Формирование учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников.
статья

Агонен Ольга Сергеевна

Появление учебной мотиавции является одним из главных направлений в психологической подготовке ребенка к школьному обучению, непременным условием его успешной социализации в школе и основной для развития у него личностных черт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_agonen.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Ребенок начинает активно интересоваться познавательной литературой, пытается найти объяснения различным явлениям. Задания начинает выполнять, ориентируясь на достижение результата, а не на игровое восприятие процесса. С этого и начинает постепенно формироваться внутренняя позиция школьника. Непременно следует уточнить, что желание быть школьником еще не является готовностью к школе. Для нас важно, чтобы мотив был направлен не на нахождение в школе, с ощущением взрослости, а на достижение успехов в учебной деятельности. Впоследствии именно этот мотив становится достаточно устойчивым и доминирует над мотивом избегания неудач, что ускоряет развитие различных способностей ребенка, таких как самооценка, и уровень притязаний. Таким образом, появление учебной мотивации является одним из главных направлений в психологической подготовке ребенка к школьному обучению, непременным условием его успешной социализации в школе и основной для развития у него личностных  черт.

Готовность ребенка к школе состоит из трех основных аспектов – физиологический, социальный и психолого-педагогический:

  • Физиологическая готовность – это в первую очередь, выносливость будущего ученика, а именно, как быстро наступает физическая усталость и как долго он может занимать трудоемким процессом учебы без существенной смены деятельности. Наблюдая за своим ребенком обратите внимание на то, как долго он способен заниматься чем-либо подобным без значительных признаков усталости – раздражительность, отвлекаемость, возбудимость, мышечная усталость и т.п. Информацию о выносливости своего ребенка вы можете получить из поездок в гости, музее, зоопарки и иные культурно-развлекательные места. Поинтересуйтесь у воспитателей, как ваш ребенок физически справляется с нагрузками на занятиях.
  •  Социальная или социально-личностная готовность к школе. Основными компонентами здесь являются: отношения с окружающими взрослыми; взаимоотношения со сверстниками; отношения ребенка к самому себе. В старшем дошкольном возрасте дети уже должны уметь выполнять правила, которые предъявляют взрослые. Отношение к ним должно быть уважительное. Должны быть сформированы такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность. Детки должны уметь договариваться, играть и трудиться сообща. Отношение к себе в первую очередь должно выражаться через постановку адекватной самооценки,  направленность на саморазвитие, заинтересованность в самоопределении и смыслообразовании. Ребенка отличают  глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быть лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.
  • Психолого-педагогическая готовность к школе выражается в:
  • запасе знаний об окружающем мире (здесь важен не только их объем, но и качество – правильность, четкость, обощенность);
  • представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности;
  • достаточный уровень развития познавательных интересов (интерес к новому и интерес к самому процессу познания);
  • определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов - сформированность сенсорных эталонов; качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; определенная степень децентрации мышления; высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Именно это служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе; развитие воображения.
  • Начало формирования произвольности психических процессов;
  • Развитие речи.
  • Формирование волевых потребностей.

Итак, формированию учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников способствует постепенная многомерное воспитание, выработка адекватной самооценки и других личностных черт ребенка.  Что же должны сделать близкие, чтобы мотив был направлен на достижение целей и направлен на саморазвитие ребенка:

  • Конечно, задолго до наступление предшкольного возраста, мы внимательно следим за развитием нашего малыша – речь, внимание, память, моторика, характерологические и поведенческие особенности малыша;
  • Формируем в домашней обстановке произвольность, послушание.
  • Вырабатываем терпимость к неудачам;
  • На своем опыте прививаем любовь к книгам и познавательному вопрошанию;
  • Непосредственно перед поступлением в первый класс обговариваем все детальные изменения  в режиме дня, в поведении ребят, в понимании деятельности учителя.
  • В процессе обучения обсуждаем, что ребенок сегодня нового узнал. Для нас главное – знания, а не сколько раз его похвалили. Иначе, при наступлении последовательных неудач для малыша будет проще опустить руки и не стремиться больше к новым знаниям.

Успех вашего ребенка зависит в первую очередь от правильного возрастного старта школьного пути и включения родителей в образовательный процесс вашего ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников"

Наличие учебно-познавательной мотивации является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и его правильной организации. XXI век - эпоха информационного общества. Информационные ...

Презентация по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации "

Презентация мастер- класса по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников»Цель: Продемонстрировать использование современного...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на-чальных классов через применение технологии проблемного диалога

В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск э...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...