Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПК
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Каштанова Наталья Алексеевна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Рабочая программа по ОПК253.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Пояснительная записка

                Рабочая программа по курсу  «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2014.  

               Модуль «Основы православной культуры»   по авторской программе А.В. Кураева  обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из

    • учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;
    • программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;
    • методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;
    • электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».
    • Данный предмет входит в образовательную область  - Духовно – нравственная культура народов России.

    Нормативно-правовая база

            Концепция  Духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании»  ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с  п.6  ст.  9  и  п.2  ст.14  Закона  РФ  «Об  образовании»,  п.1  ст.4  Федерального  закона  «Об  основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ.  

    Учебный курс  «Основы религиозных культур  и светской этики» вводится по поручению  Президента  Российской  Федерации  от  2  августа  2009  г.  (Пр-2009  ВП-П44-4632)  и  на  основании   Распоряжения   Председателя   Правительства   Российской   Федерации   от   11  августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

    Общая характеристика курса

            Учебный  курс  является  культурологическим  и  направлен  на  развитие  у  школьников 10—11  лет  представлений  о  нравственных  идеалах  и  ценностях,  составляющих  основу религиозных   и   светских   традиций,   на   понимание   их   значения   в   жизни   современногообщества,  а  также  своей  сопричастности  к  ним.  Основные  культурологические  понятия учебного курса  —  «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»  —  являются  объединяющим  началом  для  всех  понятий,  составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый    курс  призван    актуализировать    в  содержании     общего   образования    вопрос совершенствования      личности    ребёнка   на   принципах    гуманизма    в   тесной   связи  с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   так   и   в   воспитательном   процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

         Основной   принцип,   заложенный   в   содержании   курса,   —   общность   в   многообразии, многоединство,    поликультурность,     —   отражает   культурную,    социальную,   этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    • общая историческая судьба народов России;

    • единое   пространство    современной     общественной     жизни,   включающее     развитую систему   межличностных      отношений,   налаженный     веками   диалог   культур,   а  также общность социально-политического пространства.Учебный    курс  является   единой    учебно-воспитательной      системой.  Все   его  модули согласуются  между  собой  по  педагогическим  целям,   задачам,  требованиям  к  результатам освоения  учебного  содержания,  достижение  которых  обучающимися  должен  обеспечить    образовательный  процесс,  осуществляемый  в  пределах  отведённого  учебного  времени  с  учётом образовательных возможностей младших подростков.  Учебный    курс   имеет    комплексный     характер    и  включает    6   модулей:   «Основы  православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,  «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской  этики».

       Образовательный  процесс  в  границах  учебного  курса  и  сопутствующей  ему  системы  межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных  культурах и светской этике посредством:

       • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель  — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

       • педагогического    согласования    системы    базовых   ценностей,    лежащих    в  основе  содержания всех модулей учебного курса;

    •    системы  связей,  устанавливаемых  между  модулями  учебного  курса,  а  также  между  ними   и   другими   учебными   предметами  (окружающий   мир,   русский   язык,   литература,  история и др.);

    •    ориентации      учебного    содержания     на    совместное     осмысление     педагогами,  обучающимися  и  их  родителями  актуальных проблем  развития  личностной  ценностно- смысловой сферы младших подростков;

       •            единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

       Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы  межпредметных  связей,  педагогически  моделирует  и  содержательно  раскрывает  основы  религиозных  и  светских  культурных  традиций.  Сама  национальная  духовность  с  учётом  

    многообразия  и  глубины  её  составляющих  не  может  исчерпываться  содержанием  этого  

    курса.

    Цель курса

    • формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

    Задачи  курса:

    • знакомство обучающихся с основами православной культуры;
    • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
    • формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Содержание начального общего образования по учебному предмету

    Россия — наша Родина.

       Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные  книги   религий   мира.   Хранители    предания   в  религиях   мира.   Человек   в  религиозных  традициях   мира.   Священные   сооружения.   Искусство   в   религиозной   культуре.   Религии  России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.  Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в  религиях  мира.  Семья,  семейные  ценности.  Долг,  свобода,  ответственность,  учение  и  труд.  Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение  к ним разных религий.    Любовь      и    уважение      к    Отечеству.     Патриотизм       многонационального        и   многоконфессионального народа России.

    Место учебного предмета в учебном плане

        Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

    Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

      В основе учебно - воспитательного процесса курса заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

    - формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества

    - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

    - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им;

    - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

    - доброжелательность, доверие и  внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

    - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты

    - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма

    -  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать

    -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

    - формирование установок на здоровый образ жизни

    - формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения, умение
      договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
    • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Результаты обучения:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Уметь

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

         реализации;

    • определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных

         коммуникативных и познавательных задач;  

            • слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

       собственную;

    • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Ожидаемые результаты духовно-нравственного

    развития и воспитания учащихся

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
    • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
    • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
    • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
    • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
    • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    • уважительное отношение к традиционным религиям;
    • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
    • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
    • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
    • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
    • элементарные представления о различных профессиях;
    • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
    • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
    • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
    • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
    • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

    • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
    • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    • ценностное отношение к природе;
    • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
    • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
    • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
    • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
    • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
    • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
    • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    Примерные темы творческих работ:

    Темы сочинений:

    «Как я понимаю православие»

    «Что такое этика?»

    «Значение религии в жизни человека и общества»

    «Православный храм как произведение архитектуры»

    «Экскурсия в православный храм»

    «Православные святыни»

    «Шедевры православной культуры»

    «Православные праздники»

    «Крещение Руси как начало великой русской культуры»

    «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

    «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

    «Возможен ли подвиг в мирное время?»

     «Мое отношение к людям»

    «Мое отношение к России»

    «С чего начинается Родина»

     «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

    «Мой дедушка – защитник Родины»

    «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

       Темы исследовательских работ:

    Как христианство пришло на Русь

    Христианское отношение к природе.

    Святые в отношении к животным.

    Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    Для  изучения  курса  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики»  должны  быть  в  наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

    •   оборудование:  ученические  столы  и  стулья  по  количеству  учащихся,  учительский  стол,  шкафы  для  хранения  учебных  пособий,  дидактических  материалов  и  пр.,  настенные  доски для вывешивания иллюстративного материала;
    •   технические     средства     обучения    
    •  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
    • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации  изучаемых  объектов  и  явлений  группе  обучаемых  и  обладающее  свойствами,  которые  позволяют      видеть     предмет        
    • вспомогательное   оборудование   и   устройства,   предназначенные   для   обеспечения  эксплуатации     учебной    техники,    удобства    применения     наглядных     средств    обучения,  эффективной  организации  проектной  деятельности,  в  том  числе  принтер,  сканер,  фото-  и  
    • видеотехника (по возможности) и др.;
    • электронное   пособие   к   каждому   модулю   курса   «Основы   религиозных   культур   и  светской этики»;
    • дополнительные  мультимедийные  (цифровые)  образовательные  ресурсы,  интернет- ресурсы,  аудиозаписи,  видеофильмы,  слайды,  мультимедийные  презентации,  тематически  связанные с содержанием курса;
    • библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
    • учебно-методические  комплекты,  обеспечивающие  изучение/преподавание  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная про пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и ДР-);
    • нормативные       документы,     регламентирующие        взаимоотношения        государства    и  религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях  системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная  для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению,  культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной  культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
    • научно-популярные  книги,  содержащие  дополнительный  познавательный  материал  развивающего характера по различным темам курса;
    • хрестоматийные   материалы,   включающие   тексты   художественных   произведений,  тематически связанные с содержанием курса;
    • документальные        источники      (фрагменты      текстов     исторических      письменных  источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом  развитии религий ми-ра);
    • энциклопедическая       и  справочная    литература     (философские     и  религиоведческие  словари,  справочники  по  теории  и  истории  религий,  биографии  религиозных  деятелей  и  значимых персоналий и др.);
    • религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
    • печатные      пособия,    в  том   числе   картографические       издания,   иллюстративные материалы.

    Литература для учащихся:

    1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.

    2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

    3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

    4. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

    5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

    6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

    7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

    8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

    9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

    10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

    11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

    12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

    13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

    14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

    15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

    16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

    17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

    18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

    19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

    Литература для педагога:

    1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

    2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

    3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

    4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

    5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

    6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

    7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

    8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

                9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

    10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

    11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг.

    12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

    п/п

    Тема урока

    Элементы

    содержания

    Планируемые результаты

    Деятельность

    Уч-ся

    Кол-во

    час

    Дата

    предметные

    метапредметные

    личностные

    1

    Россия-наша Родина

    Знакомство с учебником. Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

    ?  Что такое духовный мир;

    ? Что такое культурные традиции

    Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный:

    - материальный

    - духовный (мир культуры)

    Духовный мир – человек - внутренний мир     душа)

    Внутренний мир: сложный, разный, многоликий.

    Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции

    Культурные традиции:

    - религиозные культуры;

    - морально-этические нормы;

    Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.

    Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

    Уметь:

     Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

    Регулятивные :

    учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные:

    выполнение действий по алгоритму.

    Коммуникативные:  

    выражение своих мыслей.

    нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

    -  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

    - задавать вопросы;

    - пользоваться условными обозначениями учебника;

    - вступать в учебный диалог;

    - различать способы и средства познания окружающего мира;

    - работать с учебником;

    - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    2

    Культура и религия

    ? Как человек создает культуру;

    ? О чем говорит религия?

    Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать»)

    Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания).

    Культура в широком смысле – все  то, что создано человеком.

    Культуру создают люди, а культура изменяет человека:

           - накапливает и передает опыт…

           - создает условия жизни людей;

           - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения.

    Культура: светская и религиозная.

    Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

    Религиозная культура опирается на религиозные традиции.

    Истоки русской культуры – в православной культуре

    Православная вера определяет поведение и культуру человека.

    Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

    Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

    Регулятивные :

    саморегуляция

    Познавательные:

    поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    нравственно-эстетическое оценивание.

    -  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

    - работать с учебником;

    - сформулировать понятия культура и  религия;

    - сравнивать и различать  понятия культура и  религия;

    - вступать в учебный диалог;

    - составлять монологическое высказывание;

    - задавать вопросы;

    - пользоваться условными обозначениями учебника;

    - работать в паре;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    3

    Человек и Бог в православии

    ? Какие дары Бог дал человеку;

    ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей

    Что есть Бог? Творец, который создал весь мир.

    Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь.

     Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание…

    Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

    Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию 

    ценить и принимать ценности.

    : формирование внимания к красоте традиций Пасхи; формирование чувства уважения к православным традициям; эмоциональное отношение к собственным переживаниям.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - работать с учебником;

    - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;

    - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);

    - работать с разными источниками информации;

    - работать в паре, высказывать  свое мнение;

    - проследить воплощение божества в человеке;

    - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    4

    Православная молитва

    Что такое православие;

    ? Что значит слово «благодать»;

    ? Кто такие святые;

    ? О молитве «Отче наш»

    «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться).

    Обращение к Богу - молитва. Молитва противоположна  магии.

          (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу).

    Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва-славословие;

    Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) - действие Бога, меняющее человека.

    Святые - люди, которые под действием благодати изменились.

    «Отче наш» - самая известная молитва христиан.

    Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. 

    Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

    ценить и принимать ценности.

    : формирование умений правильно понимать, что такое молитва, формирование чувства уважения к православным традициям, эмоциональное отношение к собственным переживаниям

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - работать с учебником и другими источниками информации;

    - различать виды молитв;

    - выполнять творческие задания по заданной теме;

    - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;

    - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    5

    Библия и Евангелие

    Кто такие христиане;

    ? Что такое Библия;

    ? Что такое Евангелие.

    Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа.

    Библия – священная Книга для каждого христианина.

    Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг).

    Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком).

    Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые  имели  особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог.

    Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть»)  - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»).

    Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

    Что такое Откровение Божие.

    Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

     

    ценить и принимать ценности.

    формирование чувства уважения к православным традициям,

    эмоциональное отношение к собственным переживаниям,

    формирование понятий Ветхого и Нового Завета, сюжетов Библии

    понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

    - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие;

    - работать со словарем;

    - работать с разными источниками информации (притчи);

    - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;

    - работать в парах (мини группах);

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    6

    Проповедь Христа

    6. Проповедь Христа.

     ? Чему учил Христос;

    ? Что такое Нагорная проповедь;

    ? Какие сокровища нельзя украсть.

    Иисус Христос учил любви к ближнему.

    Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы).

    О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…?

          «Не противься злому… Любите врагов ваших…»

    Отказ от мести кладет предел разрастанию зла.

    О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое  нельзя украсть.

    Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему.

    Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

    Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

     

    нравственно-эстетическое оценивание.

    : положительное отношение к  Христу, его учению.

    - понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

    - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению;

    - работать с разными источниками информации (притчами, текстами);

    - работать со словарем;

    - различать материальные и духовные богатства;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    7

    Христос и Его крест

     ? Как Бог стал человеком;

    ? Почему Христос не уклонился от казни;

    ? Какова символика креста.

    Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился).

    Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти.

    Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему?

    Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть.

    До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту  и холод.

    Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души.

    Крест Христа -  не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям.

    Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

    ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

    В чём состояла жертва Иисуса Христа.

    Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уметь вести дискуссию 

    нравственно-эстетическое оценивание.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понимать символику креста;

    - осознать причины Боговоплощения;

    - работать со словарем;

    - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;

    - вступать в диалог со взрослыми;

    - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    8

    Пасха

    ? Что такое Пасха;

    ? Как празднуют Пасху.

    Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни.

    Пасха Христова - а честь воскресения Христа.

    Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа.

    Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха.

    Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

    Как празднуют Пасху.

    Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

    Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

    нравственно-эстетическое оценивание.

    : формирование внимания к красоте традиции Пасхи, формирование чувства уважения к православным традициям, эмоциональное отношение к собственным переживаниям.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - отвечать и задавать вопросы;

    - вступать в диалог;

    - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;

    - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца);

    - высказывать свои суждения;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    9

    Православное учение о человеке

    .

     ? Чем Бог одарил человека;

    ? Что такое образ Божий в человеке.

    В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны

    Бог одарил человека душой  (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь…

    Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека.

    Разум, свобода, творчество  у христиан называются «образ Бога в человеке».

    Если человек не думает о душе или совершает плохое - она слабеет, «болеет».

    Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро)

    Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

    Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

    нравственно-эстетическое оценивание.

    - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    - сформулировать понятие о душе;

    - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - определять эмоциональное состояние души по художественному образу;

    - работать с разными источниками информации;

    - выразительно читать стихи;

    - высказывать свое мнение;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    10

    Совесть и раскаяние

    ? О подсказках совести;

    ? Как исправлять ошибки.

    Зло в православии есть синоним греха.

    Зло ослабляет душу человека,  добро и совесть укрепляет.

    Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно.

    Главное в жизни -  быть в ладу со своей совестью.

    Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку.

    Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

    Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

    Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

    Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

     

    нравственно-эстетическое оценивание.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - оценивать поступки героев;

    - работать в парах над проблемными ситуациями;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - работать с учебником, иллюстрациями;

    - понять структуру и значение раскаяния;

    - инсценировать проблемные ситуации;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    11

    Заповеди

    ? Какие заповеди даны людям;

    ? Что общего у убийства и воровства;

    ? Как зависть гасит радость.

    Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели.

    Заповеди даны людям от Бога!

    - почитай отца и мать:

    - не убивай;

    - не кради;

    - не прелюбодействуй;

    - не лги;

    - не завидуй

      и др.

    Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

    Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные:

    анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

    Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понять значение заповедей;

    - сравнивать понятия убийство и воровство;

    - работать в группах;

    - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - высказывать свои мысли;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    12

    Милосердие и сострадание

    .

     ? Чем милосердие отличается от дружбы;

    ? Кого называют ближним;

    ?Как христианин должен относиться к людям

    Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!»

    В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает).

    Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего.

    «Ближний» -  тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи.

    Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

    Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

    Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

    Регулятивные : оценка нравственных норм

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные:  сотрудничать в совместном решении проблемы.

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба»;

    - проанализировать различные виды текстов;

    - работать в мини группах;

    - работать с разными источниками информации (притчами);

    - работать со словарем;

    - вступать в диалог;

    - высказывать свое мнение;

    - составить синквейн  к слову «ближний»;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    13

    Золотое правило этики

    ? Главное правило человеческих отношений

    ? Что такое неосуждение.

    Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил».

    Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков.

    Человек и его дурной поступок не одно и то же.

    Православное  правило: «Люби грешника и ненавидь грех»

    «Любить» - значит помочь  избавиться от грехов.

    Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

    Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сформулировать главное правило человеческих отношений;

    - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»;

    - работать с учебником;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - вступать в дискуссию;

    - работать с дополнительной информацией;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    14

    Храм

    ? Что люди делают в храме;

    ? Как устроен православный храм.

    Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.;

    Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь;

    Ограничения в храме.

    В любой религиозной культуре  есть система запретов и необходимо их уважать.

    Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

    Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

    Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

    Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя  

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понять, как устроен православный храм;

    - раскрыть смысл посещения храма;

    - объяснить значение выражений;

    - составить правила поведения в храме;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - работать со словарем;

    - высказывать свои суждения;

    - находить противоречия в иллюстрациях;

    - работать в парах, группах;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    15

    Икона

    ? Почему икона так необычна;

    ? Почему изображают  невидимое.

    Икона (с греч. «образ») – картина  с изображением лица или события из Библии или церковной истории.

    Отличие картины от иконы:

    - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона -  вне времени;

    -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение;

    Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет - символ Света Божественного.

    Главное – показать мир души святого человека (через  лица (лики) и глаза).

    Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать.

    Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе.

    Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

    Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей.

     

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сформулировать понятие об иконе;

    - понять значение элементов, изображенных на иконе;

    - сравнивать и различать иконы;

    - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;

    - высказывать свое мнение;

    - работать с учебником, иллюстрациями;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    16

    Творческие работы учащихся

    Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.

    Уметь: Искать требующуюся литературу.
    Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера 

     Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - экскурсия в храм;

    - рассмотреть устройство храма;

    - соотнести теоретические знания с практическими;

    - соблюдать правила поведения в храме;

    - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии;

    - оценить свое эмоциональное состояние.

    1

    17

    Подведение итогов

    Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

     

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - подготовить проект «Рождество», «Крещение», «Серафим Саровский», и др.

    - распределить обязанности;

    - составить план работы;

    - подбирать текстовый и иллюстративный материал;

    - оформить презентации;

    - представить проект.

    1

    18

    Как христианство пришло на Русь

    ? Что такое церковь;

    ? Что такое крещение.

    Люди, ставшие христианами, объединялись  в общество, которое называется  Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию.

    988 год: крещение киевлян в р. Днепр.

    Крещение – это присоединение к Церкви.

    Значение новой веры:

    появление письменности, школ, книг, строительство храмов.

    вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни;

    русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».

    Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

    Узнать: что такое Церковь и крещение.

    Как Русь стала христианской страной.

    . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

    Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

     

    нравственно-эстетическое оценивание

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - познакомиться с историей крещения Руси;

    - понять значение новой веры;

    - работать со словарем;

    - различать понятия «храм» и «церковь»;

    - понять смысл крещения;

    - работать с различными видами информации;

    - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - вступать в диалог;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    19

    Подвиг

    ? Что такое человеческий подвиг;

    ? О человеческой  жертвенности.

    Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога.

    Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели);

    Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом);

    Подвиг  во имя Бога: человек жертвует  своими капризами  ради стремления жить по вере;

    В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели).

    Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество».

    Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

    Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

    Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

    Регулятивные : саморегуляция

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - обсудить понятие «подвиг»;

    - различать виды подвига;

    - работать с понятием «подвижник»;

    - работать со словарем;

    - высказывать свое мнение;

    - работать с учебником, дополнительной литературой;

    - вступать в диалог;

    - работать в группах;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    20

    Заповеди блаженств

    ? Когда люди бывают счастливы;

    ? Как плач может обернуться радостью;

    ? Когда сердце бывает чистым.

    Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые»)

    Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу)

    Православие: нищий духом - это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит  — Христос.

    Нищие духом, ограничив желания, поняли:  лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но  не предать, жить в мире со своей совестью, чем  угождать и т.д.

    Для «нищих духом»:   «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!».

    Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

    Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек  светлым оком смотрит на мир и на Бога.

    Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. 

    Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные:  умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассуждать на заданную тему;

    - работать со словарем;

    - понять смысл заповедей блаженств;

    - работать с учебником, иллюстрациями;

    - вступать в диалог;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - выразительно читать стихотворение;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    21

    Зачем творить добро?

    ? Как подражают Христу;

    ? Чему радуются святые.

    Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Но у христиан есть особые  причины не быть эгоистами и творить добро

    Первая из них – благодарность за подвиг Христа.

    Христиане также стараются служить для других (самоотверженность).

    Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную  радость. Благодаря пережитой радости человек осознает - от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить.

    Христианин ищет радость  для своего сердца и для этого творит добро.

    Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

    Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

    Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

    Регулятивные : понимать значение добра и  зла.

    Познавательные: извлечение необходимой информации.

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.   

    эмоциональное пережива

    ние.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом;

    - работать со словарем;

    - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;

    - рассуждать и высказывать свое суждение;

    - работать с различными видами информации;

    - работать в парах над притчей «О дикаре и царе»;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    22

    Чудо в жизни христианина

    .

    ? О святой Троице;

    ? О христианских добродетелях.

    Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

    Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога.

    Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики

    Если хочешь, чтобы  Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого.  

    Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель.

    Добродетель -  это видимое проявление внутренних добрых свойств человека.

    Три главных добродетели: вера, надежда, любовь.

    Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

    Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - осмыслить понятие Св. Троицы;

    - сформулировать понятие добродетели  «вера, надежда, любовь»;

    - работать с текстом учебника, иллюстрациями;

    - вступать в диалог;

    - выполнить творческую работу и ее обсудить;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    23

    Православие о Божием суде

    .

    ? Как видеть в людях Христа;

    ? Почему христиане верят в бессмертие.

    Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься:

    - как они живут,

    - правильно ли они поступают,

    - что с ними будет в конце их земной жизни.

    Потому что:

    - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет.

    - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу;

    - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д.

    Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему.  

    Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие.

    Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

    Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассуждать на заданную тему;

    - понимать ответственность за свои поступки;

    - осознать, что любой человек посланник бога на земле;

    - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);

    - работать в мини группах (парах);

    - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    24

    Таинство Причастия

    ?  Как Христос передал себя ученикам;

    ? Что такое Причастие;

    ? Что такое церковное таинство.

    Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия.

    Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать ( добрый  дар от Бога)

    На языке православной мысли - чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом)

    Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)

    Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

    Что происходит в храме во время Литургии.

    Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь;

    - понять смысл и значение Причастия;

    - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;

    - устанавливать связь между Причастием и Литургией;

    - работать с учебником, иллюстрациями;

    - работать со словарем;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    25

    Монастырь

    ? Почему люди идут в монахи;

    ? От чего отказываются монахи.

    Появление монахов Монах - религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»;

    Главное призвание монаха - быть всегда только с Богом.

    Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и  без личных вещей), его постригают: состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя.

    Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

    Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

     

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;

    - сравнивать образ жизни мирянина и монаха;

    - выяснить причины принятия пострига;

    - выяснить призвание монаха;

    - рассмотреть стадии становления монашества;

    - работать с учебником, иллюстрациями;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - работать со словарем;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    26

    Отношение христианина к природе

    ? Что делает человека выше природы;

    ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

    Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца.

    Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность.

    Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм,  в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать.

    Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных.

    Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. 

    заботится о нём.

    Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

    Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

    Регулятивные : саморегуляция

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    личностное пережива

    ние

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;

    - осознать ответственность за сохранение природы и мира;

    - сформулировать понятие «христианское милосердие»;

    - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой;

    - вступать в диалог;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    27

    Христианская семья

    ? Что такое венчание;

    ? Что такое обручальное кольцо.

    Христианская семья   создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе.

    Вступление в брак в православии – венчание.

    Венец и обручальные кольца - символизируют решимость пары  быть вместе навсегда.

    В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции.

    Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

    Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассмотреть основы создания христианской семьи;

    - изучить атрибуты  содержание венчания;

    - понять смысл обручального кольца и венца;

    - осознать роль традиций в семейной жизни;

    - задавать  и отвечать на вопросы;

    - работать с разными видами источниками информации;

    - работать в парах, группах с иллюстрациями;

    - работать со словарем;

    - рассуждать, высказывать свое мнение;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    28

    Защита Отечества

    ? Когда война бывает справедливой;

    ? О святых защитниках Родины

    Защита Отечества - первостепенная миссия православного.

    С христианской точки зрения война оборонительная - справедливая и оправданная.

    Христианин берет оружие, если нужно защищать родину,  семью, свою веру.

    Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война…

    Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей).

    Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

    Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    ценить и принимать ценности.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина);

    - составить синквейн к слову «родина»;

    - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации (картина Васнецова «Три богатыря»));

    - участвовать в викторине «знаете ли вы русских богатырей»;

    - работать с учебником;

    -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;

    - понять нравственную позицию воина христианина;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    29

    Христианин в труде

    ? О первом грехе людей;

    ? Какой труд напрасен.

    Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня.

    Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом  и опытом.  И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком.

    Труд ради обогащения не приближает человека к Богу.

    Православие  признает труд честный, труд на пользу людям.

    Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его.

     «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел).

    Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

    Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

    Регулятивные : саморегуляция

    Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

    нравственно-эстетическое оценивание.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - осознать первые грехи в истории человечества;

    - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);

    - работать в парах;

    - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;

    - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    30

    Любовь и уважение к Отечеству

     Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских).

    Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку.

    Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине.

    В основе любви:

    - бескорыстие к ближнему.

    - служение на благо людей, на благо Родины.

    Любить -  значит совершать поступки (малые и большие).

    Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

    Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

    Регулятивные : саморегуляция

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: выражение своих мыслей. 

    нравственно-эстетическое оценивание.

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества;

    - осознать, что любовь к Отечеству – это служение;

    - понять из чего складывались духовные традиции России;

    - составить портрет слова «Отечество» в группах;

    - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации;

    - высказывать свое мнение;

    - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

    1

    31

    Подготовка творческих проектов учащихся

    Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

    Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

    Познавательные:

    Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

    Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

      

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - экскурсия в монастырь;

    - рассмотреть устройство монастыря;

    - соотнести теоретические знания с практическими;

    - соблюдать правила поведения в монастыре;

    - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии;

    - оценить свое эмоциональное состояние.

    1

    32

    Выступление учащихся  со своими творческими работами

    Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

    Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

    Коммуникативные:

    Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

    Умение излагать свое мнение

    1

    33

    Выступление учащихся  со своими творческими работами

    Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

    Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

    Коммуникативные:

     Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

    Умение излагать свое мнение

    1

    34

    Презентация творческих проектов

    Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

    Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..

    Коммуникативные:

     Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

    Умение излагать свое мнение

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

    Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

    Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...