет свою мысль в устной речи;

-умеет задавать уточняющие вопросы;

- осознанно читает вслух и про себя.

Предметные;

Научится работать с дополнительной литературой  

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 ч)

2.

Что такое светская этика

Универсальные учебные действия (УУД)

Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению.

- Мотивация учебной деятельности на основе

имеющихся знаний

- старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

- мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

П.: - осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

- Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение.

Р.: - организовывает своё рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

- аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Предметные;

 Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Получит возможность научиться справедливо оценивать окружающих

3.

Культура и мораль.

4.

Особенности морали.

5-6

Добро и зло.

Представления о добре и зле

7- 8.

Добродетели и пороки

Стремление к добродетели.

9.

Свобода и моральный выбор человека.

10.

Свобода и ответственность.

11.

Моральный долг.

12.

Справедливость.

13

Альтруизм и эгоизм.

14.

Дружба.

15.

Что значит быть моральным.

16.

Творческие работы учащихся.

17

Подведение итогов

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 ч)

18.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Универсальные учебные действия (УУД)

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Предметные:

Научится создавать проекты.

Оценивать поступки главных героев с т. з. золотого правила

нравственности.

Получит возможность научиться

воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.

19.

Нравственный поступок.

20.

Золотое правило нравственности.

21.

Стыд, вина и извинение.

22.

Честь и достоинство.

23.

Честь и достоинство. Совесть.

24.

Нравственные идеалы:  богатырь и рыцарь.

25.

Нравственные идеалы: джентльмен и леди.

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

27.

Этикет.

28.

Семейные праздники.

29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (6 ч)

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

Универсальные учебные действия (УУД)

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Предметные:

Научится создавать проекты

Получит возможность научиться:

- описывать достопримечательности России.

- выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

31.

Подготовка к защите творческих проектов

32.

Презентация и защита творческих проектов.

33

Презентация и защита творческих проектов

34

Презентация и защита творческих проектов

35

Презентация и защита творческих проектов

Материально-техническое обеспечение

  1. компьютерная техника,
  2. интерактивная доска,  
  3. мультимедийный проектор,
  4. экспозиционный экран,
  5.  магнитная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий,
  6. DVD плеер,

Перечень литературы, необходимой для освоения курса

Литература для учителя

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2010

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 -5классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 86 с.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 74 с.

5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. (Стандарты второго поколения).

      6. Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику. М.:  Просвещение, 2011

Литература для учеников

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.
  2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 315


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....