План конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Православие-основа Российской цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Православие – основа Российской цивилизации.

Класс: 4

Количество часов проведения урока: 1

Цель: дать ученикам представление о православии, принятии христианства на Руси; объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством; объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.

Задачи:

Обучающая: дать представление о Святой Руси, стремящейся к святости.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к отношение к нашим предкам, к их духовному образу жизни.

Развивающая: развивать навыки критического мышления, памяти. внимания, речи обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ по теме, иллюстрированный материал, работа в группах, участие в диалоге.

Основные понятия и термины: общечеловеческие ценности, храм, святыни.

Средства наглядности: презентация содержащая фотографии храмов, карточки с индивидуальными заданиями

Оборудование: 

 С. И. Ожегов «Толковый словарь»,

А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыканов « Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2017г.

Энциклопедия для детей «Религии мира». М. Д. Аксёнова, 1998г.

Компьютер, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь первоначальное представление о православии,понимать суть изучаемых терминов.

Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: уважительно относиться к истории и религиозным представлениям людей.

Ход урока

1.Организационный момент (организация внимания)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить (Ф.И.Тютчев) (слайд 1)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (ответы учащихся)

Чтобы проверить, как вы усвоили основные понятия, проведем терминологический диктант.

- общность древних людей, состоящих из нескольких родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке, связанных общими обычаями и религиозным культом…(племя)

- божество, которому поклонялись язычники….(идол)

3.Постановка проблемного вопроса.

Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (слайд 2)

- всегда ли Русь была православной? (ответы учащихся)

Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам, поэтому их вера отражала представления людей об окружающем их мире: солнце, грозе, воде, лесе (слайд 3). Древняя Русь состояла из племен, и каждое племя поклонялось своим богам и не признавало богов других племен. Поэтому уважения и дружбы в отношениях с соседями тоже не было. Это приводило к вражде между племенами ( слайд 4).

4.Формулировка темы урока

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (учащиеся определяют тему и цели урока).

5. Изучение нового материала

- Беседа:

1. Истоки православия.

 Слово «православие» - умение правильно славить Бога, перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» - правильный, «докса» - суждение. Определение закрепилось в позднем средневековье. 

Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии. Возникнув на земле Палестины, христианство уже в 1 века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны. Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское. Император Константин прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 году принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются церковью как святые (слайд 5).

2. Православие в Киевской Руси.

Русские летописи содержат полулегендарные сведения о выборе веры князем Владимиром (слайд 6). Незадолго до Крещения Руси , в 986 году князь Владимир беседовал с послами их Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» - православным миссионером и был впечатлен рассказом о неземной красоте храмов, православным богослужением. В конце лета 988 года Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, в водах которого и крестили их византийские священники (слайд 7). Это событие вошло в историю как «Крещение Руси», став началом утверждения христианства на русских землях. Киевский князь смог переступить границы «природной» веры- обожествление стихий и страха перед их могуществом, уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человека  и мира. Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности. Князь содействовал строению больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы по теме урока.

1. Последствие принятия христианства

Народная масса на Руси, как и в других европейских землях, принимала христианство более внешним образом, чем внутренним, то есть обряды новой религии, чем ее духовную сторону, и продолжало упорно хранить многие языческие предания и обычаи. Духовенство должно было начать постоянную борьбу с народными суевериями. Так началось просвещение Руси (слайд 8). Благодаря тому, что все богослужения проводились на славянском языке по книгам, переведенным с греческого братьями Кириллом и Мефодием, многие храмы и церкви превратились в храмы науки и просвещения. Начало славянской миссии святых Кирилла и Мефодия относится к 863 году (слайд 9). Благодаря этим святым мы знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, которая получила название – кириллица (слайд 10).

- что такое обряд? (работа со словарем)

-какие религиозные обряды вы знаете? ( ответы учащихся)

В середине 17 века в обществе назревают серьезные перемены. Патриарх Никон предлагает царю Алексею Михайловичу провести церковную реформу: привести русские обряды, ритуалы и традиции в согласие с греческими. Часть людей восприняли это как посягательство на сложившиеся ценности и отказались принимать новые традиции. Так произошел раскол (слайд 11). Многие тысячи людей ушли в глухие места, где устраивали монастыри- скиты и поселения. Приверженцев «старой веры» объявили «еретиками» (слайд 12).

В 1918 году развернулась борьба против церкви (слайд 13). Был принят известный декрет под названием «Об отделении церкви от государства и школы» ( слайд 14). Признаки оживления деятельности Русской православной церкви наметились только с 1987 года ( слайд 15).

Ныне православие объединяет людей разного воспитания и образования, представителей разных культур и национальностей. История свидетельствует, что Православная Церковь сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях ( слайд 16).

Знаменательны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Алексия 2 (слайд 17) «Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве.., а единственном от Бога заповеданном служении спасению душ человеческих. Это свое предназначение она выполняла во все времена, при любых государственных формациях».

8. Закрепление изученного материала

- Вот и закончилась наша экскурсия. Сейчас посмотрим, насколько вы были внимательны, запомнили новый материал.

- Отгадать святыни по картинкам (проводится групповая работа с музыкальным сопровождением).

9. Рефлексия.

- работа по карточкам (групповая): метод незаконченного предложения

Закончить предложения

- я узнал (а)_______

- я был удивлен (а) тем, что ______

- хочу рассказать родителям _____

11. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

12. Домашнее задание- подготовить макет любого православного храма

Примечание: по ходу урока выступление учителя сопровождалось иллюстративным материалом, музыкальным сопровождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...