Главные вкладки

    Эссе "Моя педагогическая философия"
    статья по теме

    Русина Татьяна Игоревна

    Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esse.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе «Моя педагогическая философия»

         Первое сентября 2007 года… Праздник… Погода не радует: мелкий моросящий дождик, ветер, осень напомнила о себе точно по календарю. Меня охватывает волнение, настроение радостное, но немного тревожно. Пятый раз – в первый класс!

         Первый класс -  самый трудный класс во всей начальной школе. Как пройдёт первая встреча с моими маленькими учениками, их родителями? Каждый раз, готовясь к встрече с первоклашками, я задаюсь этим вопросом. Осознаю, что я не просто учитель, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своё дитя. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, с одноклассниками. И от меня, первого учителя, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они единомышленниками педагогов. Многие годы я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи.

         Лицейский двор… Звучат знакомые с детства школьные песни…Праздничная суета, радостные лица, букеты цветов, белые банты, яркие зонты…

         Вот и мои первоклассники. Все они очень разные: смелые и робкие, высокие и совсем малыши, шумные и спокойные, послушные и сорванцы. И я принимаю их такими, какие они есть. Встречаю каждого улыбкой. Считаю мрачного, постоянно недовольного, да ещё срывающегося на детях учителя противоестественным явлением.

         14 девочек и 14 мальчиков. Но пока для меня каждый – непрочитанная книга в яркой праздничной обложке, которую мне предстоит с интересом изучить. И больше всего мне хочется, чтобы они доверились мне, чтобы мы вместе переживали огорчения и делили радости первых побед.

         Смотрю на них, таких открытых, доверчивых, и думаю: «Зачем приходит маленький человек в школу?» Долгое время ответ на этот вопрос не вызывал у меня ни малейшего сомнения. Конечно, учиться. И с этим трудно поспорить. И всё же… Маленький человек приходит в школу, прежде всего, за счастьем. Он ждёт от школы праздника, встречи с умными, добрыми людьми, от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта, она не терпит грубого вмешательства. Настоящий учитель помнит об этом всегда. Для меня душа ребёнка сходна с чистой, хрупкой, белой снежинкой, летящей в бескрайнем небе. Как сложится судьба этой снежинки: будет ли она сверкать и переливаться на солнце или превратится в ледяное крошево под грязным сапогом?   Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах проявлять уважение к личности, демонстрировать неиссякаемую любовь к жизни. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать атмосферу взаимопонимания в классе.

          Лицейский двор… Звучат фанфары. Дождь не прекращается. Открываю школьную линейку, поздравляю детей и взрослых с Днём знаний. Этот праздник для меня -  день рождения новых надежд и замыслов. Пусть сбудутся все мечты и ожидания! И вот  самый трогательный момент праздника – чтение стихов первоклассниками. И, конечно, песня учителей: «От улыбки краше наша жизнь…»

        В профессии учителя органично сочетаются черты многих профессий. Учитель – артист, но ему зрители не аплодируют. Он – врач, но «пациенты» далеко не всегда хотят выполнять его назначения. Учитель подобен музыканту-виртуозу и даже, дирижёру симфонического оркестра. М.Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребёнка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Я уверена, что учитель, а особенно учитель начальной школы, должен найти эти струны, помочь ребёнку услышать музыку своей души. Учитель-мастер умело руководит общим звучанием, но при этом чутко слышит голос каждого инструмента в отдельности, даже если этот голос пока слаб и неуверен.

         Садовник оставляет после себя цветущие сады, композитор – музыку, художник – картины… А учитель? Он остаётся в памяти своих учеников, которым передаёт не только знания и опыт, но и частицу своего сердца, своей души. Поэтому учитель должен быть таким человеком, в котором пленяет всё: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность, знания -  всё лучшее, что нравится в человеке. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Тембр и громкость звучания голоса, манера поведения, удачно подобранная наглядность и музыкальное оформление урока, добрые прикосновения – всё это важно, особенно сегодня, когда так велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания.

         Нигде нет столько точек приложения своим способностям, планам, идеям, как в школе. И нигде так благодатно не могут раскрыться человеческие возможности.

         Трудно быть учителем! Эта работа не прекращается за школьным порогом. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем войдёшь в класс и начнёшь урок. Иногда мне кажется, что ничего не получается, тогда я начинаю сомневаться в себе.  Но вхожу в класс, вижу детей, и всё становится на свои места, начинаю преодолевать сомнения и разочарования, неудачи, потому что знаю: радостей побед и удовлетворения в учительском труде значительно больше. Главное, по-моему, соблюдать принцип трёх «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчётах и ошибках.

          Лицейский двор…  Первый звонок…На плече сильного юноши смешная девчушка с белыми бантами изо всех сил звенит в колокольчик. Дождь прекратился. Старшеклассники провожают первоклассников на первый в жизни урок. «Неужели мы такими были?»  «Конечно, были!» «Неужели мы такими будем?»  «Обязательно!»

           Первый урок…  Хочется, чтобы он стал особенным, запомнился детям на всю жизнь. На меня смотрят 28 пар сияющих детских глаз. Сегодня мы – экипаж космического корабля и  отправляемся   в путешествие по Вселенной Знаний.

           В арсенале современного учителя для этого достаточно технических средств. Урок с мультимедийной поддержкой всё более решительно входит в нашу практику. Педагог 21 века – грамотный, умеющий работать на компьютере человек. К этому, безусловно, надо стремиться. Однако хочется надеяться, что как бы далеко ни зашёл процесс информатизации обучения, учитель не забудет о важности человеческого общения со своими учениками. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник педагога. Профессия учителя уникальна. Она будет всегда. Никакой компьютер никогда не заменит живое, эмоциональное учительское слово.

            Для меня очень важно видеть глаза каждого ученика. Глаза ребёнка – это «барометр» урока. Выражение глаз меняется – это и удивление, и восторг, и вопрос, и интенсивная работа мысли, а иногда и отчаяние. Внимательно смотрю на показания такого «барометра», стараюсь видеть перед собой не класс, а  каждого отдельного человека, неповторимого, уникального.

            Первый урок окончен… Мы многое узнали друг о друге, а сколько предстоит ещё узнать! Мои первоклассники делятся своими впечатлениями с родителями. Присматриваюсь ко взрослым. Улыбаются, глаза светятся. Всё получилось. Праздник продолжается…

            Завтра будет новый школьный день…   Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моя педагогическая философия

    Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

    моя педагогическая философия

    Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

    Эссе "Моя педагогическая философия"

    Эссе "Моя педагогическая философия"...

    Эссе. Моя педагогическая философия

    «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

    Моя педагогическая философия

    Моя педагогическая философия. Мысли вслух....