Главные вкладки

    Программа "Я - первоклассник"
    рабочая программа (1 класс)

    Волкова Любовь Владимировна

    Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_adaptatsiya_1_klass.docx32.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.18 № 17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.18 № 515

    ПРОГРАММА

    психолого-педагогического сопровождения

    адаптации первоклассников к школе 

    Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

    Когалым,

    2018 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Данная программа направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе: учащихся первых классов.

    Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

    Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученического коллектива в целом, прежде всего - с классным руководителем.
    Исходными документами для составления рабочей программы являются: 

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.

    2. Авторская программа сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников к школе Е.А. Васильевой.

    Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

    Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Этому возрастному периоду психологи уделяют достаточно много внимания, так как именно он особенно важен при формировании личности школьника, в нем закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

    С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка. К специфическим проблемам первоклассников можно отнести разновозрастный состав классов (6 и 7 лет) и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано множеством программ подготовки к школе, не всегда согласованных с обучением в начальных классах. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.

    Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
    Цель программы:  помочь детям в адаптации к школе, в развитии саморегуляции, предупреждении и снижении тревожности, а также помочь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. 
    Задачи

    обучающие:

    - формировать у первоклассников реальные представления об особенностях обучения в школе;

    - формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу). 
    развивающие:

    - развивать у детей различные виды памяти, внимания, воображения;

    - развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением.

    - развивать мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

    - развивать сенсорную сферу ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук) и двигательную сферу. 
    воспитательные:

    - формировать навыки общения;

    - корректировать трудности поведения и характера;

    - формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

    В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по адаптации первоклассников к школе:

    1. Психологическая диагностика.

    2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

    3. Профилактическая работа.

    4. Коррекционно-развивающие занятия.

    5. Аналитическая работа.

    Учитывая психологические особенности учащихся в работе используются следующие формы:

    - фронтальная;

    - групповая;

    - индивидуальная. 
    Методы работы:

    -наблюдение;

    -беседа;

    - анкетирование;

    - опрос;

    - тестирование;

    -игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях;

    -арт-терапия – метод гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;

    -тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;

    -психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии;

    -метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками. 

    Принципы модели психолого-педагогического сопровождения: 
    научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; 
    системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; 
    комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.; 
    превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. 
    открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ.
    технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе. 

    Ожидаемые результаты. 
    1.Повышение интеллектуального уровня. 
    2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения. 
    3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу. 
    4.Устранение дефектов произвольного поведения. 
    5.Развитие произвольности психологических процессов. 
    6.Развитие навыков рефлексии. 

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

    • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

    • установление контакта с учащимися, с учителем;

    • формирование адекватного поведения;

    • овладение навыками учебной деятельности. 

    Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

    Программа рассчитана на один год обучения.


    Содержание программы 


    Содержание 


    Формы и методы 


    Сроки проведения 


    Предполагаемый результат 


    1. Наблюдение за процессом адаптации  учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе). 


    Целевое посещение уроков, наблюдение во внеучебное время. 


    в течение года 


    Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном  и вторичном этапе путём наблюдения. 


    2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников. 


    1. Экспертный опрос педагогов. 


    октябрь, апрель 


    Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации  (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики. 


    2. Экспертный опрос родителей первоклассников. 


    октябрь 


    3. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое и индивидуальное). 


    сентябрь-октябрь, апрель 


    4. 
    Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований. 


    сентябрь 


    5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально). 


    в течение года 


    3. Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации. 


    1. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые) 


    октябрь-май 


    Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, 
    преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. 


    2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально). 


    в течение года 


    4. Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников. 


    1. Общешкольное родительское собрание: «Ребенок идет в первый класс. Возрастные особенности первоклассника, помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей» 


    сентябрь 


    Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности  за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций. 


    2. Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе». 


    ноябрь 


    3. Тематические консультации: 
    проблемы развития внимания, мышления и т.п.; как повысить учебную мотивацию; самооценка; самостоятельность; проблемы тревожности, агрессивности и т.д. 


    в течение года по запросу 


    4. Родительское собрание: «Итоги адаптации детей в школе». 


    апрель 


    5. Индивидуальное консультирование 


    в течение года 


    6. Общешкольное родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Особенности и трудности адаптации детей к школе. Причины школьной дезадаптации». 


    апрель


    5. Консультационная и просветительская работа с педагогами 1 классов. 


    1. «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации». 


    сентябрь 


    Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие 
    педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками  с 
    целью оказания помощи учащимся в период адаптации. 


    2. Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации 


    в течение года 


    3. Консультирование по актуальным запросам, касающихся 
    проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. 


    в течение года 


    6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников. 


    1. Педконсилиум по  итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы. 


    ноябрь 


    Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе. 


    2. Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников». 


    ноябрь,

    май 


    7. Методическая и аналитическая 

    работа.


    1. Подготовка опросников, анкет, тестов. 


    сентябрь 


    Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.

    Осмысление результатов проведённой работы.


    2. Подготовка к собраниям, коррекционно-развивающим занятиям. 


    в течение года 


    3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. 


    в течение года 


    4. Обработка диагностики. 


    в течение года 


    5. Анализ деятельности. 


    ноябрь, май 


    Содержание коррекционно-развивающих занятий по профилактике трудностей адаптации первоклассников. 


    Занятия строятся в доступной и интересной форме. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.

    В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации.

    Структура занятия.

    - ритуал приветствия

    - разминка,

    - основной часть,

    -рефлексия

    - ритуал прощания


    Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети. 

    Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. 
    Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса. 
    Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

    По результатам проведенной работы по программе психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе проводится анализ и составляется справка об итогах адаптации первоклассников к школе. Делается вывод об ожидаемых и полученных результатах работы.

    Список литературы 
    1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М., 1998.

    2. Битянова Л. Психологическое сопровождение детей  // Школьный психолог. – 2000. – № 10.

    3. Вачков И.В. «Психологическая азбука» первый год обучения. - Ось – 89, 2003 г.

    4. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. «Классные часы с психологом. 1 – 4 классы». – М.: «Глобус», 2009

    5. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск, 2006.

    6. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.

    7. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.: «Академия», 2008 г.

    8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: «Академия», 2008.

    9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу.- Ярославль: Академия развития, 2003г.

    10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

    11. Фопель К. «Чтобы дети были счастливы». - Генезис, 2005 г.

    12. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. - М.: Генезис, 2009г. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

      Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

    "Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников

    Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...

    Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»

    Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели:   вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся  1-х ...

    «Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

    Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

    ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

    Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

    Сценарий игровой программы для первоклассников "Как стать первоклассником"

    Сценарии игровых программ для учеников начальной школы....