Учебно- методическое пособие
материал по теме

Щеголева Ирина Марковна

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_met_posobie.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.

1.Формирование способностей выделять существенные признаки предметов.

   Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

   Школьникам предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно перед ним. Ребята должны выделить два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

Слова

Ответы

1.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

8. Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты,)

10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

11. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

12. Война (самолёт, пушки, сражения, солдаты, ружья)

13. Спорт (мебель, оркестр, состязание, победа, стадион)

Ответы: растение, земля; берег, вода; углы, сторона; глаза, печать; игроки, правила; дерево, кустарник; здание, улица; диаметр, округлость; голос, мелодия; помещение, больные; чувство, человек; сражение, солдаты; состязания, стадион.

  Эти задания можно использовать и с диагностической целью. Школьники, которые правильно выполняют задания, умеют выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепенного.

2.Упражнения и игры для формирования умения выбирать основание для классификации.

Задание

Ответ

1.Прочитайте слова каждого столбика. Что послужило основанием для такого разделения слов. Выбери правильный ответ.

Кошка              Окно                   Молоток

Брошь               Яблоко              Дом

Мышь              Крыльцо            Нож

Доска                Ведро                 Цветок

а) слова сгруппированы по числу букв в слове;

б) слова сгруппированы по родам;

в) слова сгруппированы по числу слогов в словах.

2. Слова: ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы.

Укажи основание для классификации

Основание:_____________________________

Группы:

  1. 2.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

3. Чем похожи следующие слова: утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан, диван.

Выбери правильный ответ.

а) в этих словах одинаковое количество букв;

б) эти слова все мужского рода;

в) эти слова все мужского рода;

г) эти слова все состоят из двух слогов.

4. Ответь на вопрос, что послужило основанием для такого разделения слов.

Ель          Ландыш         Шиповник

Клён       Колокольчик   Смородина

Берёза     Гвоздика         Орешник

Основание:___________________________

_____________________________________

_____________________________________

3. Формирование умения давать определение понятиям.

Задание, направленное на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничений и обобщений понятий)

Даны три понятия, находящиеся в отношении последовательного подчинения, например: растение – кустарник – орешник. Самое узкое понятие, входящее в два других, получает номер 1, самое широкое номер 3.

Например: орешник – 1, кустарник – 2, растение – 3.

*После соответствующего объяснения ученики по образцу должны пронумеровать следующие строчки слов.

Группы слов

1.

Обувь (..), валенки (..), зимняя обувь (..)

2.

Растение (..), гладиолус (..), цветок (..)

3.

Мебель (..), стол (..), письменный стол (..)

4.

Житель России (..), москвич (..), европеец (..)

5.

Лисички (..), грибы (..), съедобные грибы (..)

6.

Подросток (..), отличник (..), ученик (..)

7.

Посуда (..), чашка (..), кофейная чашка (..)

8.

Книга (..), учебник математики (..), учебник (..)

9.

Игрушка (..), матрёшка (..), кукла (..)

  1. Задание предлагается в виде таблицы, средний столбец которой заполнен словами. Другие два столбца заполняют дети. В первый столбец помещаются узкие понятия, а в третий – широкие понятия, обобщения тех понятий, которые находятся в среднем столбце.

Узкие понятия

Широкие понятия

Прямоугольный треугольник

Треугольник

Геометрическая фигура

Домашнее животное

Дикое животное

Полевой цветок

Лесная ягода

Шапка

Зимняя одежда

Учебник

Стол

Мяч

Если дети затрудняются, можно предложить для выполнения этого задания следующие слова: коза, животное, волк, растение, ромашка, черника, ягода, одежда, ушанка, зимнее пальто, головной убор, книга, учебник литературы, письменный стол, мебель, игрушка, баскетбольный мяч.

4.Интеллектуальные игры.

а) «Составление предложений»

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Предлагается три слова, не связанных между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Например: «Медведь уронил в озеро карандаш.»

Слова

Составленные предложения

1) река, ручка, собака

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

2) дерево, тигр, человек

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

3) мост, ученик, дом

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

б) «Что лишнее?»

Детям предлагаются любые три слова. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова

Слова

Лишнее слово. Основание исключения.

1) птицы, лисица, огурцы




2) собака, помидор, солнце




3)курица, пшеница, подушка




4) гусь, лягушка, тина




в) «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Называется какой-либо предмет или явление, например, стрекоза. Задание: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, т.е. предметов, являющихся аналогами данного предмета.

Слово

Аналоги данного предмета

Стрекоза



Поезд



Пылесос



Душ



Именно в таких, на первый взгляд казалось бы, простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Учебный тренажёр и проверочный Тест по теме: «Имя существительное»

Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса  является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...