Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Балакина Наталья Федоровна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._balakina_n.f.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Технологическая карта урока

1.Организационная информация

 Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ,

Модуль «Основы православной культуры»

Класс

4

Тип урока

Вводный

Технология построения урока

2. Методическая информация

Технология личностно-ориентированного обучения;

Технология проектного обучения

Тема урока

Россия - наша Родина

Цель:

Формировать у обучающихся понятие «Отечество», «Отчизна», «Родина», «Защитники Отечества»

Задачи:

Образовательная: уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к своей Родине;

Развивающая: формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к своей Родине;

Деятельностный подход

Формирование УУД:

Работа с физическими настенными картами «Россия в XXI веке», атласом, текстами и иллюстрациями учебника;

Проектная деятельность.

Предметные результаты: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других; - высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

- получать знания о понятиях: Родина, Россия, Отечество, традиции, семья, ценности; расширять, уточнять знания о защитниках Отечества.

Метапредметные  результаты:

Личностные УУД: развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Регулятивные УУД: способность контролировать и оценивать свои действия; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, осуществлять анализ, сравнение, планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Организация пространства - учебный кабинет

Формы, методы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, участие в учебном диалоге, эвристический метод

Ресурсы

Учебники, тетради, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением героев-защитников, карточки с материалами о героях-защитниках, заготовки для проектной деятельности (бумага, маркеры, клей, ножницы)

Технология изучения

Этапы урока \ время

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. этап. Мотивация учения. 2 мин

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку.

- Прозвенел заливистый звонок.

Все готовы начинать урок?

Учитель проводит знакомство учеников с новым учебником, его оглавлением, условными обозначениями

Обучающиеся знакомятся с новым учебником, его оглавлением, условными обозначениями, читают по абзацам введение стр.3

2. Актуализация знаний

5 мин

Словарная работа

Предметные результаты:

Отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклассников.

Организует беседу с учащимися.

- Сегодня мы поговорим с вами о том, что особо дорого для каждого из нас.

Предлагает ученикам отгадать слово по первым буквам следующих слов:

РОДИНА,

ОТЕЧЕСТВО,

ДЕРЖАВА

- Что означает это слово?

Выслушивает ответы детей, а затем открывает на доске запись:

Слайд 1

Род – у древних славян – это группа людей, объединенных кровным родством.

Род – бог славян – создатель всего живого и сущего.

Предлагает ученикам назвать однокоренные слова:

Игра «Подбери к слову нужное значение».

- РОД

Отвечают, как понимают данное слово

Читают вслух

род

родичи

родня

родственники

родители

родина

Ученики выбирают нужное, заполняют таблицу (Прил.1. ПТ задание 1.1.)

3. Целеполагание. 1 мин

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

освоить роль ученика; формировать мотивацию к учению.

Предметные результаты:

отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт; прогнозировать содержание урока

Организует учащихся на восприятие темы урока и постановку учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, верно, ребята, сегодня мы поговорим о Родине.

- Прочитайте тему нашего урока УЧ стр. 4.

- А как называется наша Родина?

- Прочитайте пословицы и поговорки о Родине

Обучающиеся делятся своими

мыслями, о чем пойдет речь на уроке.

- «Россия – наша Родина»

- Россия, Российская Федерация

Ученики читают, объясняют смысл (Прил.1. ПТ задание 1.2.)

4. Организация учебно-познавательной деятельности. 25 мин

Практическая работа

- Проектная деятельность (создание мини проекта)

- Создание проблемной ситуации

- Формулирование цели и задач проекта

- Подготовка к разработке проекта

- Создание проекта

- Сборка проекта

- Испытание проекта

Метапредметные результаты.

Личностные УУД: развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Регулятивные УУД: способность контролировать и оценивать свои действия; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, осуществлять анализ, сравнение, планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Предметные результаты.

участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других; - высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

- получать знания о понятиях: Родина, Россия, Отечество, традиции, семья, ценности; расширять, уточнять знания о защитниках Отечества.

В классе звучит песня «С чего начинается Родина» (стихи М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Учитель дает слово ученику, который рассказывает о России.

По мере рассказа ученика учитель перелистывает слайды презентации «Россия – наша Родина»

Слайды 2; 3

Слайд 4;

Далее учитель предлагает ученикам открыть второй форзац учебника или атласы, найти карту Российской Федерации, одновременно на доске демонстрирует карту «Россия в XXI веке».

- Найдите государства, которые граничат с Россией, то есть являются ее соседями. Это Норвегия, Финляндия (северо-запад), Эстония, Латвия, Литва (расположены по берегам Балтийского моря), Польша, Белоруссия и Украина (запад), Грузия и Азербайджан (юг), Казахстан (юго-восток), Монголия (восток), Китай (юго-восток), Северная Корея, Япония и США (морские соседи).

- Сколько государств граничит с Россией с востока на запад, с юга на север?

Учитель выясняет:

- Чем одно государство отличается от другого?

-Да, у каждого государства есть свои символы.

Слайды 5, 6, 7,8

Учитель предлагает ученикам поработать группами, создать проект «Книга О святых защитниках Родины»

Учитель напоминает, что на Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды о них и их жизни. О богатырях можно прочитать в древних летописях. В старину о богатырях не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название?

Слайд 9

- Но в классе нет учащихся, владеющих муз. инструментами. Каким способом бы вы могли поделиться с окружающими нас людьми (с учащимися, учителями, родителями и т.д.) своими знаниями о защитниках Родины, какой проект предложите разработать?

Учитель предлагает остановить свой выбор на создании книги.

Повторение составных частей книги

Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся, проводя текущий инструктаж.

Ученик рассказывает о России (предварительное задание).

…Страна, в которой мы живем, называется Россия или Российская Федерация. Она находится в восточной части Европы и северной части Азии. Она омывается водами Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. На территории страны проживает более 100 народов, большинство населения – русские. Государственный язык – русский. Другие народности говорят на своем языке и на русском.

В 1993 году 12 декабря принят Основной закон, по которому живут граждане Российской Федерации, он записан в книге, которая называется Конституция.

Обучающиеся работают по атласам:

- обводят границы России;

- находят соседей РФ;

- 16 государств.

- языком, историей, обычаями, символами – флаг, герб, гимн.

- Обучающиеся вспоминают особенности работы над проектом, перечисляют виды проектной деятельности, пересаживаются в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»

- гусли

Обучающиеся в ходе «мозгового штурма» предлагают различные варианты проектов. «Аналитики» выбирают наиболее приемлемые: презентация, исследовательская работа, книжка-малышка и т.д.

Предлагают возможные варианты названий.

- обложка, титульный лист, главы, оглавление, литература

Обучающиеся (с помощью учителя) распределяют круг обязанностей каждой творческой группы:

«Экспериментаторы» должны придумать интересные заголовки к главам, надписи к иллюстрациям;

«Аналитики» выбирают литературный материал для книги по главам;

«Испытатели» оформляют его в главах на страницах глав;

«Иллюстраторы» должны выбрать из предложенного учителем иллюстративного материала необходимый и подготовить аппликации для оформления страниц книги и обложки.

Обучающиеся работают в соответствии с распределенными заданиями.

Собирают отдельные части книги в одну целую.

«Испытатели» проводят презентацию книги, рассказывая о ее разделах.

5 . Закрепление изученного.  

5 мин

Словарная работа

Метапредметные результаты.

Личностные УУД: развитие нравственного самосознания личности, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Регулятивные УУД: способность контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, осуществлять анализ, сравнение, планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

Предметные результаты.

участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

- анализировать собственную работу;

- получать знания о понятиях: Родина, Россия, Отечество, традиции, семья, ценности.

Учитель предлагает, слушая текст, подумать, можно ли текст Л. Толстого отнести к любому другому народу.

(Уч стр. 6-7)

Уч. стр. 4-6 чтение про себя

Чтение «Земля оттич и дедич»

 Уч. стр. 6-7; высказывают свое мнение

Объясняют значение архаизмов

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

Осуществлять саморефлексию.

Учитель задает «рефлексивные вопросы»:

- Что для вас сегодня было самое главное?

- Какие мысли урока созвучны с вашими?

- Что показалось сегодня трудным?

Обучающиеся высказывают свое мнение

7. Домашнее задание. 1 мин

Учитель задает Д/З:

Базовый уровень:

- Уч стр. 146 задание 2;

- ПТ задание 1.3.

Повышенный уровень (по желанию, по выбору):

- Уч стр. 8 задание 3;

- Уч стр. 8 задание 4 (ПТ задание 1.4.);

- сделать рисунок на тему «Моя Родина»

Обучающиеся выбирают задание по желанию

8. Итог урока. 1 мин

Учитель задает вопросы

- О чем говорили на уроке?

- Что узнали нового?

Обучающиеся высказывают свое мнение


Библиографический список:

1. Ася Горская. Сборник четверостиший. –  2019.

2. Григорьева, Е.В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 классы : хрестоматия. – , 2019.

3. Костюкова, Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5кл.) : учеб.для общеобразоват.учреждений \ Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова ; под ред. Т.Д. Шапошниковой. – М. : Дрофа, 2020. – 191, [1] с. : ил.

4. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику 4 класса общеобразовательных учреждений Основы светской этики. – М.: «Русское слово»,

2019.

5. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2019. – 131 с.: ил.

6. Принципы и положения для работы с технологическими картами.

7. О.Е. Жиренко, В.Ф. Полещук, Л.А. Обухова. Пословицы и поговорки. – М.: Издательство «Ювента», 2020. – 96 с.

8. Обернихина, Г.А. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы православной культуры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

технологическая карта урока по ОРКСЭ для 4 класса

технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классе...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему "Чтобы быть коллективом"

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в рамках коллектива происходит формирование человека как личности, ведь человек - существо социальное. В коллективе человек имеет возмож...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих о...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...