Использование компьютерной программы «Волна» для решения задач психолого-педагогической практики.
статья на тему

Публикация из материалов первой региональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_kompyutornoy_programmy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерной программы «Волна» для решения задач психолого-педагогической практики.

О. А. Веневцева

Современные условия жизни являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Все понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, считать. Но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно сидеть, ходить, дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.

Применение программы «Волна» предоставляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами сохранения здоровья детей, подростков и педагогов. Обучение детей поддержанию оптимального уровня функционирования организма позволит им сохранить ресурсы организма в самых различных жизненных ситуациях и, несомненно, улучшит их самочувствие. Методика обучения диафрагмально-релаксационному дыханию может использоваться как здоровьесберегающая технология в образовательной программе формирования установки на здоровый образ жизни, а также как программа психолого-педагогического сопровождения развития детей и подростков.

 Программа является завершенной и автономной, но может активно использоваться для решения задач комплексного воздействия, являясь составной частью более общих психологических, образовательных или коррекционных программ. С какими бы проблемами не пришлось работать специалисту, использование «Волны» поможет создать тот благоприятный фон, который обеспечит успешность проведения любых других коррекционных мероприятий. Программа «Волна» позволяет заниматься с детьми, начиная с 3-х летнего возраста, поэтому ее можно включать в комплекс развивающей и коррекционной работы с детьми специалистами дошкольных и  общеобразовательных учреждений.

 Сбережение здоровья детей невозможно рассматривать в отрыве от обеспечения здоровья педагогов. Деятельность последних сопряжена с повышенными стрессовыми нагрузками, вызванными особенностями профессии. Им необходимо служить авторитетом для большого количества учеников, одновременно выполняя, огромный обьем работы. Утомление в сочетании с постоянной потребностью в повышенном уровне мобилизации заставляет расходовать психофизиологические резервы. Но резервы не безграничны. Использование программы «Волна» в педагогических коллективах поможет учителям снизить психоэмоциональную нагрузку, обучиться навыку противодействия стрессам и поддерживать свое психофизиологическое состояние в оптимальном режиме.

Компьютеризированные программы являются очень перспективными для развития систем оценки качества образования, т.к. все результаты деятельности клиента сохранены в компьютере в виде графиков. Программа «Волна» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. Биоуправление - это, в первую очередь, обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам, но это и  особая форма обучения. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.

Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых задач, как:

1.Оптимизация психофизиологического состояния.

2.Профилактика стрессогенных заболеваний.

3. Профилактика и коррекция функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и других систем.

4.Нормализация психоэмоционального состояния,  снижение уровня тревожности.

5.Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности, развитие произвольного внимания.

6. Коррекция нарушений поведения. Выработка конструктивных стратегий поведения.

7. Формирование навыков преодоления жизненных трудностей за счет развития адаптационных возможностей.

8. Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровления) и профилактика профессионального выгорания педагогов, что способствует улучшению качества образования в целом.

9. Повышение оценки качества образования.

По нашим наблюдениям занятия по программе «Волна» наиболее полезны для тревожных, возбудимых детей. Ученый-психолог Ф.Перлз считает, что освобождение от чувства тревоги-основа психотерапевтических задач. Тревожность-невротический синдром. Даже если сам человек не чувствует тревоги, благодаря вытеснению, она будет явной для каждого наблюдательного глаза, проявляясь в беспокойстве, повышенном пульсе, поверхностном дыхании. Проявление тревожности-это очень простое психосоматическое событие. Тревога, по мнению Ф.Перлза, это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения. Это переживание попытки набрать больше воздуха в легкие, скованные мышечным сжатием грудной клетки. Тревога возникает вместе с непроизвольным сжатием в груди, когда организму не хватает кислорода. Советы относительно дыхания-это средство облегчить приступ тревоги в данный момент. Тревога держит человека в напряжении, стоит ли говорить о том, как тяжело приходиться взрослым людям, а тем более детям, которым свойственна тревожность, как личностная черта? Поэтому важно научиться отвлекаться, уметь расслабляться. Итак, умение правильно дышать во время приступа тревоги - основа его преодоления.

 Обучение методам снижения уровня психоэмоционального напряжения и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления «Волна» ставит перед собой основную цель- обучение ребенка или взрослого навыку правильного, оптимального типа дыхания. Дыхание  является одной из важных функций организма, благодаря чему все наши органы и ткани непрерывно снабжаются кислородом и освобождаются от углекислого газа. Без кислорода мы не смогли бы продержаться долго. Когда альпинисты совершают восхождение высоко в горы, они неизбежно испытывают кислородное голодание, состояние их здоровья сильно ухудшается и, для того, чтобы выжить в таких условиях, им необходимо получить дополнительный объем кислорода. Даже незначительный недостаток кислорода приводит к ухудшению нашего самочувствия и наиболее чувствительны к его отсутствию нервные клетки, особенно клетки коры головного мозга, без кислорода они могут прожить всего 4-5 минут. Регуляция глубины дыхания позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и способствует достижению состояния общей релаксации.

 В ходе научных исследований было выявлено  три основных типа дыхания. Они получили свое название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха.

Первый тип дыхания-ключичное дыхание является самым поверхностным из всех трех. При нем происходит легкое поднятие ключиц кверху и небольшое расширение грудной клетки на вдохе. Таким образом, воздухом наполняются только верхние отделы легких. Такое дыхание возникает в ситуациях сильного испуга, повышенной тревоги, но может стать хроническим, при этом организм постоянно недополучает кислород, что влечет за собой развитие различных заболеваний.

В  правильности сказанного нетрудно убедиться, выполнив следующее упражнение. Выдохнув из груди весь воздух, встаньте прямо, опустив руки спокойно по сторонам, затем сделайте вдох так, чтобы ваши плечи и ключицы приподнялись,следите за тем, чтобы они поднимались за счет дыхания, а не механически, за счет мышц. Можно заметить, что количество воздуха, который человек  выдыхает,  таким образом, будет гораздо меньше нормального. Теперь сделайте вдох полной грудью, опустив плечи и ключицы, и вы получите наглядный урок, который, конечно, гораздо красноречивее любых слов.

Грудное дыхание более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы легких. Зрительно при таком типе дыхания наиболее активны межреберные мышцы и диафрагма. Грудной тип дыхания является самым распространенным, в то же время он дает значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.

Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при котором впервые заполняются воздухом также и нижние отделы легких. Этот тип дыхания  известен под именем «брюшного», «глубокого» дыхания или дыхания животом. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции  состояния человека. За счет наиболее полного насыщения легких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение. Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками. Диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом дыхания, но, иногда, нам приходится заново осваивать его азы. При таком типе дыхания активно и естественным образом работает диафрагма.

Почему полезно дышать с помощью диафрагмы?

По многочисленным исследованиям было установлено, что при диафрагмальном дыхании уменьшаются застойные явления в легких, что ведет к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, таким образом осуществляется профилактика простудных заболеваний. Но это еще не все. Диафрагмальное дыхание помогает снизить нагрузку на сердце, в этом заключается еще одна важная закономерность -плавный длительный выдох дает возможность нашему организму отдохнуть, а особенно такому непрерывно работающему органу, как сердце.

Особенно эффективно следующее упражнение на диафрагмальное дыхание.

Самое важное правило: на вдохе живот надувается, а на выдохе втягивается. Сядьте удобно, слегка откинувшись на спинку стула, мышцы спины, ног и рук должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, находящаяся на животе, двигалась, а та, которая лежит на груди, оставалась в покое. Выдох производится через слегка сомкнутые губы, медленно, плавно, спокойно. Мышцы полностью расслаблены, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. С каждым выдохом мы расслабляемся все больше и больше.

Таким образом, метод биоуправления «Волна» может быть как самостоятельной профилактической и психотерапевтической методикой, так и эффективным инструментом, помогающим специалисту достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, будучи включенным в психотерапевтический контекст.

Список литературы:

  1. Астапов В.М..Тревожность у детей.2-е изд. СПб.: Питер,2004.
  2. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Методическое пособие/ Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А.-Спб.,2003.
  3. Грачева В.Н. Телесно-ориентированный тренинг: Тело как зеркало нашей жизни.- Спб.: Речь,2006.
  4. Годфруа  Ж.  Что такое психология; В 2-х т. Изд. 2-е,стереотипное. Т.2: Пер. с франц.- М.: Мир, 1996.-376 с., ил.
  5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Использование компьютерной программы "Графический редактор Tux Paint” для развития познавательных интересов и творческих способностей младших школьников.

        Развитие компьютерной грамотности можно достичь в системе непрерывного образования, начиная с начальной школы. Образовательная система «Школа2100» дает возможность р...

Психолого-педагогический консилиум: практика обновления и развития.

Документация, необходимая для работы ППк в школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....