Добро и зло в свете идеологии курса «Основы религиозных культур и светской этики».
статья по орксэ (4 класс)

Иванова Елена Георгиевна

«Одно из самых величайших заблуждений при суждении о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Л.Н. Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_svete_ideologii_kursa.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Георгиевна

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №293.

Добро и зло в свете идеологии курса «Основы религиозных культур и светской этики».

«Одно из самых величайших заблуждений при суждении о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Л.Н. Толстой.

Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия, определение границ между добром и злом является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Нет, наверное, на земле человека, который не ставил бы перед собой вопроса о добре и зле. Любое общество в самых общих чертах предписывало людям взгляды о добре и зле, призывая творить добро и искоренять зло.

 В истории человечества и философы, и различные религии, и великие писатели в своих суждениях, теориях и произведениях формулировали понятия о добре и зле, старались раскрыть их содержание, определяя критерии деления моральных явлений на добрые и злые.

Вопрос добра и зла, их борьбы и противостояния актуален во все времена у всех народов.

Я бы хотела привести пример из жизненной истории своих предков, трагедии народа, которые стали невинно убиенными, о которых не упоминается ни в одном учебнике истории.

1946-1947 г. г. голодомор на Юге Молдовы в мирное время – последствия насильственной коллективизации и раскулачивания крестьян. Получив директиву из Москвы по кампании хлебозаготовок, переделу пахотных и сенокосных угодий, конфискации скота - сформировались кадры сверхактивистов, способных действовать командно- административными методами. По рассказам моего прадеда в колхозы вступили в первую очередь бедняки - дармоеды, лоботрясы, не работающие нигде, которым нечего передать колхозу, они-то и стали активистами. Люди, имеющие имущество, пахотные поля, скот и птицу, запасы продовольствия на зиму, боялись вступать в коллективное хозяйство, отдавать все свое нажитое трудом и потом.

Активисты отбирали у людей, кто считался по каким-то критериям, кулаками, всё. Действовали рьяно и безжалостно, без чести и без совести. При этом разрешалось им присваивать себе 25 % имущества раскулаченных.. У прадеда было отобрано все до единого зерна, не оставив на пропитание семье ни скота, ни продукции, отобрали земли и пахотные поля. Родного брата прадеда с женой сослали в ссылку на 10 лет, с конфискацией имущества без права возвращения в родное село из-за оказания словесного сопротивления, разлучив с 6-ю детьми.

Зима 1946-1947 годов была глубокая и снежная. На Юге Молдовы, в Гагаузии погибло от голода 50 % населения. В селе Гайдар, откуда мои предки, от голода умерло более 1,5 тысяч человек, целыми семьями гибли люди. У прадеда умерла жена и трое детей 17 и 15 лет девочки и мальчик 4 лет. Осталась только одна моя бабушка. Выжила чудом. Прадед, оставив дочь на присмотр, уехал в Одессу в порт, разгружать грузы, чтобы заработать и прокормить ребенка. Но женщина оказалась недобросовестной, украв имеющиеся ценности, ковры, оставила 10 летнего ребенка в холодном доме, и дрова были украдены. Мародёрство процветало. Бабушка, будучи ребенком, догадалась забраться на чердак, где ранее всегда хранилось зерно и отколупать мазанку в щелях мышей, где и обнаружила зёрна пшеницы. В день сосала во рту 4-5 зёрен, жевала ветки деревьев, вместо воды был снег. Иногда соседская девочка давала от своего маленького кусочка мамалыги половинку моей бабушке. Эта соседская девочка тоже моя бабушка (вот такая судьба, они стали сватьями, а их дети- это мои родители, но до этих времен пока далеко). По весне распустились почки, листья и для бабушки это стало спасением. Приехав весной, прадед был в ужасе, перед глазами не 10 летний ребенок, а 3-летний, дистрофия. Он привел в дом женщину, чтобы выходила ребенка. Она и стала второй мамой моей бабушки. Прабабушка была вдовой, с 5 детьми сиротами и одним своим ребенком, прадед забрал к себе племянников, так как они остались без родителей. Мои прадедушка и прабабушка воспитали 17 детей сирот, всех женили, построили дома (прадед был плотником, строил дома) не только детям, но и внукам. Всем собрали приданое. Это были очень трудолюбивые люди, пережившие столько горя, потерю близких и родных, но не очерствевшие и не озлобленные на мир и людей. Жили по христианским заповедям.

Прабабушка и нам, правнукам рассказывала, что то, зло, которое причинили свои же односельчане, отбирая у людей последнюю надежду на выживание не от большого ума. Они невежественны, вот это и есть зло. А враждебность происходит не от силы, а от ничтожности, нищеты, что потом и оборачивается против себя же. Все эти люди сами себя и разрушили разными пороками, грехом, не дожив до старости.

Также запомнились слова моих предков, что в каждом человеке есть и добро, и зло, и сила, и слабость (отчасти перекликается с высказыванием Л.Н.Толстого) над которыми человек должен всю жизнь работать, взращивать в себе добродетель, бороться со своими грехами, искушениями, верить в Бога, и только с хорошей, с доверчивой меркой к людям идти.

С детства учили своих детей и внуков сопереживанию, состраданию, любви ко всему живому, пробуждая в душе ростки доброты, сердечности, взаимопомощи.

Мне очень хочется, чтоб и мои ученики, и мои дети жили по чести, по совести, счастливо и полноценно развивались в современном обществе.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» познакомит их с правилами этики и морали, которые за тысячелетия своей истории выработало человечество. Верю, что найдутся для каждого слова, проникнутые художественной правдой и достоверностью, обладающие силой убеждения, способные побуждать к добрым делам и тем самым изменять мир к лучшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Анализ внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в Красновской СОШ»

Краткий отчет о проведении первых этапов экспериментальной работы по курсу ОРКСЭ....

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...