Тематическое планирование для кружка "Интеллект"
методическая разработка (1 класс) по теме

Разработка тем  для занятий по развитию познавательной сферы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование курса по развитию познавательных способностей «Интеллект».

Месяц

Тема

Развиваемые способности

Методики и задания

Сентябрь

1.

Здравствуй, школа!

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Графический диктант, «Повтори движение», Раскрась картинку

2

Академия правил дорожного движения.

Ориентация в пространстве.

Развитие произвольности внимания, зрительный анализ.

Развитие тонкой моторики.

«Графическая сказка», «Копирование», «Думаем глазами», «Рисунок из фигур», «Кулак-ребро-ладонь»

3

Здравствуй, осень!

Развитие произвольности запоминания. Развитие речи, абстрактного мышления, эрудиции

«Из слова- слова», «Скопируй точки», «Подбери слово», загадки, «Звучащие предметы»

4

По страницам русских сказок.

Развитие произвольности воображения словесного синтеза. Ориентация во времени. Развитие элементов творческого мышления.

«Послушай и ответь», «Расскажи о……», игры в слова, головоломки, шарады, анаграммы.

Октябрь

5

Что растёт на грядке?

Развитие сенсорных способностей. Развитие произвольности восприятия. Развитие мышления. Тренировка внимания.

«Одинаковое разное», «Назови одним словом», «Сравни», «Точно такие», «Найди пару», загадки.

6

Как рождается книга?

Воспитание бережного отношения к книге. Развитие вербально-логического мышления, наблюдательности, сообразительности.

«Соедини пару», «Ребусы», «Запомни и ответь», «Назови одним словом», «Лишняя фигура», «Пропавшее слово».

7

Животные: домашние и дикие.

Развитие воображения. Развитие памяти на последовательность действий развития моторики.

«Буквы в воздухе», «Вышиваем крестиком», «Скопируй точки», « Кто наблюдательнее».

Ноябрь

8

Хлеб-батюшка.

Развитие слуховой памяти, внимания, зрительный анализ. Развитие ассоциативной памяти.

«Шифровальщик», словесное рисование «Превращение мухи в слона».

9

Моя семья.

Развитие речи, внимания, памяти. Развитие элементов творческого мышления.

Анаграммы (решения и составления) «Подбери слово», «Найди существительное».

10

Мои чувства, настроение.

Развитие эмоционально волевой регуляции. Формирование правильного отношения к своим чувствам. Развитие чувства гармонии, способность к рефлексии.

Головоломки, кроссворды, «Мысли и настроение», «Я справляюсь».

Декабрь

11

Кто умнее первоклассника.

Развитие вербально-логического мышления, расширение кругозора. Развитие моторики.

«Раздели на группы», «Найди лишнее слово», «Подбери слово», шарады, анаграммы, графический диктант.

12

Человек и здоровье.

Развитие воображения, мышления, наблюдательности, словесного синтеза.

«Контуры», Словесное рисование, «Соедини пару».

13

В гостях у Знайки.

Развитие аналитических способностей, мышления, умения анализировать и сравнивать образец.

«Найди образец», «Выбери главное», «Нарисуй по точкам», «Конкретизация понятий».

14

Зимние явления природы.

Ориентация в пространстве и времени, развитие элементов творчества, наблюдательности, чувства гармонии.

«Восстанови порядок», «Соедини половинки слов», загадки, шарады, анаграммы.

Январь

15

Здоровая пища.

Развитие речи, мышления, концентрации внимания, расширение кругозора, ориентация в пространстве.

«Замени одним словом», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам», «Подчеркни наоборот», «Вставь числа».

16

Новый год.

Развитие творческого мышления, фантазий, воображения, смысловой памяти, переключения внимания, самоконтроля.

«Раскрась картинку», «Допиши по аналогии», «Нарисуй по точкам», «Шифровальщик», анаграммы, шарады.

17

Геометрические тела и фигуры.

Развитие визуального мышления, операций сравнения и обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, пространственного восприятия.

Игры с геометрическими фигурами, головоломки, игры в «слова», аналогии, словесное рисование.

Февраль

18

Что я знаю о себе?

Развитие личностной сферы, эмоциональной саморегуляции, рефлексии, формирование учебной мотивации.

«Расскажи о ………»,  «Послушай и ответь», «Перепутанный рассказ», аналогии.

19

Звёзды. Солнце. Вселенная.

Развитие воображения, наблюдательности, визуального восприятия, смысловой памяти, тонкой моторики, речи.

«Кто наблюдательнее», «Графическая сказка», «Рисунок из фигур», «Подбери слово».

20

Мы живём в России

Развитие пространственного воображения, внимания, образного мышления, зрительно-моторной координации. Воспитание любви к Родине, родному краю.

«Найди половинки слов», «Найди слова в слове», «Нарисуй по точкам», «Восстанови слова».

Март

21

Учись учиться!

Развитие памяти, умения классифицировать предметы, способности визуализировать понятия. Развитие моторики.

«Осознание визуального материала», «Повтори предложение», «Фотоаппараты», «Графически диктант».

22

Любопытные факты.

Развитие наглядно-образного и наглядно-действительного мышления, моторики.

«Каким что бывает?», «Кто это?», «Отгадай предмет по описанию», «Контуры».

23

Культура поведения.

Развитие устойчивости и переключения внимания и контроля речи.

«Угадайки», «Цифровая таблица», «Данетка».

24

Человек и природа.

Развитие словесно-логического мышления, способности к абстракции, расширение словарного запаса, установление связи между понятиями.

«Нахождение аналогий», «Живое - неживое», «Подбери слова», «Анаграмма».

Апрель

25

Русские народные сказки.

Развитие концентрации внимания; зрительный анализ, словесный синтез.

«Лабиринт», «Выполни по образцу», «Весёлая история».

26

Путешествие к весне

Развитие простейших эвристических (поисковых) умений.

Действия по алгоритму, комбинаторные задачи, аналогии.

27

«Чем я отличаюсь от других».

Развитие воображения речи, эмоциональной саморегуляции, рефлексии.

«Радость», «Ласковое имя», «Раскрась картинку».

28

Путешествие в цирк.

Развитие воображения, памяти, пантомимической выразительности, речи, моторики.

Стихи, импровизации, беседы, этюды.

29

Волга – великая река.

Развитие речи, мышления смысловой памяти, расширение кругозора.

«Рисунок из фигур», «Подбери слово», «Допиши по аналогии».

Май

30

Цветы.

Развитие пространственного воображения, фантазии, моторики.

«Закрась фигуры», «Запомни ответ», «Пропавшее слово».

31

Труд взрослых

Развитие вербально-логического мышления, кругозора, моторики.

«Контуры», «Словесное рисование», «Соедини пару».

32

А.С.Пушкин

Развитие речи, памяти, эмоциональной саморегуляции, воображения, творческого мышления.

«Бесконечное предложение», «Весёлая история».

33

Итоговое занятие «Умники и умницы»

Составление результатов с началом года. Рефлексия.

Викторина «Самый умный».



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Интеллект»

(Развитие познавательных способностей).


Пояснительная записка

   В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентированна

 на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании главных общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из важнейших задач современной начальной школы — создание необходимых и полноценных условия для личностного развития ребенка и формирование его активной позиции.

   В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

   Развитие мышления в начальной школе — дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискуссией и инсайтом, осознанным и подсознательным.

   Предлагаемая программа представляет собой игры и упражнения,

воздействующие непосредственно на психические качества ребенка (память, внимание, воображение, наблюдательность, разные виды мышления) и личностную сферу ребенка.

   Направленность данной программы — способствовать формированию у младших школьников пространственного восприятия и сенсомоторной координации, развитию подвижности и гибкости мышления, фантазии.

   Данный курс построен с опорой на основное требование стандартов нового поколения: обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД). Одним из требований ФГОС является оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Актуальность данной программы состоит в формировании способности и готовности учащихся реализовывать УУД, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

   Исходя из этого, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемый курс поможет школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно — мотивационную сферу. Работая с заданиями, учитель имеет возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления.

   Занятия по курсу построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

   Данный курс развивающих занятий нацелен на решение творческих задач и интеллектуально — личностно — деятельностное развитие младших школьников.

           

      Цели:

1.  Актуализация познавательных процессов;

2.  Получение нового деятельностного опыта;

3.  Рефлексия;

4.  Расширение кругозора;

5.  Развитие самостоятельной деятельности.

    Задачи:

1. Образовательные:

    1.1 Формирование общеинтеллектуальных  умений (операции анализа, обобщения, сравнения, выделение существенных признаков и закономерностей).

2. Развивающие:

    2.1 Развитие логического, эвристического, творческого мышления;

    2.2 Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

    2.3 Развитие памяти (формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);

    2.4 Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

    2.5 Развитие личностной сферы;

    2.6 Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

    3.1 Воспитание потребностей в самопознании, самооценке и саморазвитии.

    3.2 Формирование «Я — концепции» (системы нравственных  межличностных отношений)

4. Формы работы:

    1. Индивидуальная;

    2. Групповая;

5. Оценка достижений учащихся:

    1. Самооценка;

    2. Психодиагностические процедуры.

   В результате целенаправленной деятельности на развивающих занятиях школьники должны научиться:

  1. ориентироваться на сенсорные эталоны;
  2. классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  3. сравнивать предметы по внешним признакам;
  4. выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  5. давать полное описание объектов и явлений;
  6. различать противоположно направленные действия и явления;
  7. видеть временные рамки своей деятельности;
  8. ориентироваться в пространстве;
  9. целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  10. опосредовать речью свою деятельность.

Содержание обучения. 1 класс (33 часа)

  1. Формирование пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  2. Формирование первоначальных логических представлений и умений.
  3. Формирование общих речевых (языковых) умений.
  4. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений.
  5. Формирование элементов творческого мышления. Развитие наблюдательности, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления.
  6. Формирование учебной мотивации.

Структура занятия

  1. «Мозговая гимнастика»
  2. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.
  3. Веселая переменка (динамическая пауза).
  4. Штриховка, построение предметных картинок.
  5. Рефлексия.

   При составлении данной программы использовались учебно-методические комплекты, соответствующие ФГОС:

  1. Языканова Е.В. «Развивающие задания»: тесты, игры, упражнения, 1 класс, М.: Издательство «Экзамен», 2011,- (Серия «УМК»)
  2. Никольская И.Л., Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума», 1- 4 классы, М.: Издательство «Экзамен», 2012,- (Серия «УМК»)
  3. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», Развитие познавательных способностей, 1 класс, М.: Издательство «Росткнига», 2010г.
  4. Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога», - СПБ: Наука и Техника, 2010 г.

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....