«Мы такие же, как вы…»
методическая разработка (2 класс)

Бирюкова Ольга Владимировна
Неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья – каждый десятый ребенок имеет особые образовательные потребности. С чего же необходимо начинать работу с такими детьми? Как подготовить педагогов к работе с «особыми детьми», как сориентироваться в индивидуальных особенностях детей и выработать навыки эффективного взаимодействия с ними. С этой целью в рамках цикла практических занятий 26.11.2019 проведено первое занятие по теме: «Создание психологически комфортной образовательной среды для развития личностного потенциала, успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» для педагогов-психологов и педагогов, работающих с детьми по индивидуальному учебному плану муниципальных общеобразовательных учреждений города Докучаевска.

imageВедущие занятия: методист, который отвечает за психологическую службу, В.В. Бездольная и педагог-психолог МОУ «Школа № 5 города Докучаевска» О.В. Бирюкова сделали акцент на основных принципах обучения детей с ОВЗ, детально рассмотрели трудности, которые необходимо преодолевать учащимся с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, адаптации к учебному процессу. Отметили важность психологической поддержки семьи, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Работа в группах позволила участникам занятия поделиться своими знания об особенностях развития детей с нарушением интеллекта и с нарушениями слуха и выработать алгоритм работы, учитывая психофизические особенности таких детей. 
Бонусом для участников занятия стали памятки и буклеты с практическими рекомендациями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл практических занятий

«Организация психолого-педагогического

 сопровождения и индивидуальной работы с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья»

26.11.2019

Практическое занятие: «Создание психологически комфортной образовательной среды для развития личностного потенциала, успешного обучения  ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

СЛАЙД

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,

• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.

• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.

Развивающие:

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

• развивать позитивное отношение к себе.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.

Целевая группа: педагоги-психологи муниципальных общеобразовательных учреждений города Докучаевска, учителя, работающие с детьми по индивидуальному учебному плану.

Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные, бумага, карандаши и ручки, фломастеры, маркеры, заготовленная схематичная фигура мальчика, вырезанная из ватмана без улыбки (сделать отдельно улыбку и на двухсторонний скотч, проектор, релаксационная музыка.

Ход проведения практического занятия

  1. Вступительное слово:

Бездольная В.В., методист, который отвечает за психологическую службу

Неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья – каждый 10-ый ребенок имеет особые образовательные потребности, и мы с вами знаем, что каждый человек имеет право на образование.

Однако проблема обучения детей с ОВЗ становится с каждым годом всё актуальнее. С чего же необходимо начинать работу с такими детьми? Как подготовить педагогов к работе с детьми ОВЗ, как сориентироваться в индивидуальных особенностях детей, выработать навыки эффективного взаимодействия с ними. С этой целью предлагаем вам в помощь цикл практических занятий «Организация психолого-педагогического  сопровождения и индивидуальной работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья».

Наше первое занятие посвящено созданию психологически комфортной образовательной среды для развития личностного потенциала, успешного обучения  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Я передаю слово педагогу-психологу МОУ «Школа № 5 города Докучаевска» Бирюковой О.В.

Бирюкова О.В. педагог-психолог МОУ «Школа № 5 города Докучаевска»

Добрый день, уважаемые педагоги. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

СЛАЙД

Психолог (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

НА Выбор, что вам больше по душе!

СЛАЙД

Разминка. Упражнение «Передай импульс» (5 мин.)

Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)

Или 

Разминка. Упражнение «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым». Открывайте глаза. Пора возвращаться.

2. Основная часть.

Педагог-психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

СЛАЙД

Упражнение «Солнце способностей» (5 мин.)

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Вопросы для обсуждения

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Психолог: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы выделили для себя и окружающих свои способности, положительные качества, возможно кто-то задумался и о недостатках, но мы видим, что положительных качеств все-таки у нас больше и значит теперь мы можем двигаться дальше.

Обратите внимание, на доске представлена схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и зовут его ОВЗейка! Он нас будет сопровождать на период занятия.

Упражнение «Погружение» (2 мин.)

СЛАЙД

Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:

Комментарии присутствующих: Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми?). Мои первые эмоции! Нозологии у детей с ОВЗ с которыми я чаще всего сталкивался.

СЛАЙД

Педагог-психолог подводит общий итог к обсуждению: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Упражнение «Поводырь» (5мин.) СЛАЙД

Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.

Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались по залу, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было ходить с закрытыми глазами?

Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые изменённые условия МОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны, уважаемые педагоги.

Упражнение «Трудности», метод мозгового штурма (5 мин.) СЛАЙД

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Что вы можете сказать о них, есть ли у вас какие-то опасения связанные с этой категорией детей, какие именно?

Давайте с помощью метода «Мозгового штурма» перечислим трудности детей с ОВЗ в МОУ. Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов.

Подведение итогов. Попадая в условия МОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети. Особенно нужно выделить – это трудности связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми. СЛАЙД

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Бездольная В.В., методист, который отвечает за психологическую службу

Учитывая перечисленные трудности главная задача педагогов — это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

СЛАЙД

Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

  1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему

миру и учебному процессу.

  1. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и

совместной деятельности.

  1. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к

условиям окружающего мира.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения?

Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью. Поэтому сегодня по окончанию занятия вы получите памятки для педагога.

И конечно немаловажным является работа с родителями.

Упражнение «Ёжик должен быть колючим» (10 мин.)

Семья, имеющая ребенка с особыми образовательными потребностями, автоматически попадает в ситуацию общей ограниченности, т.к. родители привязаны к ребенку, порой не могут полноценно работать, далее сужается круг знакомых и прочее.  Поэтому обязательно в своей работе необходимо делать важный акцент на психологическую поддержку семьи.

Давайте поразмышляем о том, как родителям детей ОВЗ принять своего ребёнка таким каков он есть.

Просмотр мультфильма и обсуждение

Предлагаем просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим». После просмотра мультфильма обсуждение.

Ведущий: Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какое чувство родилось у вас при просмотре мультфильма?
  2. Что бы я сделала на месте родителей для ребенка?
  3. Что бы я сделала для этого ребенка, если бы была лесной няней?

Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться.

Вы как специалисты, работающие с детьми ОВЗ должны понимать психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ. Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы.

В ваше учреждение могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

СЛАЙД Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его.

 Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).  Для создания комфортных психологических условия для развития ребенка в семье предлагаем вашему вниманию буклеты для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и тогда можно исправить практически всё.

Бирюкова О.В. педагог-психолог МОУ «Школа № 5 города Докучаевска»

Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей.

В наших учреждениях чаще всего встречаются дети с нарушением интеллекта, с нарушениями речи; с нарушениями слуха, со сложной структурой нарушений. СЛАЙД

И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ» (10 мин.)

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает лист с информацией, в которой указаны особенности развития согласно нарушений у ребенка, которые чаще всего встречаются в школах города.

Задание для групп: 

На ватманах для каждой группы представить схематически и кратко описание особенностей детей согласно указанной нозологии для представления присутствующим.

Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому, и за какой помощью вы может обратиться.

Какие проблемы могут возникнуть у педагога в процессе обучения таких детей?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?

 

 

 

Время для работы 10 минут.

1 группа

Вид нарушения - нарушение интеллекта (возьмем это нарушение или ?).

2 групп

Вид нарушения – нарушение слуха (приложение 1).

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

Психолог: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

СЛАЙД

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

СЛАЙД

Психолого-педагогические рекомендации

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

СЛАЙД

4. Заключение. Рефлексия (2 мин.)

Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из присутствующих на тренинге как педагог?

Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной.

Запишите на стикерах свое предложение, пожелание этому ребенку.

Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются на фигуру мальчика в виде одежды. Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Часть педагогов пишут на розовых стикерах то, что они как педагоги могут дать ребёнку с ОВЗ, другая часть педагогов на голубых стикерах пишут свое предложение, пожелание этому ребенку.

В итоге, наклеивается на него «улыбка».

Посмотрите, ОВЗейка улыбается, столько всего доброго и необходимого пожелали педагоги. Ему приятно, что его принимают, его любят и поддерживают.

Спасибо, что пришли на наше практическое занятие, надеемся, что оно не пройдет бесследно в Вашей профессиональной жизни, что полученная информация Вам пригодится, и Вы задумаетесь, в каком направлении будете работать.

Бездольная В.В., методист, который отвечает за психологическую службу

Завершить наше занятие я хотела бы притчей. 

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной звезды.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше.

Спасибо за активную и творческую работу всем участникам. На одном занятии решить проблемы взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь. Надеемся, что он не пройдет бесследно в Вашей профессиональной жизни, что полученная информация Вам пригодится, и Вы задумаетесь, в каком направлении будете работать.

Литература:

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной

педагогики. – М., 1999.

  1. Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями,

имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.

  1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия

«Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  1. Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для

педагогов.//Школьный психолог №15, 2011г. – С.42

  1. Кремлякова А. «Место, где мне хорошо». Программа групповых

занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий по профилактике профессионального выгорания//Школьный психолог №2, 2012г. – С.13-14

Приложение 1

1 группа

Нарушение интеллекта

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Сила, быстрота и выносливость у детей с нарушением интеллекта развиты хуже.

Дети с нарушением интеллекта часто поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания, им сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают, снижена работоспособность на уроке.

Внимание характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом. Скорость восприятия у них заметно снижена, оно характеризуется недифференцированностью: в окружающем пространстве они выделяют значительно меньше объектов, чем нормально развивающиеся дети, видят их глобально, нередко форма предметов видится им упрощенной. Нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение такими учебными предметами, как математика, география, история и др.

Страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание, самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме.

Нарушения грамматического строя речи проявляются во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, пропусках главных членов предложения, они не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательными. Не могут раскрыть сюжет произведения, ограничиваются перечислением элементов ситуации. Значительно нарушено мышление, особенно обобщение. Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов - анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.

При выполнении заданий учащиеся часто затрудняются переключиться с одного действия на другое. Эмоции часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира. Свои эмоциональные проявления, учащиеся не контролируют. Нарушены волевые процессы, мотивация.

2 группа

Нарушение слуха 

Характерные особенности детей с данным видом нарушений 

Общение с окружающими людьми затруднено, поэтому психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности

Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено.

Если у ребенка выявлено нарушение слуха, то это проявляется в отставании мыслительной деятельности в следующих аспектах:

  • в резком отставании словесно-логического мышления;
  • в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
  • несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
  • в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Внимание неустойчивое. Много времени приходится уделять развитию непроизвольного внимания.

У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх -  другие они проявлять не умеют.

У большинства детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....