Если в классе агрессия.
методическая разработка (4 класс)

Толмачева Татьяна Владимировна

Причины агрессивного поведения детей, рекомендации педагогам  начальной школы по работе с агрессивными детьми, профилактика агрессивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации педагогам26.32 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время  тема  агрессивности в школе стала  актуальной, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом, при этом увеличивается количество агрессивных  детей  и в начальной школе.

Практически  в каждом классе  встречается ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других,  обзывает и бьет их, намеренно употребляет грубые выражения, не может себя контролировать, изводит других детей, мешает  образовательному процессу.

  Из-за плохого поведения на уроке начинаются проблемы в отношениях с учителем- не выполняет требования учителя, протестует, намеренно нарушает дисциплину, при этом отрицательно влияет на других детей.  

В чем причина агрессивности детей? Почему  в детях столько злости, негодования? Агрессивного, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако,  не нужно забывать о том, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке, понимании, помощи и поддержке взрослых, потому что агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг него. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. И эта проблема для него неразрешима, ведь такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир настроен против них. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Главная задача педагога заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Одной из причин агрессивности ребенка -нарушенные детско-родительские отношения, безучастность родителей, которая способствует развитию у ребенка уверенности, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Не умение, не желание взаимодействовать, устанавливать контакт со сверстниками,  идти на компромисс также может являться причиной агрессивности ребенка.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание, он чувствует негативное отношение окружающих. В действительности это  попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно взаимодействовать, бороться за выживание в этом  мире, как защитить себя.

Для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком педагогу в первую очередь необходимо установить с ним доброжелательные отношения. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности. Необходимо понять ребенка, заглянуть в его внутренний мир, проникнуться его чувствами, переживаниями.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния таких детей можно  использовать  следующие приемы:

−просить ребенка подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться;

- прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;

-предложить написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать листок со словами;

−переключить внимание ребенка на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…», «Помоги мне, пожалуйста, расставить книжки.» и т.д.);

− совместно с ребенком найти в случившемся положительные стороны.

Также педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

- Сохранять спокойный эмоциональный тон. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

- Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

- Обсуждать поведение только после успокоения.

-Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

- Учить нести ответственность за свои поступки.

- Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

- Никогда не позволять себе оскорблять ребенка.

- Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового положительного  стиля поведения.

- Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Способов много. Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.

Можно предложить агрессивному ребенку фиксировать положительные поступки и достижения, которых  удалось добиться за неделю, вместо того, чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах –  «Копилка хороших результатов»-

1. Подумай  и мысленно вспомни день за днем обо всех хороших поступках.

2. Возьми лист бумаги и запиши три хороших поступка, самые значимые для тебя.

3. А теперь  похвали себя, выразив это в одном предложении. (Например: «Игорь, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У меня действительно хорошо это получилось!»). Запиши свое высказывание на свой лист с хорошими поступками цветными карандашами.

Во внеурочной деятельности для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки, сплочению коллектива. Также можно использовать  ролевые игры, элементы тренинга, на которых обучить детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Такие занятия полезны не только агрессивным детям, но и детям, которые не имеют данной проблемы - они помогают ребенку успокоиться, скорректировать свое поведение и способствуют изменению  своего отношения к сверстникам, окружающим.

Так например, работе со всем классом на занятии «Мой внутренний мир»,  предложить детям  выполнить   упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции поведения, обеспечение усвоения детьми моделей оптимального поведения в различных ситуациях

Упражнение «Хвасталки».

Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах.  Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Каждый думает о каком-нибудь своем достижении.  Необходимо,  чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя.» Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше.

Упражнение «Противоположное качество»

Детям предлагается назвать противоположные качества – дружба, щедрость, доброта, честность, забота, внимание и т.д.

Необходимо охарактеризовать каждое качество.

Ребенок может привести примеры из собственной жизни, когда он проявлял, то или иное качество.

Упражнение «Продолжи сказку»

Предложить детям продолжить сказку, придумать счастливый конец.

«Жили-были Мишка-Топтышка и Зайка-Попрыгайка. Они всегда вместе гуляли и играли. Зайка-Попрыгайка собирал для своего друга самую вкусную землянику на полянке, а потом угощал ею Мишку-Топтышку. Тот знал много веселых игр, в которые они вместе с Зайкой-Попрыгайкой любили играть. Но вот однажды Мишке-Топтышке подарили красивую и дорогую игрушку, и он не захотел ей ни с кем делиться. Тогда Зайка-Попрыгайка…

Необходимо обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

“Придумай добрый конец”. 

Учитель читает детям рассказ и просит придумать доброе окончание. “В одном классе учился мальчик, который был очень-очень злой. Он всех обижал и не давал покоя ни детям, ни взрослым. Но однажды…

Игра “Волшебные заросли”

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми “волшебными водорослями” – всеми остальными участниками. “Водоросли” знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить “водорослей” пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

Работа с родителями

Одному педагогу сложно работать  с проблемой агрессивного поведения у детей, поэтому необходимо работать  с родителями. Проводить родительские собрания, беседы на темы: «Что такое «агрессивность», «Как общаться с агрессивными ребенком», «Способы преодоления агрессии у младших школьников» и др. При этом,  необходимо помнить, что на родительском собрании нельзя  говорить о поведении конкретных детей, не переводить собрание в судебное заседание.

При индивидуальном общении с родителями агрессивных детей не использовать обвиняющих высказываний, а показывать свою обеспокоенность агрессивностью ребенка, демонстрируя родителю  вашу заинтересованность и желание помочь.

Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Список используемой литературы

1. Агрессия у детей и подростков /Под ред. Н. М. Платоновой, СПб., 2004

2. Агрессия: причины, следствия, контроль /Л. Барковец, СПб.: Прайм, 2001

3. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт. –сост. М. Ю. Михайлина – Волгоград: Учитель, 2009

4. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / Долгова А.Г., М.: Генезис, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку с нарушением поведения ,если я него проявляется физическая агрессия?

Педагоги часто в школьной деятельности сталкиваются  с детьми агрессивными,. Что делать?Помогать ребёнку находить решение выхода из  проблемной ситуации....

Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»

Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»...

Конспект литературного чтения. С.В.Михалков Если. 3 класс.

Тема: С. В. Михалков «Если»Цель: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалкова; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопр...

Конспект урока по литературному чтению "С. Михалков .Если" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Михалков . Если". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...

Конспект урока "С. Михалков «Если»" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: С. Михалков «Если»Цели урока: работать над техникой и выразительностью чтения, развивать воображение, логическое мышление, обучать правильному построению ответов на поставленны...

С.В.Михалков "Если". 3 класс

Технологическая карта урока.3 класс. Школа России....