Урок ОБЖ 2 класс. Пожары.
план-конспект урока по обж (2 класс) по теме

Борисова Ольга Афанасьевна

Учить детей безопасному поведению во время пожара, познакомить с основными правилами противопожарной безопасности, учить осторожному и ответственному обращению с огнём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh_2_klass.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема: Пожары.

2 класс

Автор учебника А.А. Плешаков

Составитель: учитель нач. кл.1 кв. категории

Кильмезской СОШ

Дровосекова О.А

Цель урока: учить детей безопасному поведению во время пожара, познакомить с основными правилами противопожарной безопасности, учить осторожному и ответственному обращению с огнём.

Форма работы: групповая/

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, шампунь, одеколон, жидкое мыло, вода,  полиэтиленовые бутылки, пластиковые трубочки.

Форма работы: групповая

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема урока у нас сегодня необычная. Но каждый из вас убедится в том, что очень важная. Отгадайте, о чём мы будем с вами говорить.

Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит

Он от злости ест  дрова

Целый час,  а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

3. Работа в группах.

Задание 1. Составить синквейн со словом «ПОЖАР».

Пример:                                                        Пожар

опасный, страшный

уничтожает, убивает,

Пожар ошибок не прощает.

Враг

Задание 2. Подумайте, а что может, являться причиной пожара? Составьте кластер.

Задание 3.

Учитель: Как правильно вести себя во время пожара? Как правильно среагировать на эту ситуацию. Предлагаю вам самостоятельно определить порядок ваших действий с помощью картинок. Объясните, почему именно так вы решили поступить, а не иначе.

Некоторые рекомендации:

1) Как правильно вести себя во время пожара в доме?

  • Вернись, плотно закрой входную дверь;
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками;
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком;
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

2) Если выйти из помещения невозможно?

Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит;

Вызови пожарную охрану по телефону 01;

Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери;

Немедленно покинь помещение, иди в сторону  противоположную пожара;

Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

Учитель: Как вы поведёте себя при выходе через задымлённый коридор?

 По рисункам определите порядок ваших действий.

3) При выходе через задымлённый коридор

  • Накройся мокрой  плотной тканью, полотенцем, одеялом;
  • Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду;
  • Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

4) Учитель: Представьте, что пожар произошёл при  загорании электроприбора. Как поведёте себя в этой ситуации. Составьте план ваших действий.

  • Обесточь прибор, выдерни вилку из розетки;
  • Накрой прибор плотной тканью или одеялом;
  • Если пожар усилился, закрой окна и двери, покинь помещение;
  • Сообщи в пожарную охрану по телефону 01.

5) Многие пожары происходят из-за нарушения правил пользования электрическими приборами, сотовыми телефонами. Нельзя допускать попадания на них воды  или других легко воспламеняющихся жидкостей.

Задание 4. Учитель зачитывает строки из произведения, уч-ся в группе обсуждают и записывают на дощечках.

Из какого произведения эти строки, кто его автор?

1) Море пламенем горит.
   Выбежал из моря кит:
 «Эй, пожарные бегите»
 « Помогите, помогите !» («Путаница» К.Чуковский)

2)  Что за дым над головой ?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом!
Сто зевак стоит кругом.
Ставят лестницу команда-
От огня спасает дом. («Дядя Стёпа» С.Михалков)

3)    Третий этаж ,и четвёртый пятый,
Вот и последний, пожаром объятый.
Чёрного Дыма весит пелена,
Рвётся наружу огонь из окна.
Встал задыхаясь в дыму на карниз.
Девочку взял и спускается вниз . («Рассказ о неизвестном герое»  С.Я.Маршак)

4)  А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее  зажгли ….,  («Путаница» К.Чуковский)

5) Девочка утопает в сугробах, через бурелом перелезает . Только бы огонёк не погас – думает она. А он не гаснет, он всё ярче горит.  Уж тёплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает. («12 месяцев» С.Я. Маршак»)

6) Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз,-
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром -
Славно справился с пожаром! («Пожар» С.Я. Маршак)

Задание 5.  Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом и отвечают на вопросы. Далее отвечают по часовой стрелке.

1. Номер, по которому сообщают о пожаре. Почему пожарных вызывают именно по этому номеру?

- “01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.

2. Почему пожарная машина красная?

- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.

3. Как одеваются пожарные?

- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Чем опасны пожары?

- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.

5. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

6. Чем можно тушить начинающийся пожар?

- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

7.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?

8. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?

- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.

9. Что надо делать, если в квартире много дыма?

- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

10. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Задание 6.  Выполнение практической работы.

1) О каком приборе идёт речь? Какие виды вы знаете, назовите область их применения.
Не спастись огню от нас, всё потушит пенный газ,
Будет найден нарушитель, если есть огнетушитель.

2) Работа с раздаточным материалом.

Виды огнетушителей и способы их применения.
    Огнетушитель – это специальное техническое устройство, предназначенное для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители бывают углекислотными,  порошковыми, воздушно-пенными. Огнетушитель углекислотный применяется в химических лабораториях, библиотеках, архивах, хранилищах, то есть там, где вода может повредить картины, рукописи, денежные средства. Им можно тушить любые легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также электроприборы любого напряжения. Огнетушитель порошковый предназначен для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс, любых горючих материалов, электроустановок напряжением до 1000В. Может применяться в быту, на предприятиях, на транспорте. Огнетушитель воздушно-пенный предназначен для тушения различных веществ и материалов, за исключением электроприборов, находящихся под напряжением.

Вопросы по прочитанному тексту.

  1. Какие виды огнетушителей бывают?
  2. Где применяется углекислотный огнетушитель?
  3. Где применяется порошковый огнетушитель?
  4. Где применяется воздушно-пенный огнетушитель?

3) Учитель рассказывает уч-ся о том, как  пользоваться порошковым огнетушителем ОП-5(г).  

  • Сорви пломбу, выдерни чеку;
  • Подними рукоятку вверх;
  • Направь раструб на пламя;
  • Нажми на рычаг.

Задание 7.  Учитель предлагает учащимся из предложенных средств изготовить  самодельный огнетушитель:

шампунь, жидкое мыло, вода, полиэтиленовые бутылки, пластиковые трубочки.

  1. Устная работа по вопросам:

Есть очень важная и нужная профессия на земле. Это профессия - пожарник. Трудная и очень опасная эта профессия.
                                   «Чтоб пострадавших выносить,
                                    Вести борьбу с огнём,
                                    И сам пожарный должен быть надёжно защищён».

Вопрос:1  Как называется костюм пожарного,  и из каких предметов он состоит?
Ответ: Костюм пожарного называется – комплект боевой одежды пожарного (БОП). Пожарные называют свою одежду боёвкой. Комплект БОП состоит из костюма пожарного, сапог, рукавиц, ремня и каски.

Вопрос 2: Ребята, а знаете ли вы о том, какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека?
Ответ: Медаль «За спасение погибавших» учреждена в 1913 году императором Николаем II и далее восстановлена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 422 «О государственных наградах Российской Федерации». Этой медалью награждаются граждане за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и других обстоятельствах.

6.. Закрепление изученного материала.

Выполнение тестовой работы.

1.  Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?

а) “02”;   б) “01”;    в) “ОЗ”;   г) “04”.

2. Как называют людей, которые тушат пожары?

а) погорельцы;        в) пожарники;

б) тушильщики;     г) водоносы;

3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?

а) газовый баллон;    в) баллон с бензином;

б) огнетушитель;        г) сухая трава.

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?

а) от яркого света;   в) от потока свежего воздуха;

б) от воды;   г) от огня и дыма;

5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского “Путаница”:

а) крысы;          в) лисички;

б) кошки;           г) обезьянки;.

6. Костюм пожарного называется?

а) комплект боевой одежды

б) комплект огнетушильщиков;

в) комплект не сгораемой одежды;

г) комплект боевого костюма;

7. В 1913 году императором Николаем II и далее восстановлена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года  № 422 «О государственных наградах Российской Федерации» утверждена медаль. Какая?

а) «За спасение погибавших»

б) «За отвагу»

в) «За мужество»

г) «За спасение утопающих»

6. Итог урока

7. Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Домашние опасности. Пожар." 2 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков. Презентация.

Конспект урока "Домашние опасности. Пожар." 2 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков. Презентация....

урок окружающего мира 2 класс "Пожар"

Конспект урока по ФГОС с УУД, текст "ГОРИТ КОСТЁР",  работа для групп, листы ответа для групп...

Сценарий урока безопасности Причины пожара. Основные правила пожарной безопасности 2 класс

Данный материал предназначен для учителей начальных классов.  Он дает возможность детям вспомнить причины, по которым возникают пожары и повторить основные правила пожарной безопасности....

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Урок по окружающему миру во 2 классе "Пожар"

Тема урока: Пожар! УМК: «Школа России» (А.А. Плешаков) Планируемые результаты: Личностные: способность к самооценке, принятию решения в соответствии с учебной ситуацией. Метапредметные:умение...