Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте
статья по теме

Данная статья содержит описание различных средств развития внимания в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте

Среди средств развития внимания детей выделяют ролевые и дидактические игры, иллюстрации, упражнения. Рассмотрим данные методы как средства развития внимания, так как данные средства позволяют заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Так же данные методы дают возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся.

Упражнение среди практических методов отличается наибольшей эффективностью. Упражнение – это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторение выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие – закрепляемые навыки – надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения.

Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными.

Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполнение действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Метод комментированных упражнений способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Различают устные, письменные, лабораторно-практические и производственно-трудовые упражнения.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относится:

- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

- знание правил выполнения действий;

- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

- распределение повторений во времени.  

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игру ученые рассматривают как один из видов общественной практики, возникших в древности. Истоками игры являются магические обряды первобытных людей. Уже в то время дети в своих забавах использовали игрушки, изготовленные из камня, кости, позднее – из глины. В игре воспроизводились и воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

– познавательную (когнитивную);

– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную: освоение диалектики общения;

– самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

– игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игрой связанно с существенным прогрессивным преобразованием в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Характерной чертой игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными превходящими обстоятельствами. Двуплановость обуславливает развивающийся эффект игры, помогает снять психологическое напряжение, т. к. в случае неудачи игру можно повторить несколько раз (что часто невозможно в реальной жизни). Для людей, нацеленных на результат, жизненные неудачи являются фактором, угнетающим и замедляющим развитие личности. Игра же способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Также рассмотрим дидактическую игру и иллюстрации как средства развития внимания детей.

Познавательные игры (дидактические) – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Иллюстрация – как наглядный метод, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, учебно-наглядные пособия, символические и схематические изображения.

Обучение детей с нарушением интеллекта строится на широком использовании наглядности. В младших классах отдается предпочтение естественно-натуральным предметам и  иллюстрационно-изобразительным средствам: рисункам, картинам.

Наглядные средства могут служить чувственной опорой для мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта только в том случае, если ими будут поняты условные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями.

Однако применение символической наглядности в коррекционной школе VIII вида ограничено, поскольку многие ее виды трудны для понимания детей с нарушением интеллекта (сложные чертежи, графики, карты и прочее).

Что бы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:

- строго ограничивать число наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать;

- не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно;

- выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;

- адаптировать средства наглядности, выпускаемых для общеобразовательной школы, с учетом возможностей детей с нарушением интеллекта и программных требований;

- обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрационных средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон.

Таким образом, проведенный анализ теоретических источников показал, что у младших школьников с нарушением интеллекта не одно из свойств внимания не развивается в норме. Многие ученые в своих исследованиях указывают на малый объем внимания, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, зависящее от  изменения работоспособности и быстрой утомляемости детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Главной особенностью внимания считают – постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, хорошо проявляющееся при работе с материалом, требующим усилия, усидчивость, сосредоточенность и другое. Присущие учащимся нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, тем самым затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Следует подчеркнуть, что развитие внимания при использовании ролевых и дидактических игр, упражнений и иллюстраций наиболее эффективно в младшем школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...