«Этика и начала самопознания и саморазвития личности» 3-4 класс
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Гаценко Лариса Юрьевна

Пояснительная записка 

Рабочая программа элективного курса «Этика и начала самопознания и саморазвития личности» составлена на основе:

-  программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цвета, кроме черного»;

- программы Холодова О.А. «Юным умникам и умницам"

- учебного плана школы на 2015- 2016 учебный год, раздел «Внеурочная деятельность в 1-4 классах».

Рабочая программа имеет модульную структуру и в 3 классе представлена модулем «Учусь понимать других», 4 классов «Учусь общаться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3-4_kl.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса «Этика и начала самопознания и саморазвития личности»

3-4 класс


Пояснительная записка 

Рабочая программа элективного курса «Этика и начала самопознания и саморазвития личности» составлена на основе:

-  программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цвета, кроме черного»;

- программы Холодова О.А. «Юным умникам и умницам"

- учебного плана школы на 2015- 2016 учебный год, раздел «Внеурочная деятельность в 1-4 классах».

Рабочая программа имеет модульную структуру и в 3 классе представлена модулем «Учусь понимать других», 4 классов «Учусь общаться»

В работе используется УМК:

  1. Исходные данные методических рекомендаций к учебному пособию Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Учусь понимать других», «Учусь общаться»; Холодова О.А. «Юным умникам и умницам"
  2. Рабочая творческая тетрадь Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Учусь понимать других», «Учусь общаться»; Холодова О.А. «Юным умникам и умницам"

Общая характеристика элективного курса

        Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них

следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни,

формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе; формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

 Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Развивать и укреплять внутрисемейные связи учащихся и их родителей.

6.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Развивать познавательные способности

 8.Расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание

готовности соблюдать эти правила.

9.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

  Составители серии: начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России, заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук А.А. Гериш.

  Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России М.М. Безруких.

Программа предусматривает совместное обсуждение и решение заданий педагога с ребенком, в основе используемой методики – игровой подход (игры, творческие задания), осуществляется многократное проигрывание ситуаций, делается акцент на развитие индивидуальности, рабочие тетради используются дифференцированно по принципу спирали. Комплект «Все цвета, кроме черного» включает рабочие тетради для учащихся 2 классов («Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников».

Место учебного курса в учебном плане школы

Элективный курс является частью внеурочной деятельности учащихся начальных классов, реализуется за счет часов компонента участников образовательных отношений.

Третий класс «Учусь понимать других»

Занятия в третьем классе направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми – учителем и родителями. Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Содержание учебного предмета (курса)

3 класс. Всего до 33 часа (1 час/нед)

Тематическое планирование 3класс

Тема

Общее количество часов

Вводное занятие. Правила группы, знакомство.

1

Что изменилось за год.

1

Анализ изменения работоспособности и важность соблюдения режима дня, чередование видов деятельности.

1

Как научиться разговаривать с людьми

2

Игры-тренинги

1

Игровые ситуации

2

«Приветствие».

1

Что такое интонация

1

«Телефон»

1

«Испуганный ѐжик»

1

Как научиться преодолевать трудности

2

Игры-тренинги. «Похвала».

1

Игры-тренинги. «Радость»

1

Игры-тренинги. «Отказ»

2

Игры-тренинги. «Подарок», «Сделаем вместе».

1

Как понять друг друга без слов. Тест «Самооценка».

1

Игры, обучающие общению с помощью жестов и мимики.

3

Инсценировки, обучающие общению с помощью жестов и мимики.

1

 «Пантомима»

1

Для чего нужна улыбка

1

 «Крошка Енот

1

Умеешь ли ты дружить

2

Иллюстрация законов дружбы. Тест «Контактность».

1

«Дружба крепкая»

1

Итоговое занятие, обобщение

2

Итого

33

Четвертый класс «Учусь общаться»

    Занятия направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Содержание учебного предмета (курса)

4 класс. Всего до 33 часа (1 час/нед)

Тематическое планирование 4класс

Тема

Общее количество часов

Вводное занятие. Правила группы, знакомство.

1

Что вы знаете друг о друге

2

«Моѐ любимое занятие

1

«Расскажи о себе»

1

Твой класс

2

Социометрия

1

Составление «Цветовой карты настроения»

1

Кто твой друг

1

«Законы дружбы».

1

Качества и черты характера, их значение и проявление.

1

Инсценированные.

2

Как научиться жить дружно. Причины ссор

1

Тренинг в построении дружеских

отношений в коллективе

1

Как помириться после ссоры

2

Проигрывание ситуаций примирения.

Анализ жизненных ситуаций.

1

Какой у тебя характер

1

Проигрывание ситуаций примирения.

Анализ жизненных ситуаций

2

Как воспитывать свой характер

1

Анализ своего характера

1

Тренинг выхода из сложной ситуации

1

Люди сильные духом

1

Как сказать «нет» и отстоять своемнение

2

Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет» -не говорить!»

1

Фантастическое путешествие

1

«Воздушные шарики».

1

Итоговое занятие, обобщение

2

Итого

33

Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий деятельности и ключевых компетенций.

Предметные результаты:

  • В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или примерной программой федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Метапредметные результаты:

  • В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или примерной программой федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Решение учебных и практических задач различных умственных операции

Личностные результаты:

  • В соответствии с ФГОС, программой авторского коллектива для УМК или примерной программой федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Знать:

  •  о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
  •  правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  •  правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

Уметь:

  •  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
  • настойчивость в достижении цели
  • налаживать контакт с людьми;
  •  соблюдать правила игры и дисциплину;
  •  правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея
  • взаимовыручку и т.д.).
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

 учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

• учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

• учиться наблюдать

• моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

• учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

• учиться работать в паре и в группе

• выполнять различные роли

• слушать и понимать речь других ребят

• осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Список литературы

  1. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного: 3 – 4 класс» – М.: Вентана – Граф. – 2015.
  2. Холодова О.А., Моренко Е.А. «Умникам и умницам" – М.: Рост. - 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

Мастер-класс Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»

повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....