Главные вкладки

    Занятие по РСВ и ФП по теме:" В зимнем лесу"
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Окочутина Светлана Владимировна

    Занятие может использоваться учителями индивидуальной работы, воспитателями коррекционных учреждений 1 и 2 вида. Конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "Зима", на обогащение знаний по данной теме. На занятии закрепляется произношение звука Р на материале текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_rsv_po_teme_zima.docx42.37 КБ

    Предварительный просмотр:

                                              Проект индивидуального занятия по РРС и ФП  с использованием ЦОР

    ГБОУ АО  «Вычегодская СКОШИ»

    Учитель Окочутина С.В.

    Предмет РСВ и ФП

    Кузовлева Арина  ученица  4  класса 

    Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст..  Слухопротезирована  на оба уха слуховыми  аппаратами типа Арго 4р Артикуляционный аппарат в норме. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии до  3,5   м, без ЗУА – 0,5 м.

    Тема: Работа над дыханием, логическим ударением.   Текст « В зимнем лесу».  Автоматизация  звука  Р.

    Тип: закрепление знаний

    Продолжительность учебного занятия –4 0 мин

    Цель: развитие слухового восприятия на материале темы «Время года». Формирование интереса  к предмету через использование ИКТ

    Задач

    разовательн

    совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь; развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала; продолжать учить составлять описательный рассказ. закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Зима». Работа с разр. текстом.

    Развивающая:  автоматизировать звук Р в слогах со стечениями, словах, предложениях, работать над речевым дыханием, развивать артикуляционную моторику, продолжить работу над словесно-логическим мышлением, развивать речевой слух при различении слов и фраз с использованием и без использования звукоусиливающей аппаратуры,

    Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

    Воспитательная:

    формировать навык самоконтроля за собственной речью, ;воспитывать интерес к окружающему миру, ;воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность, воспитывать желание общаться, воспитание положительной мотивации к учению;, создание ситуации успеха в процессе работы над текстом

    Дидактические материалы:

    Развитие  слухового восприятия учащихся 4 класса. Т.К. Королевская. В. Я . Стаценко   М. «Экзамен », 2005 г.,

    Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989г

    Оборудование : компьютер,  таблички, набор картинок по теме «Зима». Рассыпной текст «Зима в лесу», презентация занятия.

    Этапы учебного занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Используемые цифровые ресурсы

    Орг. момент

    Поздоровайся со мной ладошками. Расскажи о себе.

    Я желаю тебе успеха на занятии, чтобы у тебя всё получилось. А для этого ты внимательно слушай,  запоминай слова, старайся правильно их повторить. А ещё я желаю тебе хорошего солнечного настроения и пусть это солнышко согревает тебя своей любовью на протяжении всего занятия.

    Здравствуйте Светлана Владимировна. Меня зовут Ариша Кузовлёва. Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе.

    Слайд №1

    Вывешиваю солнышко

    Разговорно- обиходная речь

    Слуховой диктант

     

    Слушай и отвечай на вопросы

     -Сейчас осень?

     - Сегодня снежная  погода?

     -Сколько сегодня уроков?

     - Скоро будет Новый год?

      - Ты была в лесу зимой? А ты хочешь побывать там?

    Сегодня мы с тобой отправимся в зимний лес.

    Но чтобы добраться до леса, мы должны выполнить много трудных заданий? Сможешь?

    Тогда начнём.

    - Слушай и повторяй слова :

    ( зима, погода,  уроки,  Ариша,   снег, лес  Новый год /)

    Я буду  слушать и отвечать на вопросы                    

       - Нет, сейчас зима.

    Да, сегодня идёт снег

    Нет. Сегодня нет снега.

    - Сегодня шесть уроков.

    Нет, Новый год уже прошёл.

           Нет.  Да, хочу.

     

    Да, смогу.

    - зима  погода , уроки  Арина   снег  лес   Новый год  

    Ученица стоит на расстоянии

                                                                     Произношение

    Работа над голосом Само

    массаж

      А что может в дороге лучше  поднять настроение . как  весёлая песенка?

     давай споём песенку гласных звуков. Символы звуков будут тебе подсказкой, а пальчики – помощниками. Внимательно смотри на экран.

    А___У,,,А___О___А___И____

    А___О__У__И__Э__
    АУИЭ

    Чтобы почувствовать в лесу чистый воздух будем учиться правильно дышать

    - Будем работать над дыханием.

    - Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот, вдохни глубоко и на выдохе говори звуки протяжно:

    А  --------   О----------У   --------------                                                                                                                        

    - Представь, что у тебя на носу ватка. Сдуй её.

    Скажи на одном выдохе:

    раРИраРИраРИ        РАреРАреРАре    

                      рароРУрароРУ

    -Послушай, какую строчку я скажу. Повтори.

    -Скажи месяцы года  слитно  на одном выдохе громким голосом : январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

    - Скажи на одном выдохе месяцы года, выделяя паузами времена года  тихим голосом : декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь,  июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

    - Скажи на одном выдохе предложение шёпотом:

    Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

    А___У,,,А___О___А___И____

    А___О__У__И__Э__
    АУИЭ

    Выполняет

    А______О_______У_______

    раРИраРИраРИ        РАреРАреРАре    

                      рароРУрароРУ

    рароРУрароРУ

    январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

    декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь,  июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

     

     Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

    выполняет

    Работа над звуком Р

    Давай поиграем.   Игра называется « Что за зверь?»

    Раз, два, три повернись и в животных превратись.  

    Изобрази сердитого волка, как он грозно рычит.

     Покажи, как мурлыкает ласковая кошечка

    -Догадайся, над каким звуком будем работать?

    - Правильно. Будем учиться слушать, говорить  и различать звук Р..

                     

                     

      Р –Р –Р – Р-    

               

             

         МУР –МУР – МУР

       

       

    Будем учиться слушать, говорить  и различать звук Р.

    Артикуляционная гимнастика

             

    Но сначала подготовим наш язычок  Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом.

    « Вкусное варенье», « Чашечка», « Чистим зубки», « Барабан», « Лошадка», « Грибок».

    Уточнение профиля произношения

    Произнесение звука Р

    Работа над слогами

    \Работа над словами

    Работа над предложением.

    - Посмотри на профиль звука Р   и расскажи о звуке Р по плану.

    На пути в лес нам встретилась ёлочка. Она приготовила тебе задание. Прочитай.

    - Прочитай  слоги:

       РА  - РО – РУ  РЫ – РИ

      АР -   ОР  - УР  -  ЫР   -  ИР

    -  Послушай слова и назови слоги со звуком Р.
          Запиши их в тетрадь. 

    работа Рома  деревья  Лариса    укрыла

    - Вставь нужный слог и  назови
      слово. Раздели слова на слоги, выдели голосом  ударный слог

             снеги …      суг …бы

      хит … я      …щет       …бята

    Хитрая лиса  не хочет, чтобы мы попали в лес. Она перепутала все слова.

    - Составь слова

                  кра  про  вый

                   го       во  ли

                 шла   си   ка  

                    гул    щет

                     при  трус

     Подойди к мольберту. Возьми простой карандаш. - Соедини  слова первого столбика  со словами  

    второго столбика по смыслу. Прочитай   слова.

             лес                         хитрая

         

        лиса                     шустрая

         

           белка                       лыжная

         

         прогулка                 красивый

    - Лес уже совсем близко.  

    - Придумай предложение по картинке

       

     

    Выполняет.

    РА  - РО – РУ  РЫ – РИ

    АР-   ОР  - УР  -  ЫР   -  ИР

       

     Ра   Ро    ре       ри  ры  

    сне –ги – ри ,     суг  - ро –бы,

      хит – ра  - я,     ры-щет    ре-бя-та

      красивый  трусливого      пришла  

                            прогулка

     

      Хитрая лиса   красивый лес  шустрая белка  лыжная прогулка

    Лес красивый  шустрая белочка  хитрая лиса  лыжная прогулка

    Ариша и Виталик вышли в лес на лыжную прогулку.

    Работа над логическим ударением

     

    А теперь самое трудное задание.  Если выполнишь его, то мы отдохнём.

    Послушай и повтори предложение. Подчеркни главные  слова́ и прочитай. 

    Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

    Кто вышел в лес на лыжную прогулку?

    Куда вышли Рома и Лариса на лыжную

    прогулку?

    Зачем Рома и Лариса вышли в лес?

    Рома  и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

    Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

     Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

    Слайд №17

    Физминутка

    С неба падают снежинки

    как на сказочной картинке.

    Будем их ловить руками

     а потом покажем маме.

    Посмотри  вверх, вниз, влево, вправо.

    Ловит руками

    Развитие слухового восприятия

     

    Вот мы и пришли в лес.  Посмотри .и скахи : какой лес? А что это? Задание.

    .- Расшифруй  слово.

    Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать?

     - Какое сейчас время года?

    - Сегодня холодно?  

    Спроси у меня.

    Да. Холодно

    -  Что это ?

    - Ты любишь играть в снежки?

    - Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое

    предложение должно начинаться со слова зимой.

    -

     Что ты  делала?

                   

     Красивый загадочный

    М  А  З  И  

    Будем слушать,  и различать вопросы и задания о зиме.

    Сейчас зима.

    Я не знаю. Светлана Владимировна. Сегодня холодно?

    Снежки.

    Да.

    выполняет

    Зимой бывает холодно.

    Зимой  много снега.

    Зимой бывает Новый год.

     - я отвечала на вопросы  о зиме и играла.

    Работа с текстом

    Работа без ЗУА 

    Итог урока

    -

    Будешь слушать текст.

    - Что ты поняла?

    - Будешь  слушать,  и  составлять предложения по порядку.

    -Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ?

    Послушай, повтори и покажи:

    деревья,  снегири,  Рома,  шустрая белка,  Лариса, красивый лес, рыщет волк,  хитрая лиса,  дикий кабан

    -Подбери картинку к предложению. Прочитай

    Собери картинки и таблички. Положи

    картинки слева от себя, а таблички справа.

    слушай и повторяй: зима,  четверг, морозы, снегири,  Рома,  лыжная прогулка, красивый лес.

      Что на занятии тебе было интересно?

    Что тебе было трудно?

    Чему ты научилась?

    Спроси у меня, как я занималась?

    - Ты – молодец!

                     

    - Я буду слушать текст,

    . Пришла зима  Укрыла она деревья и землю пушистым снегом.  Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Лес стоит красивый, загадочный. Только голодный волк рыщет в поисках пищи.  Трусливого зайца спасают ноги. Хитрая лиса мягко ступает по глубокому снегу. Шустрая белочка скачет с ветки на ветку. Дикий кабан ищет в снегу любимые жёлуди.  Могучий лось насторожился. Тихо в лесу. 

    Деревья,  снегири,  Рома,  шустрая белка,  Лариса, красивый лес, рыщет волк,  хитрая лиса, дикий кабан

    Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

    Пришла зима.  Трусливого айца спасают ноги.  Дикий кабан ищет в лесу любимые жёлуди.

    зима,  пятница , морозы,  снегири, Рома,  лыжная прогулка, красивый лес.

                                                                       

    Мне было интересно играть.

     Мне было трудно петь гласные звуки.

     Я научилась хорошо говорить звук Р. Подчёркивать главные слова.

     Как я занималась?

    Слайд №

    Работа с рассыпным текстом

    Аналогичные картинки. взятые из другого текста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

    Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

    Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

    Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

    Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

    Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

    Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

    Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

    Тренинговое занятие "Портрет идеального человека". Презентация к занятию

    Тренинговое занятие "Портрет идеального человека" с мультимедийной презентацией Цель проведения: Осознание детьми образа идеального человека? Развитие творческой самостоятельности, коммуникативно...

    Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

    Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...