Рабочая программа "Монтессори"
рабочая программа

Александрова Татьяна Васильевна

Программа предназначена для обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porogramma_montessori-_3word.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

Для обучающихся с ОВЗ

«Монтессори- класс»

Составитель: Александрова Т.В.


Монтессори-класс включает в себя множество зон:

  • зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, ребенок по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Они также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
  • двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования.

Концепция (основная идея) программы:

Программа «Монтессори» направлена на создание материальной, социальной и психологической среды, облегчающих ребенку возможности раскрытия собственного потенциала, приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру и помочь ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

В основу программы положено представление М. Монтессори о том, что каждый ребенок  от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития и энергией, необходимой для его раскрытия. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого свой. При этом каждый человек в своем развитии проходит ряд сенситивных периодов, то есть периодов повышенной чувствительности к определенным свойствам, отношениям внешней среды.

 Место и роль курса коррекционно-развивающих занятий

Программа коррекционно - развивающих занятий составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей и  направлена на формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми социально - приемлемыми способами, на формирование умения соблюдать правила поведения на занятии, перемене, Важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, где он будет развиваться, и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.

Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.

Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах.

Цели, задачи

        В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

1.Сформировать умение определять основные цвета спектра, применять их самостоятельно в практической деятельности.

2. Сформировать умение определять геометрические фигуры, соотносить размеры.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Сформирование умение ориентироваться в пространстве.

5.

Сроки реализации программы

Программа будет выполняться в течение учебного года, за период реализации программа предусматривает:

создание методических рекомендаций для педагогов–предметников, классных руководителей, родителей  по работе с детьми различных категорий;

организация работы с родителями;        

контрольная диагностика обучающихся;

анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых корректив.

 Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий

При реализации программы были использованы  общепедагогические и коррекционные  технологии с учётом коррекционной направленности образовательного процесса обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Технология учебно-игровой деятельности.  Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности, требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Здоровтесберегающая технология. В течении уроков  планируются физ. минутки, глазодвигательная гимнастика, упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности.

Общепедагогические методы и приемы обучения, предусматривают специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям обучающегося и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

Репродуктивный - суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Объяснительно-иллюстративный - суть обучения состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Частично-поисковый - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

При организации занятия учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т. д., что помогает добиться положительных результатов.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Режим занятий: По плану занятия проводятся в течение учебного года — 18 занятий в неделю, продолжительность одного занятия 20 минут.

Таблица 1

План программы

Название раздела

1-четверть

2-четверть

3-четверть

4-четверть

Сенсорное воспитание

Обучение навыкам практической жизни

Уроки социальной жизни

Космическое воспитание

Итого на учебный год:

Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты:

При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 4 группы обучающихся.

1   группа

2   группа

3   группа

4  групп

Обучающиеся, воспитанники усваивают программный материал с направляющей помощью учителя, в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы   характерен  замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа обучающихся  отличается пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списывании текстов и других заданий. Обучающиеся, воспитанники частично усваивают программный материал, в соответствии со своими интеллектуальными возможностями.

Четвёртая группа обучающихся, занимаются по индивидуальной программе. Так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

Основные (программные) задачи курса

Обучающийся должен знать:

- свои фамилию, имя, отчество

- определять себя как мальчика, девочку

- называть с помощью педагога основные цвета спектра

- называть с помощью педагога названия и последовательность времен года, суток

- называть с помощью педагога основные формы геометрических фигур

- сравнивать предметы, группы предметов

- понимать значение предлогов в, над, под, перед, за

  • ориентироваться на плоскости листа и в пространстве

и уметь:

-     составлять простые нераспространенные  предложения на основе демонстрируемого    действия изображенного на картинке

  • обобщать по форме, цвету, размеру на конкретном материале
  • употреблять единицы речевого этикета
  • работать в малых группах
  • выполнять обязанности ученика под контролем учителя

- соблюдать элементарные гигиенические  правила ухода за собой и за своей одеждой

- обобщать по форме, цвету, размеру на конкретном материале

- сравнивать размеры заданных образцов способом наложения и визуального контроля

1 - четверть

1I - четверть

1II - четверть

1V - четверть

Сенсорное воспитание

Обучение навыкам практической жизни

Уроки социальной жизни

Космическое воспитание

Розовая башня

Переноска предметов

Я и другие люди

Глобус

Блоки цилиндров

Переноска стула, табурета, маленького стола

Я и моя семья

Ежедневный календарь

Коричневая лестница

Скатывание и раскатывание коврика

Человек и его чувства

Времена года

Красные штанги

Складывание салфеток

Поведение в общественных местах

Времена года

Цветные таблички-1

Пересыпание ложкой

В школе

Признаки времен года

Цветные таблички-2

Пересыпание из кувшина в кувшин

Во дворе на улице на дороге

Смена времен года

Цветные таблички-3

Переливание из кувшина в кувшин и т.д.

В магазине поликлинике библиотеке

Смена дня и ночи

Геометрический комод

Упражнение в ходьбе по линии

В транспорте

Календарь дат и погоды

Геометрические тела

Упражнение в тишине

Мы идем в гости

Последовательные картинки

Шероховатые таблички

Забота о самом себе

 Встречаем гостей

Определение суши и воды

Весовые таблички

Рамка с пуг8овицами

Гигиена и опрятность

Животный мир

Тепловые таблички

Рамка с кнопками

Гигиена кожи

Карточки классификации

Шумовые цилиндры

Рамка  «молния»

По одежке встречают..

Угадай животное

Конструктивные треугольники -1

Рамка с ремнями

Наблюдаем, помогаем, бережем

Части дерева

Конструктивные треугольники -2

Рамка с бантами

Заботимся о домашних животных

Ботанический комод

Конструктивные треугольники -3

Рамка шнуровка

Не навреди

Использование магнита

Конструктивные треугольники -4

Мытье рук

Основы безопасности жизнедеятельности

Плавает или тонет

Конструктивные треугольники -5

Чистка обуви

Опасности в быту на улице в лесу

Погода

Календарно-тематический план

№п/п

Раздел, темы  

Кол-во

занятий

Дата

Практические и творческие задания

1. Раздел. Сенсорное воспитание

1-2

Диагностика уровня развития

2

Диагностический альбом  по Н.Я Семаго, М.М.Семаго

3-4

Розовая башня

2

Десять розовых кубов из тяжелого дерева, введение понятий: большой-маленький

5-6

Блоки цилиндров

2

Презентация. Введение понятий: высокий-низкий, толстый-тонкий

7-9

Коричневая лестница

3

Презентация. Формирование сенсорной базы для введкения понятий толстый-тонкий, толще, тоньше

10-11

Красные штанги

2

Введение понятий длинный-короткий, самый длинный, самый короткий

12-13

Цветные таблички-1

2

Различи основные цвета, Подбери пары табличек по цвету

14-15

Цветные таблички-2

2

Различи основные и смешанные цвета. Подбери пару

16-17

Цветные таблички-3

2

Построй ряд одного цвета, ОТ самой темной к самой светлой

18-20

Геометрический комод

3

Презентация. Знакомство с геометрическими фигурами. Определи на что похоже

21-23

Геометрические тела

3

Презентация. Знакомство с геометрическими телами. Определи на ощупь

24-25

Шероховатые таблички

2

Презентация. Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики. Шершавый-гладкий

26-27

Весовые таблички

2

Презентация.  Сортировка табличек по весу.

28-29

Тепловые таблички

2

Презентация. Подбери пару. Сравни.

30-31

Шумовые цилиндры

2

Презентация. Подбери пару на слух.

32-33

Конструктивные треугольники -1

2

Презентация. Определи цвет. Определи фигуру. Сравни формы.

34-35

Конструктивные треугольники -2

2

Презентация. Определи цвет. Определи фигуру.

36-37

Конструктивные треугольники -3

2

Презентация. Определи цвет. Определи фигуру.

38-39

Конструктивные треугольники -4

2

Презентация. Определи цвет. Определи фигуру.

40-41

Конструктивные треугольники -5

2

Презентация. Определи цвет. Определи фигуру.

42-43

Чудесный мешочек

2

Определи, что находится в мешочке. Обведи и раскрась.

44-45

Прищепки в корзине

2

Презентация. Пристегни прищепки. Собери прищепки в карзину.

                           

2. Раздел – Обучение навыкам жизни

1-2

Переноска предметов

2

Презентация. Перенеси кувшин с водой. Перенеси поднос с кувшином.

3-4

Переноска стула, табурета, маленького стола

2

Презентация. Перенеси стул. Перенеси табурет. Задвинь стул.

5-6

Скатывание и раскатывание коврика

2

Презентация. Сверни коврик лицевой стороной наружу

7-8

Складывание салфеток

3

Презентация. Складывание прямоугольных салфеток. Складывание платочков, полотенец.

9-10

Пересыпание ложкой

2

Презентация.  Пересыпать разные виды зерна. Пересыпание через сито. Пересыпание из одной емкости в две- поровну.

11-12

Пересыпание из кувшина в кувшин

2

Презентация. Пересыпание из кувшина в два или несколько стаканчиков.

13-14

Переливание из кувшина в кувшин и т.д.

2

Презентация. Переливание из кувшина в стаканы. Переливание из чайника в чашки.

15-16

Упражнение в ходьбе по линии

2

Презентация. Пройти по линии, выдерживая ритм и темп мелодии

17-18

Упражнение в тишине

2

Презентация. Слушаем тишину. Громко-тихо. Определи по вкусу, по запаху и т.д.

19-20

Забота о самом себе

2

Презентация. Знакомство с застежками.

22-23

Рамка с пуговицами

3

Презентация. Застегни пуговицы на одежде у себя, у друга.

24-25

Рамка с кнопками

2

Презентация. Застегни кнопки.

26-27

Рамка  «молния»

2

Презентация. Застегни замок «молнию».

28-29

Рамка с ремнями

2

Презентация. Застегни ремни.

30-31

Рамка с бантами

2

Презентация. Найди пару по цвету. Найди две одинаковой длины ленты.

32-35

Рамка шнуровка

4

Презентация. Шнуровка у ботинок.

3. Раздел - Уроки социальной жизни

1-2

Я и другие люди

2

Правила этикета при общении с взрослыми и сверстниками. Знакомство. Обращение, Благодарность.

3-4

Я и моя семья

2

Назови свое имя, имена своей семьи, родственные отношения

5-8

Человек и его чувства

4

Закончи предложение «Я люблю.., я не люблю..». Такие разные чувства

9-10

Поведение в общественных местах

2

Презентация. Правила поведения в общественных местах.

11-12

В школе

2

Презентация. Правила поведения в школе.

13-15

Во дворе, на улице, на дороге

3

Презентация. Правила поведения. Памятки.  Инсценировка.

16-18

В магазине, поликлинике, библиотеке,

3

Презентация. Правила поведения в общественных местах.

19-20

В транспорте

2

Презентация. Правила поведения в транспорте.

21-22

Мы идем в гости

2

Презентация. Правила поведения в гостях. Рассказ.

23-23

 Встречаем гостей

2

Правила приглашения в гости. Как правильно разговаривать с гостями. Правила этикета.

24-25

Гигиена и опрятность

2

Презентация. Стихотворение К. Чуковского «Мой Додыр»

26-27

Гигиена кожи

2

Презентация. Правила гигиены. Раскрась картинку.

28-29

По одежке встречают…

2

Презентация. Подбери пару. Одень куклу.

30-31

Как сохранить хорошую осанку

2

Презентация. Правила гигиены осанки.

32-33

Как правильно питаться, зубы и уход за ними

2

Презентация. Сказка –мультфильм  «Королева Зубная щетка»

34-35

Наблюдаем, помогаем, бережем

2

Экскурсия. Наблюдение за природой.

36-37

Заботимся о домашних животных

2

Презентация «Друзья твои меньшие»

38-39

Не навреди

2

«Лес-твой друг», «Лесные жители»,  Наряди елочку

40-41

Домашние растения и уход за ними

2

Наблюдение за растением, Раскрась цветы в соответствии

42-43

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Презентация. Правила поведения.

44-46

Опасности в быту,  на улице,  в лесу

3

Электробытовые приборы, Транспорт, Дикие животные

47-48

Огонь-друг, огонь-враг

2

Презентация. «Кошкин дом»

49-50

Если к тебе подошел незнакомый человек

2

Презентация. Правила поведения.

4 четверть —40 занятий

4. Раздел — Космическое воспитание

1-2

Глобус

2

Шершавый глобус, планета Земля

3-4

Ежедневный календарь

2

Дни недели, Последовательность событий: вчера, сегодня, завтра

5-6

Времена года

2

Презентация, Иллюстрации со временами года, стихи о времени года

7-8

Времена года

2

Презентация, разрезные картинки, раскрась картинку в соответствии с временем года

9-10

Признаки времен года

2

Настольная игра «Определи признаки»

11-12

Смена времен года

2

Определи по картинке время года, определи по признакам время года

13-14

Смена дня и ночи

2

Время суток, Презентация

15-16

Календарь дат

2

Празднование «Дня рождения»

17-18

Последовательные картинки

2

Карточки с рассказами

19-20

Определение суши и воды

2

Раскрась картинки, подбери по цвету краски, карандаши

21-23

Животный мир

3

Игра «Скотный двор», фигурки животных

24-26

Карточки классификации

3

Набор карточек

27-28

Угадай животное

2

Игра «Собери из осколков»

29-30

Части дерева

2

Игра «Собери из осколков»

31-32

Ботанический комод

2

Определи листок, Обведи по контуру и заштрихуй

33-36

Сенсорная коробка

4

Свойства предмета, классификация предметов

37-38

Плавает или тонет

2

Сравни, что легче: бумага или  камень, дерево или камень

39-40

Погода

2

Экскурсия наблюдение за погодой

Приложение

I.  Материалы для сенсорного развития:

 коричневая лестница предназначена для различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;

 розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

 красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;

 цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;

 блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;

 цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного из наборов блоков цилиндров. Материалы для развития речи:

 буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;

 металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;

 шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;

 геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Рамки с застежками — обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.

Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Материалы для математического развития ребёнка:

 красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;

 коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;

 золотые бусины обеспечивают знакомство со счетом, понятием количества и основными математическими функциями.

Другие предметы и материалы:

 географические карты — деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования.

Карты знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии;

 природные карты — различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;

 звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

 линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

1) Тема:  Блоки цилиндров.

Материал. Четыре деревянных бруска  с выемками по сторонам (для удобства переноски и уменьшения массы). В каждом блоке по 10 отверстий разного размера. В каждое отверстие вставлен цилиндр, соответствующий отверстию по размеру. Цилиндры имеют шарообразные ручки – кнопки, за которые их можно держать.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятий размеров. Подготовка сенсорной базы для введения понятий: высокий-низкий; выше чем, самый высокий; ниже чем, самый низкий. Толстый-тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Глубокое-мелкое; глубже чем, самое  глубокое; мельче чем, самое мелкое.

Широкое-узкое; шире чем, самое широкое; уже чем, самое узкое.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (по 10 цилиндров в каждом блоке-особая роль 10 в десятичной системе).

Задача: Вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия.

2) Тема: Розовая башня.

Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба – 10 см., самого маленького – 1 см.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров.

Формирование сенсорной базы для введения понятий большой- маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый маленький.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кукбов – значение числа 10). Знакомство с формой куба.

Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).

3) Тема: Коричневая лестница.

Материал: Десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков – 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для введения понятий толстый-тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Косвенная: Подготовка к обучению по математике.

Задача: Построить лестницу в соответствии с изменениями толщины брусков (построение ряда).

4) Тема: Красные штанги.

Материал: Десять деревянных брусков (штанг) красного цвета. Бруски имеют квадратное сечение стороной 2,5 см. Длина брусков равномерно изменяется от 1 м до 10 см.

Цель:

Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для введения понятий длинный – короткий; длиннее чем, самый длинный; короче чем, самый короткий.

Косвенная: Подготовка к обучению математике: особая роль числа 10, стандартные единицы измерения, подготовка к работе с красно-синими штангами.

Задача: Построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда).

5) Тема: Цветные таблички.

Материал: Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат три пары цветных табличек: синие, желтые, красные.

Цель:

Прямая: Научиться различать основные цвета, развивать зрительное восприятие цвета.

Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.

Задача: Подобрать пары табличек по цвету.

5) Тема: Цветные таблички- 2.

Материал: Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат 11 пар цветных табличек: желтые, синие, красные, зеленые, оранжевые.

Цель:

Прямая: Научиться различать основные и смешанные цвета, а также ахроматические. Развивать зрительное восприятие цвета.

Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.

Задача: Подобрать таблички, парные по цвету.

6) Тема: Цветные таблички- 3.

Материал: Коробка с крышкой. В коробке 9 отделений. Каждое отделение предназначено для табличек одного цвета (по 7 штук), но разной интенсивности - от темного к светлому. Средняя по светлоте табличка соответствует табличке из коробки №2.  Цвета табличек в коробке: желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, серый.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятия оттенков цвета.

Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.

Задача: Построить ряд табличек одного цвета, расположив их от самой темной к самой светлой.

7) Тема: Геометрический комод

Материал: 

1. Демонстрационная рама – поднос с синим дном, в котором лежат шесть деревянных желтых рамок, размером 14 на 14 см. В трех рамках сделаны отверстия в форме круга, квадрата и равностороннего треугольника. В отверстия вставлены вкладыши синего цвета, соответствующие отверстиям по форме и размеру. Каждый вкладыш имеет небольшую ручку-кнопку, за которую его можно вынимать из рамки и вставлять обратно. Поверх подноса лежит деревянная рама- крестовина, которая зрительно разделяет между собой шесть рамок.

2. Комод с шестью ящиками. Каждый ящик аналогичен демонстрационной раме. В нем лежат шесть желтых деревянных рамок, с отверстиями и синими вкладышами или без них.

  • В первом ящике шесть разных прямоугольников, в том числе один квадрат.
  • Во втором ящике – шесть кругов разного диаметра.
  • В третьем – шесть разных треугольников.
  • В четвертом – правильные многоугольники, от пятиугольника до десятиугольника.
  • В пятом – четырехугольники (прямоугольная трапеция, равнобедренная трапеция, параллелограмм, ромб) и два пустых желтых поля.
  • В шестом – четыре криволинейные фигуры (эллипс; овал; треугольник, стороны которого являются дугами; цветок, образованный четырьмя полукруглыми лепестками) и два пустых желтых поля.

3. Набор белых карточек размером 14 на 14 см для демонстрационной рамы и для каждого ящика комода. В набор входят карточки трех серий: 1 серия – на карточках повторены синие фигуры-вкладыши; 2 серия – синие фигуры – вкладыши представлены в виде синего контура толщиной около 1-2 см; 3 серия – фигуры-вкладыши изображены тонким контуром.

Прямая: Визуальное различение формы. Знакомство с эталонами формы.

Косвенная: Подготовка к геометрии – знакомство с геометрическими фигурами. Подготовка к письму – развитие мелкой моторики, развитие восприятия формы.

Задача:

Подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером.

8) Тема: Геометрические тела.

Материал: Десять синих деревянных геометрических тел: куб, параллелепипед (четырехугольная призма), треугольная призма, конус, Цилиндр, шар, эллипсоид, овоид, треугольная пирамида, четырехугольная пирамида. Коробочка с деревянными основаниями этих тел.

Прямая: Развитие стереогностического восприятия (восприятия объемных тел). Знакомство с сенсорными эталонами объемных тел.

Косвенная: Подготовка к математике.

Задача: Проведение трехступенчатого устного урока по введению понятий, обозначающих различные геометрические тела.

  1. Виды сенсорных игр
  2.  (игры с красками)

 «Цветная Вода»

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем - "заказывая" следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в "Цветную воду" не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из близких. Если же позволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры - организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию - предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: "Давай откроем кран. А где наша бутылка? Вот она, нальем в нее водичку - ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо" и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

«Смешиваем краски»

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

«Кукольный обед»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

  1. Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызганье особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.

«Переливание воды» 

Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Открывай! Закрывай!»

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

«Фонтан»

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

«Бассейн»

Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

- ОЗЕРО

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.

- МОРЕ

На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

- КУПАНИЕ КУКОЛ

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

- МЫТЬЕ ПОСУДЫ

Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"

  1. игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

- ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

- ДОЖДЬ, ГРАД

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий - позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет "дождем" или "градом", и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую.

По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

В завершение такой игры организуйте уборку.

- ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!"

- ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите "кашку" для куклы, а затем покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.

Можно из круп "приготовить" другую еду для кукол - например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится "шоколад с орехами".

- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай, разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту"

Упражнения в развитии мускулатуры рук и мелкой моторики

ПРИЩЕПКИ В КОРЗИНКЕ

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.

Материал

Корзинка с деревянными бельевыми прищепками. Края корзинки не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменил, плоской фигурой из толстого картона.

Описание работы

Ребенок ставит на свое рабочее место корзинку с прищепками. Учитель предлагает ему, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.

Комментарий

Прежде чем ребенок начинает писать пером, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы его пальцы легко и твердо удерживали орудие письма - карандаш или ручку. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки даст отличную тренировку кончикам пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять эту склонность не следует. Однако можно лишь приветствовать работу ребенка обеими руками.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики. Утончение движения пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка руки к письму.

Материал

На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечены три перекрестия красного, синего и желтого цвета для каждых четырех ячеек. К этому на подносе стоят три пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красками желтого, красного и синего цвета. В каждом пузырьке - пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.

Описание работы

Малыш берет с полки поднос с материалом и ставит перед собой. По капле он переносит воду из разных пузырьков и ячейки платформы с помощью пипеток. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью этих же пипеток вода вновь переносится в пузырьки.

Комментарий

Как видим, материал предоставляет возможность ребенку не только развивать пальцы руки, работая с пипеткой, но и тренироваться в дифференцировании и распределении цветов, в сравнивании и различении. В этом смысле упражнение с разноцветными каплями можно отнести и к психомоторным.

КАПЛИ В ЯЧЕЙКАХ

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.

Материал

На маленьком подносе лежат платформа с ячейками (можно использовать резиновую мыльницу) и пипетка с “тугим” наконечником. Стоит пузырек с чуть подкрашенной водой. Все предметы соответствуют друг другу по цвету.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой на стол подносик с материалом. Он берет пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, набирает воду из пузырька. Малыш аккуратно переносит пипетку с водой к платформе с ячейками и заполняет ячейки каплями, сжимая колпачок пинетки. После заполнения всей платформы капли с помощью пипетки отправляются назад в пузырек.

Комментарий

Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пинетки, ребенок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно. Если малыш сделал неловкое движение и капля упала на поднос, он легко заметит ошибку и тут же исправит, подхватив эту каплю той же пиленой. Упражнение прекрасно тренирует точность в мелких движениях руки.

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУС ПИНЦЕТОМ

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.

Материал

На маленьком подносе лежат платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин в ней ровно столько, сколько ячеек в платформе. Можно воспользоваться косметическим пинцетом, а под платформу использовать резиновую мыльницу. Все предметы материала должны соответствовать друг другу по цвету.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой подносик с материалом. Он берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

Комментарий

Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребенок неловко сработал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

КАК РЕЖУТ НОЖНИЦАМИ

Цель упражнения

Координация движений руки. Тренировка мышц кисти руки. Концентрация внимания. Подготовка к письму.

Материал

Поднос, на котором лежат ножницы (лучше с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Описание работы

Поднос с материалом стоит перед ребенком. Он берет в правую руку ножницы, а в левую листок бумаги и отрезает небольшой кусочек. Позднее малыш начинает резать по линии и выполнять сложные движения по вырезанию узоров.

Комментарий

Впрямую этот материал не готовит ребенка к письму. Но, приобретая сложный навык уверенно держать ножницы и резать точно по специальным линиям, малыш тем самым готовится к тому, чтобы так же уверенно его рука держала карандаш и вела по бумаге точные линии.

ВЫШИВАНИЕ НА КАРТОНЕ

Цель упражнения

Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму.

Материал

На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки для ковроткачества.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх. Перед концом работы шитье можно распороть, или, если есть возможность, ребенок относит свое вышивание домой.

Комментарий

Работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка, поэтому вначале лучше не просто показывать, а проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, имея терпение, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку (ребенка) и предложить ему действовать самостоятельно. Можно наблюдать глубокую концентрацию внимания ребенка, высокую степень сосредоточения. Малыш тренирует координацию мелких движений пальцев, точность глазомера и последовательность действий. Все это с особой силой проявится позже, когда он возьмет в руки карандаш, и будет пытаться писать.

 Упражнения с шершавыми буквами

Цель упражнения

Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал

На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой “а”. Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Комментарий

Это упражнение с классическим Монтессори - материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.

УЗНАЙ БУКВУ

Цель упражнения

Утончение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Изучение письменного алфавита. Подготовка к письму.

Материал

Розовые и голубые картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.

Описание работы

Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или учитель.

Комментарий

Упражнение неоднократно описано в книгах М.Монтессори и ее последователей, например, Ю.И.Фаусек. Дети с большим удовольствием ощупывают буквы и называют их. Как обычно, для лучшей тактильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Надо помнить, что узнавание шершавых букв не первое и не основное упражнение с этим материалом, но немаловажное в ходе подготовки ребенка к письму. Закрывая глаза, ребенок изолирует тем самым тактильное чувство, обостряя и утончая его. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Цель упражнения

Утончение тактильного восприятия письменного языка. Подготовка к письму. Развитие образного восприятия языковой символики. Концентрация внимания.

Материал

Коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова. К этому дается платок для завязывания глаз.

Описание работы

Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Контроль осуществляет старший ребенок или учитель.

Комментарий

Упражнение хорошо известно педагогам, которые работают с плохо видящими детьми. Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механический процесс мысленного соединения букв в слова. Словесный отчет ребенка о “прочувствованном” пальчиком слове не всегда может быть осмысленным, переведенным в область понятия. Так что нельзя сказать, что ребенок прочел обведенное слово. Он выполнил лишь механическое действие и интуитивно угадал склад рядом стоящих букв. То есть он не прочел, а только сложил нечто из букв и произнес вслух это нечто. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Космическое воспитание

Что за странное название предмета стоит в расписании нашей школы - КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? (Дети попросту называют его “Космос”). Можно подумать, речь идет о звездах, планетах, спутниках и ракетах. Не совсем. Нельзя также сказать, что это - старое доброе природоведение. Иногда мы прибавляем к слову ПРЕДМЕТ частичку МЕТА, объясняя, что ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и многом другом.

Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.

Такова философская основа метапредмета “КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”. Среди русских философов, проповедовавших идею “космизма”, можно назвать Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского. Этими идеями увлекался в свое время и Л.Н.Толстой. Мария Монтессори придала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, мы основывались, прежде всего на том, что необходимо сохранит и поддержать детское восприятие мира как единого целого, оставшееся у ребенка с младенческих лет. Малыш не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии лишь в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять-семь лет все это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Разумеется, взрослые пока не в силах ответить на каждый вопрос ребенка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда, в большинстве случаев, малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.

Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: учитель рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной свободной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок и историй, докладов, отгадыванием загадок и кроссвордов и придумыванием их, моделированием предметов и афиши ситуаций, пантомимой, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчетом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из основных идей курса - личное проживание смысла уроков. Память о них - собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, - спектаклей и выставок.

 Список литературы

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А.П. Выгодской // Русская школа. — Кн.5-6. — 1915. — C.72-91.
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн.17. — C.419-424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — C.4.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М.: Московский Центр Монтессори, 1993. — 203c.
  • Монтессори. М // Составитель М. В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили — 224 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
  • Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...